Сущность и специфика эстетического отношения к миру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и специфика эстетического отношения к миру



Специфика эстетического отношения выявляется благодаря сравнению его с утилитарным и научным отношением к действительности.

Представления людей о том, что в мире есть некая гармония, соразмерность, упорядоченность и целесообразность касались трудовых навыков и практики совместного труда. Прекрасным называлось то копье, которое хорошо выполняет свою функцию. В соответствии с этой древней традицией Сократ отождествлял прекрасное и полезное, эстетическое отношение трактовалось производным от утилитарно-прагматического.

Со временем прекрасное и полезное стали отчетливо различаться, люди выделили особые эстетические ценности и научились получать специфические удовольствия от красоты. Эту тенденцию ярко отразила эстетика И. Канта. Согласно немецкому философу, при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением, необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не конкретным научным законам. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает волшебную видимость, прекрасную форму. Задействовав свое воображение, мы наслаждаемся игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и стоить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления – это не утилитаристская, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность ля человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека. «Мир прекрасного», создаваемый, в частности, искусством, - это мир, в котором человек ощущает себя вполне человеком, это сфера гуманности.

Эстетическое знание с самого начала было включено в систему общих размышлений о мире. В эпоху Античности эстетика существовала в рамках философии, в эпоху Средневековья – в рамках богословия, а в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались представителями светской культуры непосредственно в процессе художественного творчества, т.е. писателями, художниками, архитекторами. В Новое время эстетические взгляды развивались критиками и публицистами, при этом создавались целостные системы, которые охватывали широкий спектр эстетических проблем.

Таким образом, эстетика как наука носит междисциплинарный характер. С одной стороны, она является частью философии, с другой, - представляет собой результат искусствоведческих изысканий. Но в отличие от искусствоведческих дисциплин – литературоведения, теории музыки и др. – эстетика делает акцент на общих художественных измерениях группы искусств. Другими словами, эстетический анализ выступает как макроанализ любых художественных форм. Искусствоведческий анализ предполагает более конкретное исследование, поскольку уделяет внимание частным единичным деталям.

Можно говорить также о связи эстетики с психологией. Их объединяет проблема творческого мышления и художественного восприятия.

Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом созерцании нам дается чувственное созерцание истины. Так, в древности музыка понималась как математическая дисциплина, т.к. гармонический ряд, по мнению, например, Пифагора подчиняется математическим законам и отражает движение планет во Вселенной. Египтяне использовали так называемое «золотое сечение» при строительстве своих грандиозных и, вместе с тем, соразмерных гармоничных сооружений. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах. Гармония, соразмерность и закономерность природы, чувственно воспринимается нами как красота. Это чувство является знаком истины, до которой познающий разум добирается только со временем.

Научное отношение к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое отношение предполагает образное восприятие и образное мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического отношения в том, что постижение объекта возможно в его целостности.

Таким образом, эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте – всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.005 с.)