Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моральная ответственность личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нравственная ответственность - естественное следствие свободы выбора. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Поэтому свобода – не благо, а трудная участь человека. Этические концепции о связи свободы и ответственности. Фрейдизм: разрыв связи между свободой и ответственностью, отрицает ответственность человека, т.к. поступки носят бессознательный характер. Экзистенциализм: личность ответственна только перед самой собой, перед своей сущностью. В обыденном сознании часто разделяют свободу и ответственность. Виды и мера ответственности (перед кем (чем) и за что человек несет ответственность) 1. Ответственность человека перед самим собой. 2. Ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно. Если затрагиваются их интересы. 3. Ответственность человека перед миром и человечеством, забота о мире, вызванная тревогой о нем (с точки зрения экзистенциализма). 1. Ответственность человека перед самим собой предполагает, что я делаю выбор и «выбираю себя»: свою жизнь, судьбу и несу за нее ответственность. Проявляется в наших сомнениях, чувстве вины, страха и пр. Может отрицаться человеком. Возлагаться на судьбу, близких, обстоятельства и т.д. 2. Ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми. Моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью. Наиболее распространенный и общепринятый. 3. Ответственность человека перед миром и человечеством: с ложный вид ответственности, трудно идентифицировать. Не может быть ни административной, ни правовой ответственности. Эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком. Является характеристикой нравственного состояния человеческого сообщества. Это не ответственность-долженствование, а ответстенность-готовность. Чаще всего носит опосредованный характер. Дж. Дьюи связывал данный род ответственности с сохранением унаследованных ценностей: «Мы, живущие сегодня, образуем человечество, вышедшее из прошлого… Блага цивилизации, которые мы больше всего ценим, не наши. Они – плоды труда и страданий непрерывной человеческой общности, к которой причастны и мы. Наша ответственность – ответственность за сохранение и передачу, чистоту и распространение ценностей, унаследованных нами». Основанием ответственности по-прежнему остается «Золотое правило» нравственности: думать о других, о последствиях своих действий. Мера моральной ответственности неодинакова у разных людей, в разных ситуациях. Зависит от самостоятельности совершаемого действия. Наличие принуждения не снимает ответственности с человека. От значимости совершаемого действия для судеб других людей. В экстремальной ситуации она повышается. Определяется масштабами принимаемых решений, влиятельностью, авторитетом, общественным положением или должностью личности, принимающей решение. Однако моральная ответственность – особое качество личности, а не придаток служебному положению. Связь морально-нравственной ответственности и свободы с понятием «служения» в христианской этике. Ведущий белорусский богослов Митрополит Филарет писал в одной из своих статей: о том, что в христианской этике ответственность свободы должна определяться через понятие «служение». Он напоминал фундаментальные положения Основ социальной концепции Русской православной церкви, в которых, в частности говорится: «Для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к «подобию Божию», исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами». Антуану де Сенту-Экзюпери принадлежат знаменитые слова, которые остаются актуальными до сих пор: быть человеком – это значит ощущать свою ответственность. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.009 с.) |