ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5 Христианская экономическая мысль



Лекция 5 Христианская экономическая мысль

Отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека критерии эффективности хозяйственной деятельности Христианская экономическая мысль - общеэкономические воззрения «богословских отцов». Принципы христианской хозяйственной этики. Возможно ли воплощение идеи христианской экономики.

 

В настоящее время в Украине процессам коренного изменения хозяйственного уклада сопутствуют явления, которые часто называют издержками начального накопления капитала или более жестко - "беспределом", т.е. не имеющим границ по масштабам и дерзости нарушением правовых и нравственных норм.
В защиту этого явления часто выдвигается тезис о том, что оно свойственно любой рыночной экономике в период ее становления и что по мере укрепления рыночных структур и институтов, а так же создания соответствующей правовой базы оно исчезнет само собой. Стоит только преодолеть спад производства, снизить инфляцию, привести в порядок финансовую систему, выплатить зарплату бюджетникам, ликвидировать неплатежи, принять налоговый кодекс и ... т.д. Однако, опыт показывает, что материальные и правовые рычаги и стимулы в любом сообществе бессильны в решении социально экономических проблем в отрыве от их нравственной стороны.

Многовековой опыт хозяйствования сложившийся в разных типах цивилизаций, в разных странах мира показал, что хозяйственная деятельность помимо чисто экономических законов личного и общественного интереса , выгоды, должна регулироваться правом и нравственными законами. Без соблюдения их любая хозяйственная деятельность в долгосрочной перспективе обречена на провал.

Экономические успехи многих стран Запада, а так же подъем промышленного производства в ряде азиатских стран не может быть объяснен влиянием только материальных, географических или политических предпосылок. Огромную роль здесь сыграли и продолжают играть религиозные традиции и установки.

История хозяйственного развития разных стран показывает, что экономический кризис способен вызвать не только всплеск безнравственности, но и пробудить силы общества, противодействующие этому явлению. И почти всегда авторитетным лидером таких здоровых сил общества являлась Церковь, поскольку верующие люди в силу своих религиозных убеждений должны придерживаться принципов высокой нравственности.

Каково отношение христианства (либо другой религии, в которой воспитывался, социализировался человек) к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека? Кто является источником всех благ и мерилом всех поступков, результатов деятельности? Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности? Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам , в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе? Какими критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих. По каким принципам необходимо выстраивать свои отношения с окружающим миром (подчиненные, другие субъекты хозяйствования, потребители, окружающая природа) в процессе хозяйствования. Эти и многие другие вопросы в той или иной мере были, и будут возникать у людей, вовлеченных в хозяйственную сферу, пока существует экономика.

Страны Западной Европы, Киевская Русь, дореволюционное Российское государство с Украиной в своем составе, на протяжении многих веков выстраивали свою государственность и хозяйственную жизнь, науку и культуру, базируясь на фундаменте христианства. Поэтому для нас весьма важно получить ответы на поставленные вопросы в соответствии с христианским учением. Знание христианских принципов хозяйствования важно и с точки зрения нравственного оздоровления нашей экономики сегодня.

Каково отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека?

Для христианского учения экономика, хозяйственная деятельность понятия временные, земные. Экономика – явление не изначальное и конечное. Необходимость хозяйственной деятельности в ее теперешнем виде возникает в результате грехопадения человека, теперь человек вынужден добывать хлеб насущный тяжелым трудом в поте лица, заботиться о сохранности и эффективном использовании плодов труда и имеющихся ресурсов, т.е. о собственности, должен регулировать взаимоотношения, возникающие в процессе труда, обмена, распределения.

«Человек, как разумное существо, создан как властитель твари и существует ради себя самого, а нужда в пище и одежде, ограничивающая и подчиняющая внешним обстоятельствам человеческую свободу, происходит из посттварных, приобретенных вследствие грехопадения особенностей человека» (Немезий.с.10-11) по с 126

Таким образом, хозяйственная деятельность человека, труд - непременные составляющие его земной жизни. Один из основополагающих принципов христианской хозяйственной этики - необходимость труда всех работоспособных членов семьи, а следовательно, и всех членов общества согласно с правилом "кто не работает, тот не ест", впервые сформулированном в Новом Завете.

Как таковая экономика подлежит действию тех же законов и ограничителей, которые существуют для иных проявлений человеческой жизни.

По направлению своего развития экономика эсхатологична, т.е. конечна и мало предсказуема, внеразумна по своей первопричине. Ее непредсказуемость и стихийность, внеразумность связаны с особенностями поврежденной грехопадением природы человека. Объясним этот тезис. Дело в том, что конечные экономические потребности внеразумны по своей природе. Во-первых они материальны и в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей тела («Силы питания, рождения и движения крови…не подчиняются разуму…потому что не по нашему определению или выбору, но по природе совершает свои функции» - пишет Немезий с.90,92). Во-вторых, человечество постоянно имеет тенденцию фиксироваться на настоящем и материальном, не задумываясь над будущими и уж, тем более, трансцендентальными последствиями своей текущей материально-хозяйственной активности. С позиций христианской антропологии после грехопадения человек стал иметь стремление в первую очередь к удовлетворению именно телесных потребностей, здравый смысл, разум часто не в состоянии остановить человека в погоне за удовлетворением телесных благ и удовольствий – отсюда излишнее разнообразие одежды, еды, других материальных благ и безумное стремление к ним любыми средствами, вплоть до уничтожения окружающей среды и других людей.

Поэтому главная задача человечества в экономическую эпоху его существования – подчинить хозяйственную деятельность, внеразумную в своей первопричине, действию субъективного ограничителя – разума, определяющего направление деятельности свободной человеческой воли и оказывающего непосредственное воздействие на свободу выбора. При этом разум человека, его воля должны быть направлены к исполнению заповедей, сочетаться с волей Божьей. Согласуя и направляя свою волю в соответствии с Божественной во всех своих поступках, в том числе в хозяйственной сфере, и надеясь на Божественное милосердие, человек обретает спасение.

Лекция 5 Христианская экономическая мысль

Отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека критерии эффективности хозяйственной деятельности Христианская экономическая мысль - общеэкономические воззрения «богословских отцов». Принципы христианской хозяйственной этики. Возможно ли воплощение идеи христианской экономики.

 

В настоящее время в Украине процессам коренного изменения хозяйственного уклада сопутствуют явления, которые часто называют издержками начального накопления капитала или более жестко - "беспределом", т.е. не имеющим границ по масштабам и дерзости нарушением правовых и нравственных норм.
В защиту этого явления часто выдвигается тезис о том, что оно свойственно любой рыночной экономике в период ее становления и что по мере укрепления рыночных структур и институтов, а так же создания соответствующей правовой базы оно исчезнет само собой. Стоит только преодолеть спад производства, снизить инфляцию, привести в порядок финансовую систему, выплатить зарплату бюджетникам, ликвидировать неплатежи, принять налоговый кодекс и ... т.д. Однако, опыт показывает, что материальные и правовые рычаги и стимулы в любом сообществе бессильны в решении социально экономических проблем в отрыве от их нравственной стороны.

Многовековой опыт хозяйствования сложившийся в разных типах цивилизаций, в разных странах мира показал, что хозяйственная деятельность помимо чисто экономических законов личного и общественного интереса , выгоды, должна регулироваться правом и нравственными законами. Без соблюдения их любая хозяйственная деятельность в долгосрочной перспективе обречена на провал.

Экономические успехи многих стран Запада, а так же подъем промышленного производства в ряде азиатских стран не может быть объяснен влиянием только материальных, географических или политических предпосылок. Огромную роль здесь сыграли и продолжают играть религиозные традиции и установки.

История хозяйственного развития разных стран показывает, что экономический кризис способен вызвать не только всплеск безнравственности, но и пробудить силы общества, противодействующие этому явлению. И почти всегда авторитетным лидером таких здоровых сил общества являлась Церковь, поскольку верующие люди в силу своих религиозных убеждений должны придерживаться принципов высокой нравственности.

Каково отношение христианства (либо другой религии, в которой воспитывался, социализировался человек) к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека? Кто является источником всех благ и мерилом всех поступков, результатов деятельности? Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности? Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам , в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе? Какими критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих. По каким принципам необходимо выстраивать свои отношения с окружающим миром (подчиненные, другие субъекты хозяйствования, потребители, окружающая природа) в процессе хозяйствования. Эти и многие другие вопросы в той или иной мере были, и будут возникать у людей, вовлеченных в хозяйственную сферу, пока существует экономика.

Страны Западной Европы, Киевская Русь, дореволюционное Российское государство с Украиной в своем составе, на протяжении многих веков выстраивали свою государственность и хозяйственную жизнь, науку и культуру, базируясь на фундаменте христианства. Поэтому для нас весьма важно получить ответы на поставленные вопросы в соответствии с христианским учением. Знание христианских принципов хозяйствования важно и с точки зрения нравственного оздоровления нашей экономики сегодня.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.008 с.)