Тема «Профессиональная этика. Этикет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Профессиональная этика. Этикет»



1. Основные нормы и принципы делового общения.

2. Этикет и его главные особенности. Общие принципы и нормы этикетной культуры.

3. История развития этикетной культуры.

4. Конкретные нормы этикета в бытовом и деловом общении.

 

1.Основные нормы и принципы делового общения

Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает 1) этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; 2) моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; 3) моральный климат в организации; 4) образцы морального поведения; 5) нормы делового этикета – внешние нормы поведения.

Само понятие «этичное ведение дел» возникло довольно давно в купеческой среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей.

Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX – начале XX в. В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:

управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма);

попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном счете ведет к более высокой производительности и доходности;

социальное управление (начиная с 1960-1970-х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и в частности перед группами заинтересованных лиц (стейкхолдерами).

Этическая ответственность подразумевает следование моральным принципам общества и самой компании. Ответственность этого уровня не подлежит жесткому формальному регулированию.

Социальная ответственность трактуется как способствование улучшению благосостояния и повышения качества жизни общества. Находится на самой вершине пирамиды ответственности и не регулируется никакими формальными или неформальными отношениями. Это желательный уровень ответственности, который оправдывает социальное существование организации.

Образование играет решающую роль и в подготовке будущих лидеров бизнеса, определяя их будущую деловую этику. В частности, американские ученые Г. Олбэм и Р.А. Питерсон считают, что в школах бизнеса необходимо применять к студентам и преподавателям собственные кодексы поведения и следить за их соблюдением. Студентов следует побуждать рассматривать свою будущую профессию как возможность вести общественно полезный образ жизни, при котором деловые устремления и духовные обязательства не отделены друг от друга и составляют элементы гармоничной и содержательной жизни. Большинство респондентов высказалось в пользу необходимости учета этических соображений при планировании стратегии компании, а также с тем, что все студенты школ бизнеса должны проходить курсы обучения деловой этике. В исследованиях белорусских авторов также прослеживается идея необходимости учета этического компонента в трудовых отношениях в сфере предпринимательства.

Привлекает внимание исследование М.С. Швартца (Канада) и Дж. Вебера (США), которые предложили обновленный вариант национального индекса деловой этики (business ethics national index - BENI), как одну из первых попыток определения и оценки потенциальных источников национального этического капитала или этического богатства. Деловую этику кратко определяют как взаимодействие этики и бизнеса (Р.Т. де Георге). Следует иметь в виду, что индекс BENI предназначен не для оценки степени этичности бизнеса, а для определения масштабов деятельности и степени внимания, уделяемого в стране, в том числе по отношению к этике бизнеса в области образования и науки.

Таким образом, моральные, институциональные и юридические нормы определяют состояние деловой этики. Этическое поведение предполагает не только свободное проявление возможностей каждого индивида, но и его ответственность и готовность подчиняться действующей иерархии и тем самым принять творческое участие в формировании современного мира. Кодексы деловой этики широко применяются в современной финансовой сфере. В кодексе, как правило, представлены следующие основные принципы: ответственность бизнеса не только перед акционерами, но и перед всеми заинтересованными лицам; воздействие бизнеса на экономику и общество, на пути к инновациям, справедливости и гармоничному взаимодействию мирового сообщества; деловое поведение: от буквы закона к духу доверия; уважение общепринятых правил; сохранение окружающей среды; неприятие незаконных операций. Необходимо создавать предпосылки для климата доверия в бизнесе, придании ему определенной этической направленности. Белорусскому обществу далеко небезразлично, какие нравственные принципы находятся в основе деятельности банков. Однако существующие кодексы поведения носят лишь рекомендательный характер.

Усиление влияния деловых кодексов может быть достигнуто следующими инструментами: системный контроль государства за финансовыми учреждениями в сфере этики; создание единого органа, который бы следил за исполнением кодексов; ужесточение административной и уголовной ответственности за несоблюдения основных принципов деловой этики; воспитание корпоративной ответственности работников путем прохождения тематических курсов и др.

Можно сформулировать несколько постулатов о личности и поведении человека бизнеса, отвечающих социальным ожиданиям – своеобразный этический кодекс предпринимателя. Итак, этичный предприниматель:

убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

исходит из того, что все люди вокруг него хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ними;

верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность – как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку и технику, уважает культуру и экологию;

стремится к инновациям (нововведениям);

является гуманистом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.004 с.)