Раздел 4. Эстетика как философская наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Эстетика как философская наука.



История эстетики

Эстетика как философская наука (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о предмете эстетики и своеобразии эстетического, сущности, специфике и проблемном поле эстетического отношения к миру, структуре эстетической теории.

Вопросы:

1. Предмет эстетики. Проблема своеобразия эстетического.

2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру.

3. Структура эстетической теории.

Лекция 9. Основные этапы развития эстетической мысли.

Эстетика XX – начала XXI в. (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений об особенностях эстетической мысли народов древнего Востока, эпохи античности, Средневековья и Возрождения.

Вопросы:

1. Эстетические представления народов древнего Востока.

2. Античная эстетическая мысль.

3. Эстетика Средневековья.

4. Эстетические идеи эпохи Возрождения.

 

Лекция 10. Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика XX – начала XXI в. (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений об эстетике Нового времени, неклассических концепциях западноевропейской эстетики XIX века; эстетических теориях XX – начала XXI в.

Вопросы:

1. Эстетика Нового времени: основные особенности и направления.

2. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в.

3. Эстетические теории XX – начала XXI в.

Лекция 11.

Раздел 5. Основные проблемы эстетической теории

Эстетическое сознание и эстетическая деятельность (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений о структуре эстетического сознания, содержании эстетической деятельности и природе эстетической ценности.

Вопросы:

1. Структура эстетического сознания.

2. Эстетическая деятельность.

3. Природа эстетической ценности.

4. Эстетические аспекты социальных отношений.

Лекция 12. Категории эстетики (2 часа)

Цель: формирование у студентов представлений об основных эстетических категориях: прекрасное, красивое, безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Вопросы:

1. Основные эстетические категории. Прекрасное как эстетическая категория.

2. Возвышенное и низменное. Возвышенное и героическое.

3. Трагическое и комическое.

4.Историческая динамика системы эстетических категорий.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Введение. Предмет и основные задачи этики. Этика в системе культуры

1. Предмет этики.

2. Специфика этики.

3. Метаэтика и нормативная этика

 

Предмет этики.

Термин «этика» впервые употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология связана с древнегреч. словом «этос» - нрав, обычай, привычка, характер. «Этикос» - имеющий отношение к нравам. Этика – теория нравственности.

Постепенно этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину - философию морали. По-латински mores (нравы) – мораль, нравственность.

Этика: - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), с центральной проблемой – Добро и Зло.

Этика – область знания («практическая философия»), исследующего мораль (нравственность) и моделирующего проекты «правильной жизни».

Предмет этики – мораль. Этика – теория морали.

Мораль (нравственность) – 1) предмет этического знания; 2) особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла, интериоризации, свободном выборе ценностных ориентаций.

Интериоризация - глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздействий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса «присвоения» человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные (а не навязанные извне) ценностные ориентации.

Нравственность - понятие, которое в этике чаще всего отождествляется с понятием «мораль». Вместе с тем, встречались попытки разведения данных понятий, наиболее обоснованная из них представлена в философии Гегеля.

Предметное поле этики:

мораль, ее генезис, сущность, специфика, место и роль в жизни общества;

механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;

критерии нравственного прогресса;

содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Структура этики:

1) история этики и моралиописывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней;

2) теория морали – учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

3) нормативная этика обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни».

4) прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности (экологическая этика, этика гражданственности, ситуативная этика, профессиональная этика, этика делового общения и т.д.).

 

Специфика этики

Этика – «практическая философия», т.к., будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Этику изучают не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным).

Связь этики с моральной практикой: всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья.

А. Гусейнов: Этика – рефлексия над моральными основаниями человеческого существования. Рефлексия – обращенность сознания на самое себя.

Мораль и этика

Мораль есть непосредственное сознание смысла жизни в процессе самой жизни.

Этика есть «сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня».

Таким образом, моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии. Причина – кризис ценностей.

Этика в системе гуманитарного знания имеет свое место и специфику. Психология дает материал о механизме поведения и регуляции личности. Этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали. История дает объяснение изменчивости и противоречивости норм морали.

Этика и философия

Этика – философское учение. Этика – нормативно-практическая часть философии. В некоторых системах считается ядром философии (Платон, Аристотель, стоики, Кант). Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью.

Отличия этики и философии

Философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира. Этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми, а также к природе, к науке, к политике, к вопросам жизни и смерти, к самому себе и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.009 с.)