Эстетические теории XX – начала XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические теории XX – начала XXI в.



В начале XX века формируются новые направления и течения в искусстве, для обозначения которых употребляется термин «модернизм». Это понятие также характеризует состояние культуры первой половины XX века. Возникновение модернизма связано с развитием индустриального общества, в котором господствовали рационализм и урбанизация. Модернизм как художественная система предполагает полный отказ от реализма и от традиционных методов художественного отображения мира. На смысловом уровне для него характерны аполитичность, аморализм, бунтарский дух и тема одиночества. На практику модернизма оказали влияние такие учения, как интуитивизм, психоанализ, экзистенциализм.

Эстетика интуитивизма (А. Бергсон, Б. Кроче, Г. Рид) ориентирована на разработку нерациональных предпосылок художественного творчества. А. Бергсон полагал, что природа, создав человека, позаботилась о том, чтобы исключить опасности, которые подстерегают личность и общество в связи с чрезмерным развитием рефлексии. Интеллект человека склонен к созданию мифов. Эта природная особенность призвана помочь человеку преодолеть страх смерти, так как компенсирует возможный недостаток привязанности к жизни. Художественное сознание тождественно мифотворческому. Когда человек соприкасается с искусством, у него возникает иллюзия овладения жизнью. Последнюю невозможно постичь в понятиях. Ее сущность открывается в процессе переживания и интуиции. Таким образом, эстетическая интуиция выступает высшей формой постижения сокровенной сущности мира.

Основатель психоанализа З. Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах-инстинктах, которое оказало огромное влияние на практику формирования в XX в. массовой культуры. Фрейд полагал, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов. Жизнь человека в обществе возможна при условии, когда инстинкты подавляются. В результате возникает фрустрация. Это проявляется в неосознанной ненависти индивида к обществу, выражающаяся в агрессивности. Выходит, что свои неудовлетворенные страсти человек реализует в искусстве.

Эстетика экзистенциализма ориентируется на размышление о бытии исходя из личного человеческого существования – «экзистенции». Познать истину – значит познать себя в экзистенции через воображение и эмоции, которые представляют собой важнейшую сторону художественного творчества. Главный критерий эстетики экзистенциализма – человеческая субъективность, которую следует углублять и реализовывать. Экзистенциализм – это философия социальной ответственности. Художник отвечает за то, что происходит в мире, поскольку его творчество опосредовано ситуацией. Искусство должно не только созерцать мир, но и преобразовывать его. Для экзистенциализма характерна идея об абсурдности человеческого существования. Абсурд – это одиночество и отчуждение от внешнего мира, всевластие смерти. Абсурд можно преодолеть в искусстве, поскольку оно воспроизводит в образах известные истины и темы. Всякое произведение способно показать человеку абсурдность его рассуждений и представлений о мире.

Таким образом, модернистское искусство отражает дезинтеграцию жизни, неустроенность и одиночество человека, безысходность жизненных обстоятельств. Модернистскими направлениями являются экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм. Экспрессионизм провозглашал единственной реальностью субъективный мир человека. Футуризм, отрицая традиционную культуру, культивировал машинную индустрию. Сюрреализм источником искусства признавал сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а художественным методом – разрыв логических связей, вместо них использовались ассоциации, возникающие в подсознании человека.

Во второй половине XX в. появляется постмодернизм. Он продолжает традиции модернизма, нов отличие от последнего стремится соединить высокохудожественность и ориентацию на массовый вкус. Это проявляется в том, что художественное произведение может быть прочитано по-разному. Отличительными чертами постмодернизма являются: релятивизм, то есть относительность истины. Если раньше автор навязывал свою концепцию, то теперь художественные произведения предполагают разные точки зрения, которые являются равноправными; ирония по поводу того, что культура зашла в тупик, старые ценности себя исчерпали и нужно искать новые; фрагментарность, мозаичность и парадоксальность. В целом, постмодернизм воспроизводит различные состояния эпохи в разорванных, «деконструируемых» формах.

Лекция 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.004 с.)