Эстетические идеи эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические идеи эпохи Возрождения



Эпоха Возрождения – период с XIV по XVI вв., характеризующийся зарождением буржуазных отношений и, как следствие, постепенным изменением системы ценностных ориентаций, секуляризацией общественной жизни. В это время происходит возврат к гуманистическим ценностям Античности. Однако если последняя сформировала представление о человеке, возможности и границы которого определены его природой, то Возрождение порождает идею о том, что творческие силы человека не имеют предела. В это время появляется интерес к миру, к изучению природы. Искусство выполняет мировоззренческую функцию, является формой познания действительности. В результате этого обнаруживается связь науки и искусства. Через проблему перспективы художники выходили в область оптики и физики, через проблему пропорций – в анатомию и математику и т.д. Союз науки и искусства способствовал выработке новой системы художественного видения мира, которая была основана на доверии к чувственным восприятиям человека. Исходным принципом художников Ренессанса являлось предельно естественное изображение явлений.

Художники продолжают разрабатывать понятие меры, гармонии, пропорции, композиции. Главные эстетические идеи формулировались самими мастерами искусства. Известными теоретическими трудами являются «Десять книг о зодчестве» Л.Б. Альберти, «Книга о живописи» Леонардо да Винчи, «Установление гармонии» Дж. Царлино и др.

В эпоху Возрождения развивается литература. Видные представители поэтического искусства – Данте Алигьери (1265-1324), Франческо Петрарка (1304-1374) и др. «Божественная комедия» Данте представляет собой синтез поэзии, философии, теологии, науки. В этом произведении отражается вера в земное предназначение человека. В новеллах Д. Боккаччо прославляется предприимчивая и свободная от предрассудков личность; всесторонняя картина общественной жизни представлена в произведении Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В период позднего Возрождения появились пасторальные жанры романа и драмы (произведения Шекспира и Сервантеса).

Импульс к развитию получила музыка. Очевидна связь профессиональной музыки с народной; появляются новые музыкальные жанры – сольные песни, оратории, оперы.

В эпоху Возрождения утверждается самостоятельный художественный стиль Ренессанса. Но его приемы существенным образом отличаются от приемов художественного воплощения Античности. Это отличие заключается, как справедливо считает российский философ В.В. Ванслов, «в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве Античности. Античный скульптурный, живописный портрет – это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно значительны, очень индивидуальны, часто до конца нераскрыты. Гармония античного искусства более спокойна и созерцательна, в то время как в цельности и завершенности произведений эпохи Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля. Это часто чрезмерная воля, все сметающая на своем пути, однако демонстрирующая возможности самостоятельности и независимости». Художники уделяли большое внимание внешнему правдоподобию при отражении действительности, однако они не возводили в ранг совершенства первую попавшуюся натуру. Писатели, художники, скульпторы ориентировались на общее, или типическое, стремились выявить идеал в самой действительности.

Одним из видных теоретиков эстетической мысли данного периода был итальянский гуманист, ученый, архитектор Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Как и античные мыслители, он стремился обнаружить объективные основы прекрасного. С его точки зрения, красота коренится в реальном мире, природе и человеке. Альберти подчеркивал рационалистические основы искусства. Он говорил о том, что художник-архитектор должен быть знатоком в области истории, математики, поэзии.

Выдающимися представителями искусства Возрождения являются Ф. Брунеллески (1377-1446) – архитектор, Д. Донателло (1386-1466) – скульптор, Т. Мазаччо (1401-1428) – живописец, С. Боттичелли (1444-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519) и др. В их творчестве нашли воплощение новые художественные приемы, а также отразились принципы Возрождения, связанные с идеей безграничности развития человеческих способностей.

В XII-XIV вв. появляется готический стиль. (Термин «готика» от итал. gotico, букв. – «готский», т.е. «относящийся к германскому племени готов»). Его возникновение связано с ростом городов и их борьбой за независимость от сеньора. Основные черты этого стиля – ажурность, легкость, устремленность ввысь. Современные специалисты в области эстетики отмечали, что предназначение готического искусства заключалось в прозрении присутствия Бога в мире. Вся Вселенная представлялась как божественное творение по законам красоты. Тем не менее считалось, что подлинное воплощение красоты – сам Бог. В качестве символа мироздания выступал готический собор, который выражал идею небесной и земной иерархии, а также величие и достоинство человека; «само здание должно символически своим планом напоминать крест, на котором был распят Спаситель, каждая архитектурная подробность облечена символистикой: розетки – это вечная роза, ее лепестки – души праведников; символические священные цифры кладутся в основание математических пропорций стройки. Требуется здание обширное, которое вмещало бы в себе целые города; внутри здания сумрачно и холодно, в дождливый день полумрак кажется еще суровее, в солнечный – яркие лучи, проникающие сквозь цветные стекла, кажутся кровавыми. Все полно таинственности, все тающиеся аркады и своды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Все прорезают стены; на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды вздымаются выше и выше; над ними идут колокольни… Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента, нежность форм которого доведена до грандиозной утрировки».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.006 с.)