Искусство как предмет эстетики. Основные теоретические подходы к пониманию природы искусства. Сущность и природа художественного творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство как предмет эстетики. Основные теоретические подходы к пониманию природы искусства. Сущность и природа художественного творчества.



Понятие искусства. В широком смысле искусство – умение, мастерство, знание дела (кулинарное искусство, искусство шитья, дизайн). В узком смысле искусство – художественное творчество, продуктом которого являются эстетические ценности. Искусство – это, прежде всего, художественное отражение мира в целом.

Предметом искусства является сама реальность, общество, природа, человек. Можно говорить о том, что искусство – это одна из форм познания действительности. Но в отличие от науки искусство познает мир не сам по себе, а в его соотнесенности с человеком, его ценностными ориентациями. Искусство, вместе с тем, специально не ставит познавательные задачи, но художественно осваивая действительность, удовлетворяя эстетические потребности людей, оно познает мир. В любом произведении искусства присутствуют знания о быте, нравах, обычаях, отражается мировоззрение эпохи, особенности человеческих отношений и т.д. Иными словами, искусство дает знания о жизни, учит понимать других людей, тем самым оно раскрывает духовное содержание социального бытия человека.

Искусство отражает жизнь людей через художественный образ, который представляет собой форму выражения мыслей и чувств художника. Другими словами, отражая те или иные явления действительности, художественный образ содержит в себе органическое слияние эмоционального и интеллектуального отношения художника к миру. Образ – это единство субъективного и объективного. При этом произведение искусства не просто передает читателю, зрителю какую-либо информацию, оно призвано вызывать эмоциональную реакцию. Челове4к в этом случае как бы воссоздает для себя картину, аналогичную той, что содержится в самом произведении. Художественный образ – это не зеркальное отражение действительности, он представляет собой обобщение жизненных явлений, фиксирует мысли, чувства, поступки людей, тем самым раскрывая общее в единичном. Если отражение действительности воспроизводит единичное и не содержит обобщения, то произведение не отличается художественной ценностью. Оно, скорее, напоминает документ, чертеж или схему.

Следует иметь в виду, что ни один вид искусства, ни одно художественное произведение не существует без материального воплощения, то есть без формы. Но форма не есть лишь внешняя оболочка. Форма всегда обусловлена содержанием, равно как и содержание обусловлено формой. Содержание в искусстве – это многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии. Форма – внутренняя организация, структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических выразительных средств для воплощения содержания. Основные элементы формы – сюжет, композиция, художественный язык, выразительные средства, свойственные каждому отдельному виду искусства. Например, специфическими элементами формы живописи являются рисунок, колорит, цвет, светотень, линия; в музыке – мелодия, в скульптуре – соотношение объемов.

Основным элементом художественной формы является композиция произведения. Она представляет собой структуру произведения, соотношение его частей, соподчинение элементов целому. Создание композиции – это творческое решение эстетической задачи. Художественное содержание произведения зависит от четкости композиционного решения.

Основные элементы содержания – это тема и идея. Содержание включает в себя также эмоционально-эстетическую оценку изображаемых явлений, поскольку художественное произведение отображает объективную действительность, существующую независимо от искусства, а также действительность, которая идейно осмыслена и раскрыта художником. Тема представляет собой объект изображения в произведении искусства. Она отражает проблемы, возникшие в общественной жизни людей. Идея – это эстетически обобщенная мысль художника, которая отражает определенную концепцию мира и человека. Произведение искусства выражает идею через художественный образ. Таким образом, содержание и форма представляют собой неразрывное единство и являются критерием художественности.

Искусство возникло примерно 40 тысяч лет назад. Большинство ученых связывает его появление с религией, с такими ранними ее формами, как тотемизм, анимизм, магия.

Тотемизм – это вера в существование таинственной связи между людьми и животными. Магическими видом этой связи выступает маскарад. Во время маскарада люди имитировали движения животных, чтобы задобрить тотема.

Анимизм – это вера в то, что все предметы объективного мира имеют душу и разум. Поэтому представления о духах и богах есть не что иное, как принцип поэтического параллелизма. Магия является верой в сверхъестественные средства воздействия. Первые рисунки, танцы, песни имели магический характер, так как их предназначение заключалось в том, чтобы изменить мир и заставить развиваться событиям в желательном для человека направлении.

Первобытное искусство носило синкретический характер. В оном явлении соединялись разные виды и формы искусства. В обряде сливались в единое целом музыка, песня, пантомима, декоративное искусство в виде масок, нарядов и рисунков. В магии мир является сферой свободного овладения, которое впоследствии превращается в самостоятельный тип отношений и становится эстетическим чувством. Магическая реальность как бы останавливала мгновение и делала его вечным.

Основные функции искусства: познавательная, коммуникативная, гедонистическая, воспитательная, регулятивная, ценностно-ориентирующая, гуманизирующая.

 

Морфология искусств

Виды искусства (их морфология) – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

Каждый вид искусства обладает своими изобразительно-выразительными средствами и приемами. Наличие множества видов искусства свидетельствует о том, что ни один из них своими художественными средствами не может создать всеобъемлющую художественную картину мира. Эту картину способна создать только вся художественная культура человечества в целом.

Условно все виды искусства можно разделить на три большие группы.

1.Пространственные (архитектура, все жанры изобразительного искусства). Отличительной особенностью этой группы является пространственное построение в раскрытии художественного образа.

2.Динамические (литература и музыка). Для них характерна развертывающаяся во времени композиция.

3.Пространственно-временные (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк). Их часто называют синтетическими, или зрелищными.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине «Этика и эстетика»

1. Особенности формирования философско-этического мировоззрения. Классификация основных этических направлений.

2. Особенности этических учений древнего Востока. Этапы становления и развития древнегреческой этики.

3. Особенности этического сознания эпохи Средневековья. Главные этические идеи Августина и Фомы Аквинского.

4. Этическое сознание в эпоху Ренессанса. Скептицизм М. Монтеня. Этическая мысль Беларуси в эпоху Ренессанса.

5. Особенности развития этического сознания в Новое время. Теории морали представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).

6. Особенности «неклассической» этики.

7. Главные направления «постклассической» этики XX – начала XXI в.

8. Мораль как предмет этики. Функции и структура морали.

9. Полярные категории этики: добро и зло, справедливость и несправедливость.

10. Кондициональные категории этики: долг, совесть, честь, достоинство

11. Свобода как нравственная ценность. Моральный закон. Моральная ответственность личности.

12. Проблема реализации смысла жизни. Особенности интерпретации счастья как этической категории.

13. Прикладная этика в системе этического знания.

14. Особенности профессиональной этики. Этика в сфере экономики, бизнеса и межкультурной коммуникации.

15. Этикет и его главные особенности. Общие принципы и нормы этикетной культуры.

16. Проблемы экологической этики.

17. Проблемы биоэтики.

18. Информационное общество и проблемы морали. Компьютерная этика.

19. Предмет эстетики, ее структура. Проблема своеобразия эстетического.

20. Основные этапы развития эстетической мысли.

21. Эстетические теории XX – начала XXI в.

22. Структура эстетического сознания. Эстетическая деятельность.

23. Основные эстетические категории. Прекрасное как эстетическая категория.

24. Возвышенное и низменное. Возвышенное и героическое.

25. Трагическое и комическое.

26. Историческая динамика системы эстетических категорий.

27. Искусство как предмет эстетики. Основные теоретические подходы к пониманию природы искусства.

28. Сущность и природа художественного творчества.

29. Морфология искусств.

30. Пути эстетики и искусства конца XX – начала XXI века: «эстетика повседневности».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.011 с.)