Тема: Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика XX – начала XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика XX – начала XXI в.



1.Аристотель в свое время выдвинул понятие калокагатии, обозначающее гармонию внешне прекрасного и внутренне благого в объекте. Познакомьтесь с высказыванием на эту тему Л.Н. Толстого: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас же уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

В чем различие между Аристотелем и Толстым в трактовке единства добра и красоты?

Касается ли такое наблюдение только женщин?

Какая красота может быть безнравственной?

2.Сопоставьте два высказывания:

Леонардо да Винчи: «Живопись распространяется на поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства. Но она не удовлетворяет той истине, которой достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину».

Платон: «Люди, жадные до зрения и слуха, услаждаются красками, образами и всем тем, что из них составляется, но их разум бессилен созерцать самую природу красоты и услаждаться ею».

Сформулируйте разницу между позициями двух мыслителей.

Найдите общее в их понимании природы эстетического.

Раздел 5. Основные проблемы эстетической теории

Тема: Эстетическое сознание и эстетическая деятельность

1.Социально-историческое обоснование эстетики принадлежит К. Марксу: «Чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые рождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоты формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…»

Чем чувства человеческие отличаются от чувств, например, животных?

Почему «музыкальное ухо» и «видящий красоту формы глаз» согласно Марксу могут сформироваться только в обществе? А как же врожденные задатки и талант?

Каким образом предметная деятельность человека (в том числе производство) воспитывает его чувственность?

2.В структуре общественного сознания выделяют обыденный и идеологический уровень, в структуре научного сознания – теоретический и эмпирический уровень. Почему в структуре эстетического сознания наряду с эстетическими теориями и эстетическими чувствами выделяют эстетический вкус?

3.«Истинная оригинальность, создавая предмет, требует истинного образования, тогда как неподлинная принимает форму тех безвкусных проявлений, которые приходят в голову лишь необразованных людей» (Гегель).

Зачем оригинальному человеку образование?

Делает ли образование оригинальным?

Чем отличаются оригинальность и оригинальничанье?

Как соотносятся оригинальное и классическое в искусстве?

Всегда ли копия хуже оригинала?

4.«Природа прекрасна, если она в то же время походит на искусство, а искусство может быть названо прекрасным только в том случае, если мы осознаем, что оно искусство и, тем не менее, кажется нам природой» (И. Кант).

Что общего между природой и искусством?

5.Припомните произведения искусства, где труд представлен как эстетическая ценность.

6.В чем состоит «эстетический аспект» деятельности?

медсестры;

каменщика;

дирижера;

водителя;

бухгалтера.

Тема: Категории эстетики

1.Определения каких эстетических категорий (прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное) представлены ниже:

а)… - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность.

б)… - эстетическая категория, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала.

в)… - категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть сразу полностью освоены обществом.

г)… - категория эстетики, характеризующая эстетические явления с точки зрения совершенства как обладающие высшей эстетической ценностью.

д)… - эстетическая категория, противоположная возвышенному, она характеризует явления, угрожающие благу человека и человечества, представляющие моральное зло.

е)… - эстетическая категория, выражающая диалектику свободы и необходимости, отражающая острейшие жизненные противоречия. Эти противоречия чреваты гибелью положительных общественных сил, однако данная категория утверждает историческую правомерность и жизненную будущность положительных начал.

2.О какой эстетической категории ведут речь авторы?

Эдуард Берк: «Аффект, вызываемый великим и… существующим в природе, есть изумление, при котором все движения души приостановлены под воздействием в какой-то степени ужаса».

Генри Хоум: «Собор св. Петра в Риме, большая египетская пирамида, заоблачные вершины Альп, большой морской залив и особенно ясное небо величественны потому, что помимо своих размеров еще и необычайно прекрасны».

Ионас Кон: «Впечатление грандиозной величины, когда оно эстетически воздействует, называют…»

Псевдо-Логин: «Цель… не убеждать слушателей, а привести их в состояние восторга… поддаваться или сопротивляться убеждению – в нашей воле, изумление же могущественно и непреодолимо настолько, что воздействие его происходит помимо нашего желания».

Выделите основные эстетические характеристики объектов, описываемых данной категорией.

3.Комическое вызывает смех, но не все смешное – комично. Приведите примеры смешного низменного, смешного трагического (трагикомического). Возможно ли смешное прекрасное?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.005 с.)