Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы христианской хозяйственной этикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Какими же критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих. Общеизвестные критерии по которым оценивается эффективность хозяйствования это получение определенной нормы прибыли и достижение социальной эффективности. Христианская этика говорит о других критериях - нравственном и сотериологическом, отвечая на вопросы, что будет способствовать спасению самого человека и его ближнего, а что нет, что будет являться злом, а что - благом для самого человека, его ближнего, окружающего мира с точки зрения Божественного замысла о мире и о человеке. Поэтому любая человеческая деятельность, и прежде всего хозяйственная, должна соотноситься с Божественной волей, а потому любому верующему хозяйственнику необходимо постоянно сверять свои действия с теми нравственными установлениями, которые даны в учении Церкви. Назовем это положение принципом нравственного соотнесения, он согласуется с перечисленными выше 1,4,5,8 закономерностями, определяющими хозяйственную жизнь христианина. Необходимо отметить, что принцип нравственного соотнесения действует и в нехристианских религиях, где критерием является соответствующее вероучение и даже, в какой то мере, в атеистическом обществе, где оценочным критерием является совесть.
Отвечая на этот вопрос, можно применить как универсальный принцип нравственного соотнесения, так и следующий принцип - принцип сопричастности и ответственности человека за весь сотворенный мир. Каждый человек является творением Божьим и поэтому он ответственен не только за свою жизнь, но и за жизнь своих близких. Более того, замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Поэтому человек ответственен так же за все, что создано Творцом на земле. Исходя из того, что человек ответственен за весь сотворенный мир, должна разрешаться и проблема сохранения окружающей среды. Известно, что активная хозяйственная деятельность людей привела к серьезным ухудшениям экологической обстановки. В огромных масштабах загрязняются воздух и вода, исчезает флора и фауна, земля истощается в части плодородного слоя и покрывается неутилизируемыми отходами. Отчеты и стати экологов напоминают книги о конце света. Называются даже сроки самоуничтожения человечества, которое может погибнуть в собственных отходах уже через два поколения. Сейчас практически нет направлений хозяйствования человека. не наносящих ущерба природе. Известно, что современный человек не может существовать без того, чтобы совсем не использовать энергии, запасенной землей в своих недрах. Мы не можем обойтись без отопления, освещения, горячей пищи, без крова. Энергия, запасенная ранее землей, используется человеком не полностью и значительная часть ее расточается безвозвратно. Как же относится Христианство к этой проблеме? В соответствии с христианским учением конец этого мира должен наступить, однако людям не дано знать «времена и сроки», Творец может продлить существование земной жизни, что во многом зависит от поведения самого человека. Это значит, что недопустимы фаталистические настроения ожидания конца света. Надеясь на милосердие Бога, человек (человечество) должен делать все от него зависящее для избегания экологической катастрофы. В этом главное отличие христиан от эсхатологических пессимистов и оголтелых гедонистов, живущих по принципу «после нас хоть потоп». Любой человек еще со времен своего грехопадения несет ответственность за свое отношение к живой и неживой природе. Но почему особенно важно понимать это сейчас? Потому, что если мы и дальше будем так относиться к окружающему миру, нам просто не выжить. Достаточно взглянуть на изуродованные отходами розничной торговли улицы и площади наших городов, на колоссальные завалы неутилилизируемых отбросов, на загрязнение водных бассейнов, на следы отдыха туристов на природе, и даже на следы пребывания студентов на переменах или в учебных аудиториях. Церковь призывает людей одуматься и сделать все возможное для исправления ситуации и прежде всего для сохранения жизни на Земле. Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам, в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе? Чтобы ответить на этот вопрос нужно опираться на уже описанные закономерности христианского отношения к хозяйствованию (1,2,3,7,8 пункты). Исходя из них принцип христианского отношения к делу можно назвать принципом молитвенной благодарной подчиненности Промыслу. При этом следует понимать, что Бог в нашей хвале не нуждается, а вот смирение человека перед невзгодами, посланными свыше, заставляет его задуматься о нравственности своих поступков, образе жизни, мобилизовать всю свою волю и, с Божией помощью, исправить положение дел, или же полностью отказаться от задуманного. Смириться будет означать принять ситуацию положительно, как полезную и необходимую для спасения. Заметим, однако, что не все христианские конфессии одинаково относятся к успеху в делах. В протестантских конфессиях успех в делах предпринимателя, богатство и прибыльность бизнеса свидетельствуют о богоизбранности данного человека, (принцип предопределения), а потому другие люди должны служить ему, т.к. они не избраны Богом. Рассмотренные выше христианские принципы хозяйственной этики являются достаточно универсальными и они дополняют те специфические черты национальных традиций хозяйствования, на которые уже обращалось внимание православными экономистами. Одна из них, связана с использованием в деловой практике принципа нестрого-эквивалентного обмена, что непонятно не только многим бизнесменам, но и христианам других конфессий, живущим на Западе.
Возможно ли воплощение идеи христианской экономики. Возможно ли воплощение идеи христианской экономики. Не только возможно, но необходимо. Это единственный путь, который примирит отношения труда и капитала, работодателя и рабочего. Это - единственная альтернатива "дикому капитализму". Речь идет не о какой-то особенной "православной экономике" - экономические законы объективны, и альтернативы рыночной экономике нет. Весь вопрос, какая модель рыночной экономики- промышленно-технологическая или компрадорски-сырьевая, модель государственного регулирования или модель «беспредела», свободного рынка, будет реализована в Украине. Православие может и должно принести свою этику в рыночную экономику. Именно религиозная мотивация будет стимулом к социальной справедливости, к бережному отношению к природным ресурсам, да и друг к другу и к стране. Многовековой опыт хозяйствования Православной Руси дал нам поразительные примеры такой экономики. Прежде всего это опыт монастырского хозяйствования. В качестве примера можно привести Соловецкий монастырь. Расцвет монастыря, в том числе хозяйственной деятельности, связан с именем святителя Филиппа митрополита Московского. Он родился в 1507 году в боярской семье Колычевых, приближенной ко двору Иоанна Грозного. С юного возраста почувствовав тягу к монастырской жизни он тайно покидает родительский дом, а в 1537 году принимает монашеский постриг в Соловецком монастыре с именем Филипп. В 1548 году он становится игуменом монастыря и кроме духовной жизни и наставничества активно занимается хозяйственным благоустройством. Климат на Соловецком острове был достаточно суровым и хозяйственная жизнь была сопряжена со многими трудностями, часто речь шла не об эффективности, а об обеспечении выживания. Тем не менее, по инициативе нового игумена при монастыре создается скотный двор, в леса острова запускают лапландских оленей, деревянные здания монастырских построек заменяются на каменные для чего выстраивается кирпичный завод, для обеспечения передвижения по острову проводятся дороги в разных направлениях. Кроме того, монастырская братия осушает болото, устрояет водяную мельницу, соединяет каналами 52 малых соловецких острова, благодаря чему улучшается климат на острове. Особое попечение имел игумен о соляных варницах - главном источнике монастырского дохода. Устраивается при монастыре и больница. Другой пример, архиепископ Антоний (Храповицкий) - великий русский богослов, будучи волынским архиепископом, учредил при Почаевской Лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты, и вывел миллионы малороссийских крестьян из-под экономической зависимости от финансово сильных диаспор, и сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности. Без благословения почаевских духовников ни один кандидат в крае не мог попасть в Государственную Думу России, никаких правых и левых экстремистов в области не было, ибо из под их ног была выбита почва, а просветительская работа была огромной -тираж "Почаевских листков" превышал 2 миллиона! Другой пример - наш великий православный святой Серафим (Муравьев) Вырицкий (), до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, он достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга. Национальная православная экономическая мысль нашла свое отражение и в интеллектуальной жизни русской эмиграции - так, в 1922 году под руководством того же Митрополита Антония (Храповицкого) в немецком городе Баден-Рейхенгалль состоялся "Съезд хозяйственного возрождения России", затем, в программах эмигрантских организаций - НТС, Русского Общевоинского Союза появляется термин "народный капитализм. В этих документах, так или иначе, нашли свое воплощение идеи митр. Антония о православной этике рыночной экономике, о религиозной ответственности предпринимателя, о примирении между трудом и капиталом. Очевидно, что все это должно быть востребовано сейчас. Востребовано той частью экономической и политической элиты, которая понимает, что отсутствие православной этики в экономике, "волчьи законы" уничтожат и эту элиту. Если эти здоровые силы не только осознают это, но и начнут создавать кусты такой здоровой экономики, как это делал преп. Серафим Вырицкий, помогут в просвещении общества идеями и опытом тех православных святителей, которые думали и реализовывали идеи воцерковления экономической жизни, тогда будет шанс создать в России сильную процветающую экономическую систему, которая немыслима без религиозных основ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.01 с.) |