Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в.



Вторая половина XIX в. отмечается зарождением неклассических эстетических теорий. Для них характерно отсутствие стремления к воплощению эстетического знания в рамках универсальных систем, обладающих внутренним единством и целостностью. В искусстве исчезла каноничность жанров и стилей. До XIX в. развитие художественных стилей занимало столетие и затрагивало все виды искусств. Теперь художественные формы не носят всеобъемлющего характера, поэтому их нельзя объединить в понятие стиля. Кризис социальных взглядов эпохи создал почву для возникновения и развития таких новых художественных методов в искусстве, как реализм, натурализм, импрессионизм, символизм.

Реализм – художественный метод, который предполагает жизненную правду в качестве первоочередной задачи искусства. Тем не менее реализм не является простым отражением действительности. Этот метод предусматривает объективную роль автора, создание типичных героев, сформированных средой, правдивое отражение современной жизни. Реализм основывается на позитивистском способе изучения действительности. У истоков позитивистской эстетики находился О. Конт, который утверждал, что источником искусства должны быть физиология и психика человека. Из предыдущего художественного наследия реализм позаимствовал принцип историзма, колорит места и времени, а также идею человека как творца.

Эстетика классического реализма складывается в 30-х гг. XIX в. Ведущий теоретик реализма, французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) является автором «Человеческой комедии» - грандиозной эпопеи нравов, картины утверждения буржуазии. Искусство, по Бальзаку, - отражение действительности. Только те произведения, которые основаны на фактах, картинах, увиденных в жизни, и выводах, извлеченных из нее, имеют право на существование. Для Бальзака главное – собрать воедино основные элементы жизни, ставить важные проблемы и намечать их решение, воссоздавать духовный облик своего времени.

Гюстав Флобер (1821-1880) также настаивал на абсолютной беспристрастности творческого субъекта. Он не верил в существование моральных ценностей, истины и справедливости. Мир изменить невозможно, поэтому художнику бесполезно заниматься нравоучениями, его задача заключается в том, чтобы с научной добросовестностью описать саму жизнь.

В Англии реалистическое искусство представлено творчеством Ч. Диккенса, У. Теккерея, Ш. Бронте, Э. Гаскелл. В их произведениях показана широкая панорама английской действительности. Эти авторы выступали за объективную оценку реальности, жизненную правдивость, борьбу с идеализацией и побочными деталями.

На развитие эстетики в XIX в. особое влияние оказала философия Артура Шопенгауэра (1788-1860). Этот философ утверждал, что человек может постичь действительность через погружение в свой внутренний мир, созерцание. Достичь такого состояния помогает искусство. Оно делает доступными скрытые идеи, отражающие сущность всего мира. Каждое художественное произведение, по Шопенгауэру, демонстрирует жизнь такой, какой она есть. При этом произведение исключает возможность субъективной воли человека.

На рубеже XIX-XX вв. получает распространение декаданс (франц. «упадок»). Это определенный взгляд на жизнь, для которого характерны: отказ от рационализма, интуитивное постижение мира; отвращение к жизни; отсутствие веры в лучшее будущее.

Декаданс – это пессимистическое мировоззрение, отражавшее кризисность эпохи. Писателей и художников объединяло стремление уйти от общественных проблем, а также отказ от традиций прошлого и от художественного обобщения. Считалось, что искусство не имеет права типизировать и систематизировать; в первую очередь следует изображать единичные явления и настроения человека. Главное – это не содержание, а выражение намеков и символов, мгновенных переживаний. Существенным изменениям подверглась художественная техника: особое внимание уделялось форме, обнаружилось стремление создать искусство для избранных.

Одним из новых художественных поисков стал натурализм (лат. «природа»). Это художественный метод, характеризующийся стремлением художника предельно точно отразить жизнь, отказываясь при этом от типизации, от социально-политической, моральной и эстетической оценки изображаемого. В художественных произведениях (романах Э. Золя, братьев Гонкур и др.) отражалась жизнь обездоленных людей, акцентировалось внимание на механизмах взаимодействия человека и среды. В натурализме наряду с реалистическими и демократическими элементами выступали тенденции декадентства в сочетании с безнадежностью и аморализмом. Под влиянием успехов в области естествознания, медицины, техники происходил отказ от художественной интерпретации факта. Именно поэтому художественное произведение представляло собой зеркальное отражение действительности. Перед искусством стояли такие же задачи, что и перед наукой. Художник должен быть физиологом, заниматься простой констатацией фактов, то есть создавать протоколы действительности.

Импрессионизм (франц. «впечатление») – художественное направление, появившееся во Франции в 60-е гг. XIX в. Импрессионизм затронул литературу, живопись, музыку и скульптуру. Для этого направления характерно изображение мгновенных ситуаций, фрагментарность композиции и непосредственное восприятие. Импрессионизм – это особая форма познания реального мира, где субъективные впечатления занимают ведущее место (творчество П. Верлена, О. Уальда, К. Моне, П.О. Ренуара и др.).

Символизм (греч. «символ», «знак») – европейский интегрированный стиль, связавший воедино философию, религию и искусство. В первую очередь он нашел выражение в литературе – творчестве Ж.Н.А. Рембо, М.П.М\ Метерлинка, Д.С. Мережковского, К.Д. Бальмонта, А.А. Блока и др. Поэты-символисты признавали существующий мир вторичным по отношению к другой объективной реальности – Богу, познать которого невозможно. Цель искусства – передать высшую реальность, а не изображать вторичный мир. Символ в широком смысле – это образ, художественное обобщение. Но символ в символизме – это знак мира иного, а иногда даже субъективного начала. Художники и поэты стремились исключить контроль разума над творчеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.004 с.)