ТОП 10:

Экономическая мысль феодальной Европы в Y - XIY вв.



В период с IX до конца XII веков схоластическая мысль получает достаточно зрелый характер. Помимо чисто технических вопросов внимание мыслителей этого времени привлекали в основном проблемы теории или философии познания (Эриуен, Абиляр, Иоанн Сонеберийский и др.) XIII век - классический период схоластки. Теологическая и философская мысли были не только революционизированы в новую систему - «классическую». В основном эту революцию совершали работы Гроссетеста, Александра из Гелса, Дунса Скотта (францианская школа), Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (доминиканская школа). Важное значение для развития экономической мысли в XIII веке явилось возрождение Аристотилианской мысли. Тем не менее в отличие от позиции Аристотеля схоласты относились к рабству как к не нормальному явлению. Физический труд они рассматривали как наказание, благоприятствующее христианской добродетели и как средство удерживающее людей от греха. К коммерческой деятели схоласты XIII столетия схоласты относились как к чему-то низменному, недостойному для благородного человека. Разработанная Ф. Аквинским социология политических и прочих институтов были восприняты всеми схоластами последующих времен. Общество в этой концепции рассматривалось как абсолютное человеческое творение, как простое собрание индивидов, сведенных воедино мирскими заботами. Государство представляло как возникающее и существующее для утилитарных целей. Власть правителя проистекала от людей путем делегирования. По-мнению Фомы Аквинского собственность не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума. Среди современных исследователей можно встретить различные суждения оценки относительно теории «справедливой цены» Ф.Аквинского.

Последний период развития схоластики - позднее средневековье, период в формировнаие капиталистических отношений (с начала XIV столетия). Яркими представителями схоластики указанного периода является Иоанн Буридан (1300-1358гг.) - профессор университета в Париже, Николай Орезн (1323-1382гг.) - епископ Лизген, Антонин Флорентийский (1389-1458гг.) - архиепископ Флорентийский, Луи Молина (1535-1600 гг.), Хуан Де Луга (1583-1660гг.) и др. Ключевым понятием в области экономики для поздних схоластов стало «общественное благо». В чисто утилитарном духе предполагалась связь этого общественного блага с удовлетворением общественных индивидов. Поздние схоласты создали оригинальную теорию цены, внимательно анализировали экономическую деятельность индивидов. «Экономический человек А.Смита возник из понятия «расчетливый экономический разум» - схоластов (Де Луго). Поздние схоласты не просто рассуждали, но и занимались собиранием факта, в той мере в какой это было возможно. Несомненным является то факт, что с поздних схоластов началась теория процента

Общая характеристика экономической мысли феодального общества

Феодализм как общественно-экономическая формация имеет очень широкие (и различные для разных стран) границы во времени. Так, в Китае он господствовал с V в. до н. э. до XIX в.; в России — с IX до XIX в.; в Западной Европе — с V по XV-XVI вв. В ряде стран Азии и Африки он сохранился до XX столетия. Различными путями шло и возникновение этого способа производства: в некоторых странах оно явилось результатом разложения рабовладельческого строя (Зап. Европа), в других - феодализм вырос на основе разложения первобытнообщинного строя (Россия).

При всем различии путей возникновения феодализму повсюду присущи некоторые общие черты. Основой феодального способа производства является собственность класса феодалов на землю и неполная собственность на зависимых от них крестьян, владеющих средствами производства. Феодалы и крестьяне — основные классы феодального общества. Феодальный строй характеризовался господством натурального хозяйства, примитивной и рутинной техникой. Эксплуатация осуществлялась при помощи внеэкономического принуждения.

Феодализм в своем развитии прошел три стадии: период раннего феодализма, период зрелого, развитого феодализма, период позднего феодализма, на последнем этапе которого начались его разложение и кризис.

В период раннего феодализма хозяйство носило в основном натуральный характер, лишь незначительная часть продуктов поступала на рынок. Прибавочный продукт присваивался феодалом в форме отработочной и продуктовой ренты. Но постепенно общественное разделение труда развивается. Отделение ремесла от сельского хозяйства положило начало росту феодальных городов, ставших центрами промышленного производства. Эти процессы привели к росту товарооборота.

В период развитого феодализма на основе углубления общественного разделения труда торговля получила уже значительное развитие. Товарно-денежные отношения играют все возрастающую роль. Происходит переход к денежной ренте. Стадия разложения феодализма характеризуется возникновением в недрах феодального строя капиталистических отношений и зарождением на этой основе буржуазной политической экономии. На этой стадии экономическая наука еще не обособилась. Мы встречаемся с экономическими идеями в юридических памятниках (Салическая Правда - в Европе, Русская Правда — в России), где они служат для обоснования тех или иных юридических норм, вызванных необходимостью защиты феодализма; в церковных памятниках - в связи с попытками «отцов церкви» оправдать всю систему феодализма, его классовую структуру. Особый интерес для нас, с точки зрения становления экономической теории, имеют те экономические идеи, которые высказывались в непосредственной связи с характеристикой экономических процессов: торговли, ростовщичества и др.

Подобно идеологам класса рабовладельцев защитники интересов класса феодалов, особенно в период раннего феодализма, отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Позднее они ищут компромисса, своеобразным выражением такого приспособления взглядов теоретиков феодализма была теория «справедливой цены». Интересы отдельных слоев господствующего класса далеко не во всех вопросах совпадали. В России, например, очень отчетливо проявились расхождения между интересами боярства и служилого дворянства. Это нашло свое отражение в экономической мысли.

При этом в большинстве случаев экономическая мысль была облечена в религиозную оболочку, потому что духовенство было единственным образованным слоем в феодальном обществе. Поскольку «отцы церкви» в своих «трудах» исходили из церковных канонов (канонами назывались законы церкви), их называли канонистами. Наиболее выдающимися мыслителями были Августин (IV—V вв.) и Фома Аквинский (XIII в.) - в Западной Европе, Ермолай-Еразм (XVI в.) — в России.

Экономические взгляды «отцов церкви» выражали интересы господствующего класса - феодалов и ставили себе целью обосновать необходимость феодального строя и феодальной эксплуатации. Экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».

Экономические воззрения канонистов («отцов церкви»)

 

Августин, прозванный церковниками «Блаженный» (354-430 гг) епископ Гиппона (Северная Африка), жил в период, когда хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, когда феодальная система лишь зарождалась и классы феодального общества только складывались.

Экономические воззрения Августина были отражением экономического строя раннего средневековья и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей. В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду Августин призывал всех трудиться, ссылаясь на то, что в момент сотворения мира бог дал человеку приказ трудиться, а также на «священное писание», согласно которому апостол Павел сказал: «Кто не работает, да не ест».

Физический труд Августин ставил наравне с умственным трудом. Земледелие Августин считал «чистейшим из всех искусств» (отраслей хозяйства) и выдвигал его на первое место.

Хотя Августин проповедовал необходимость трудиться, его взгляды не только не отражали интересы эксплуатируемых народных масс, но служили защите интересов нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал закрепощение крестьян. Задачу церкви он видел не в том, чтобы освободить крепостных крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев. Вознаграждение трудящимся за страдания в этой жизни Августин обещал в загробном мире.

Августин резко выступал против богатства и заявлял, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное». По его мнению, трудом надо создавать только необходимое, создавать же излишки можно только с целью раздавать милостыню, помогать другим. Отрицательное отношение Августина к богатству объяснялось тем, что феодализм находился еще в стадии становления и крупные феодальные богатства еще не образовались. Тем не менее стремление церкви к накоплению богатства, которое изображалось ею как фонд «помощи ближним», Августин оправдывал.

К крупной торговле и к ростовщичеству Августин относился отрицательно. На крупную торговлю он смотрел как на средство ограбления населения и считал несправедливым делом. Задача купца, говорил он, состоит в том, «чтобы дешево купить и дорого продать... А так как это является порочным, то всякий, кто хочет быть справедливым, должен против этого восставать».

Ростовщичество Августин рассматривал как средство, направленное к созданию денег. Ростовщики получают проценты «ни за что, за время, а время — это дар божий», поэтому получение процента несправедливо и противоречит законам церкви.

Отрицательное отношение Августина к крупной торговле и к ростовщичеству объясняется слабым развитием товарно-денежных отношений и преобладанием натурального хозяйства в период раннего средневековья.

Представителем экономической мысли позднего средневековья является Фома Аквинский. Фома Аквинский (1225—1274 гг.) был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Ф. Аквинский был крупным средневековым богословом, учение которого и поныне является официальной философией Ватикана.

Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда как естественное, природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, Фома Аквикский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе. «Как у пчел,— говорил он,— одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие - строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Исходя из этого он делал вывод, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Проводя резкое различие между физическим и умственным трудом и объявляя физический труд делом крепостных крестьян, Фома Аквинский, как и античные мыслители, презрительно относился к физическому труду. Такое его отношение к физическому труду объясняется тем, что к этому времени в феодальном обществе уже сложился класс несвободных крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Богатство, по его мнению, не содержит в себе ничего предосудительного. Оно является результатом человеческой деятельности, так же как и право частной собственности.

Подобно тому, писал Фома Аквинский, как человек от природы гол, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности дано не природой, но человеческим разумом, она на нем покоится и в силу этого стала необходимым институтом человеческой жизни. Все эти рассуждения направлены на то, чтобы оправдать собственность феодалов и их право на этой основе распоряжаться крепостными крестьянами.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». С развитием товарно-денежных отношений в феодальном обществе, естественно, возникла проблема цен. Закон стоимости, как говорил Энгельс, действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее ясное представление о том, сколько труда каждый из них затрачивает на производство своих товаров, поэтому при обмене и тот и другой определяли цену своих товаров в зависимости от труда, затраченного на их производство. Такая цена, которая основывалась на трудовых затратах, т. е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. Христианская мораль, требовавшая такого справедливого обмена, основанного на справедливой цене, была в сущности религиозно-этическим истолкованием реально действовавшего закона стоимости. У Фомы Аквинского учение о справедливой цене носит двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, справедливая цена — это «правильная» цена, соответствующая трудовым затратам. С другой стороны, он доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не обеспечивает продавцу возможности жить соответственно своему положению в обществе. Поэтому, в конечном счете, справедливой ценой Фома Аквинский считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товара, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению.

Следовательно, с точки зрения Фомы Аквинского, справедливой признавалась не одинаковая, а разная для разных сословий цена на один и тот же товар. Таким образом, теория «справедливой цены» Фомы Аквинского ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества. Необходимо отметить, что некоторое сходство с трудовой теорией стоимости проступает только внешне, так как учение Фомы является не научным обобщением действительности, а ее искажением.

Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, Фома Аквинский по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Как идеолог класса феодалов он был сторонником натурального хозяйства и, подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле и ростовщичеству. Но по мере развития товарно-денежных отношений все возрастающее значение приобретало богатство в денежной форме. Многие монастыри, занимаясь торговлей и ростовщичеством, сосредоточили в своих руках большие богатства в денежной форме. Чтобы представить эту деятельность в приглядном виде, Фома Аквинский, сам себе противореча, пытается найти доводы, оправдывающие получение торговой прибыли и процента.

Некоторые виды торговли, с его точки зрения, являются «честной» торговлей, полезной для общества. К такой торговле он относил, в частности, ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит, по мнению Фомы Аквинского, христианской добродетели, ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если она обеспечивает семье купца принятый обычаями уровень потребления.

В середине XIII в. взимание процента было запрещено и неоднократно осуждалось церковью. Форма Аквинский также клеймил ростовщичество как греховный промысел. Но, отдавая дань времени, он уже допускал исключения. Изощряясь в словесной эквилибристике, он находит целый ряд случаев, когда получение процента становится допустимым. Так, с его точки зрения, взимание процента допустимо в том случае, когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли; нельзя также возбранять кредитору получать от должника «бескорыстные подарки»; имеются у Фомы Аквинского и заявления о том, что процент должен рассматриваться как вознаграждение за риск, связанный с предоставлением ссуды.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.01 с.)