Экономические воззрения в средневековой Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические воззрения в средневековой Руси.



Экономическая мысль России IX-XVI вв.

«Русская Правда». Русская экономическая мысль начинает развиваться со времени образования Киевского государства, возникшего в IX в. в связи с процессом формирования феодального общества у восточных славян.

Как и во всех других странах, экономическая мысль в России на этой стадии общественно-экономического развития еще не обособилась и ее приходится изучать по общеисторическим памятникам — летописям, договорам, грамотам князей, церковной литературе.

Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет «Русская Правда», составлявшаяся в XI— XII вв. Являясь сводом законодательства Киевского государстве «Русская Правда» была направлена в целом на укрепление нарождающегося в России феодального строя. Она выступала иницей интересов феодалов и прежде всего их земельной собственности, составляющей основу феодального общества.

Защищая феодальную земельную собственность, «Русская Правда» закрепляла сложившуюся классовую дифференциацию юридически оформляла эксплуатацию господствующими классами трудящихся масс. Она санкционировала также применение труда рабов, перечисляя обстоятельства, при наличии которых допускалось превращение независимых и свободных людей в рабов. К их числу относились несостоятельность должника, растрата чужого имущества, «добровольная» продажа себя в холопы и ряд других.

Центральное место в «Русской Правде» занимают вопросы имущественных отношений и определения ответственности за разные преступления.

В «Русской Правде» отражена и борьба городских масс против ростовщиков, В целях ослабления этой борьбы киевский князь Владимир Мономах в особом уставе, вошедшем составной частью в «Русскую Правду», стремился ограничить размер процентов, взимаемых за долги.

Экономические идеи Ивана Пересветова. Конец XV и начало XVI вв. ознаменовались в России важными историческими событиями - страна освободилась от монгольского ига и сложилось русское централизованное государство. Эти события способствовали экономическому прогрессу, распространению новых форм феодальной эксплуатации, развитию товарно-денежных отношений. Оживилась культурная жизнь страны.

Значительные сдвиги к этому времени произошли внутри класса феодалов. Уже в период ликвидации феодальной раздробленности наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместное, дворянское землевладение, носившее условный характер — поместье являлось вознаграждением за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства, способствовавшего подавлению сопротивления бояр, значительно выросла.

Выдающимся идеологом дворянства в XVI в. был Иван Семенович Пересветов (даты его жизни неизвестны).

Он написал ряд небольших произведений, предназначенных для царя Ивана IV, в которых выразил интересы поместного дворянства. В них он доказывал, что царь должен опираться не на крупных феодалов, знатных вельмож, а на мелких и средних служилых людей — дворян, «воинников». Царь, по его совету, должен возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам, по их заслугам. Пересветов резко обличал бояр, доказывая, что их господство не может обеспечить единства страны и ее политической, военной и экономической мощи и неизбежно приведет страну к гибели.

Пересветов считал, что наместничество и кормления следует отменить, местным должностным лицам и судьям назначить жалование, а все местные доходы и судебные пошлины собирать в казну. Он высказывался и против рабства, заявляя, что порабощенный человек не может быть храбрым воином, что он не заинтересован в хорошей работе и даже склонен ко всякого рода преступлениям. Однако под рабством он понимал не крепостное состояние, а только холопство.

В высказываниях Пересветова ясно сформулирована программа служилого дворянства. Она направлялась против бояр-вотчинников, против удельного раздробления страны, выступала в защиту сильной царской власти и единого централизованного государства. Она, таким образом, выражала чаяния передовой части дворянства. Признавая значение рыночных связей и товарно-денежных отношений, программа выходила за рамки замкнутого натурального хозяйства. Все это говорит о ее прогрессивном значении.

«Правительница» Ермолая-Еразма. Идеологом поместного дворянства в XVI в. был также Ермолай-Еразм, хотя его позиция не была столь четкой и последовательной, как у Пересветова.

Ермолай был священником Московской дворцовой церкви. Потом он постригся в монахи под именем Еразма. Ермолай-Еразм был для своего времени широко образованным человеком.

Сочинение Ермолая-Еразма, в котором изложены его экономические взгляды, называется «Благохотящим царем правительница и землемерие», а короче — «Правительница», как принято называть его в литературе. Написано в 40-х годах XVI в.

По сравнению с Пересветовым, Ермолай-Еразм рассматривал более широкий круг экономических вопросов и глубже критиковал недостатки окружающей действительности. Он был убежденным противником боярского своевластия. Ермолай-Еразм отстаивал независимость церкви от царской власти и доказывал превосходство духовной власти над царской.

В области экономической он был сторонником натурального хозяйства. Поэтому и богатство он рассматривал как массу потребительных стоимостей. Источник богатства он видел в труде и считал, что в основе богатства государства лежит труд крестьян: «В начале же, — писал он, — всего потребны сут ратаеве; от их бо трудов ест хлеб, от сего же всех благих главизна» (1).

Он предлагал награждать землей только служилых людей в

зависимости от занимаемой должности, причем размер землевладения самого знатного из воинов (дворян) не должен превышать более чем в 8 раз владения рядовых дворян.

Ермолай-Еразм обращал внимание на то, что в то время как вельможи ведут беспечную жизнь, крестьяне, создавшие своим трудом общественное богатство, находятся в тяжелом положении. Поэтому он считал необходимым улучшить материальное положение крестьянства. Он предлагал установить размер необходимого крестьянского земельного надела. Крестьянин, по мнению Еразма, должен иметь земельный надел размером 12 четвертей с осьминой в поле (около 18 га), кроме луга и леса. С этого надела он обязан давать феодалу только 1/5 части добываемого продукта. В «Правительнице» нет упоминания о барщине, тем самым она исключалась из отношений крестьян и помещиков. Возражал Ермолай и против денежных поборов с крестьян. В то же время он мирился с существованием царя, феодалов. Таким образом, он не выступал против феодальных отношений, а лишь стремился к сглаживанию противоречий феодального строя.

К крупной торговле и к ростовщичеству Ермолай-Еразм относился отрицательно, считая, что богатство купцов и ростовщиков, как и богатство бояр, основано не на их личном труде, а на обмане других людей.

Как и Пересветов, он высказывался за отмену системы кормлений. Подводя итоги экономическим взглядам Ермолая-Еразма, следует сказать, что некоторые его предложения имели прогрессивное значение, как, например, его мысль о материальном обеспечении служилых людей (дворян), направленная к укреплению централизованного русского государства.

Предлагаемые им меры по улучшению материального положения крестьян были прогрессивны, хотя носили утопический характер, ибо он считал возможным улучшить их положение в условиях сохранения феодальной системы.

 

. В отличие от народов Востока, Греции и Рима Восточные славяне не имеют столь древнего культурного наследия. Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является «Русская правда» (относится ко времени правления Ярослава мудрого 1019-1054 гг. и его сыновей) как свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права феодальной собственности. Христианская церковь способствовала распространения грамотности Руси и культуры, была противником крайности крепостничества. Период феодальной раздробленности характеризуется новым этапом в развитие экономической мысли. Это нашло отражение в светской литературе 13-15 веков («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Задонщина»). В период правления Ивана III наблюдается земледелия, развиваются товаро- денежные отношения. Экономическая мысль периода создания Централизованного государства способствовало преодоления феодальной раздробленности. Ценным документом свидетельствующем о характере экономической политики является Судебник 1497г., которым устанавливался единый порядок судопроизводства для всего русского государства. ОЛ русской экономической мысли 16 века можно судить по трудам идеологов поместного хозяйства И.С.Пересветова и Гермолая-Геразма. В своих произведениях («Сказание о царе Константинове», «Сказание о книгах» и др.) Пересветов дает советы московскому царю по управлению государевом. Считает, что в государственной политикам необходимо опираться на мелких и средних дворян, а не бояр и знатных вельмож. Экономические взгляды растущего социального слоя - купечества Руси отражены в челобитных пасатских торговых людей в правительственных актах и постановлениях.

 

7.Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Теория и политика меркантилизма.

К концу XIV - началу XV вв. оживилось развитие промышленности в европейских государств. Феодальный строй стал препятствием на пути дальнейшего развития ремесла. Первую цельную экономическую концепцию создали меркантилисты. В Западной Европе учение зародилось в XVI веке, но основное распространение получила в XVII столетии. Меркантилизм стал оружием абсолютизма, но в то же время буржуазным течением экономической мысли. Он возник в эпоху первоначального накопления капитала и решал практические задачи ускорения этого процесса. Меркантилизм (mercante - купец торговля) выражал интересы торгового капитала, отличался практицизмом, решал актуальные проблемы своего времени. Главный смысл учения меркантилистов - поиск источника богатства государства и механизма его накопления. Заслуги меркантилистов не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том что они обозначили проблему. Сам термин меркантилизм употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (политика накопления золота и серебра - основы богатства нации и государства) и как теоретическое обоснование этой политики - система взглядов, обозначавшая этап в истории экономических учений. В не сомнения в теоретическом плане меркантилизм был весьма слаб, поскольку сама экономическая наука находилась в младенческом состоянии. Учение меркантилистов в своем развитии прошло два этапа: I этап - монетарная политика, направленная на решение проблемы накопления денег (золота, серебра) - XVI век. Деньги - богатство нации, поэтому необходимо запретить их вывоз за рубеж тупеем ограничения импорта и установления высоких пошлин на вывоз товаров, но в то же время всячески поощрять экспорт. Монетаризм XVI столетия оказался слабым учением, архаической формой экономической политики, наследством средневековья и натурального хозяйства. Он оказался экономически бесплодным. Если бы государство последовательно воплощали в жизнь идеи монетаризма, они тем самым убили бы торговлю. II этап - теория торгового баланса" (вторая половина XVI века - XVII столетие) и по этой доктрине богатства - накопленное в государстве золото и серебро. Но вот методы обогащения изменились. Поздние меркантилисты выступали за всестороннее развитие внешней торговли. При этом государство должно по их мнению проводить политику активного торгового баланса (экспорт › импорта). Они призывали осваивать новые рынки сбыта отечественной продукции, всячески поощрять экспорт, прежде всего промышленных товаров, развивать торговый флот, осуществлять строительство тупей сообщения и т.д. Меркантилисты допускали свободные движения ссудного процента, осуждали простое накопление денег. Деньги не должны лежать, их функция - приумножать богатство. Меркантилисты не исключали импорт, если он не делал торговый баланс пассивным.

 

 

8.Особенности меркантилизма в отдельных странах Европы.

Наиболее ярко меркантилизм получил в Англии. Томас Манн (1571-1641 гг.) один из директоров Ост-индской компании. Основные сочинения - "Рассуждения о торговле Англии с Ост-индии", "Богатство Англии во внешней торговле". В этих сочинениях автор призывал расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве, сократить потребление иностранных товаров, активизировать конкуренцию с иностранными купцами, сформулировал идею активного торгового баланса Самуил Фортрей (1622-1681 гг.) сын торговца, памфлет "выгода и благосостояние Англии". В целях поощрения развития промышленности в Англии требовал облагать ввозимые иностранные товары высокими пошлинами. Выступал против любого вмешательства государства в процесс ценообразования, считал что роскошь богатых полезна для народа, либо ведет к увеличению потреблению и развитию торговли.

Во Франции - меркантилизм тоже сыграл важную роль в экономической политики абсолютизма. Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.) сочинения, трактат политической экономии, дал названии теоретической экономической науки. Политэкономия у него представляет собой совокупность правил хозяйственной деятельности. А.Монкретьен фактически изложил программу французского меркантилизма. Монкретьен утверждал, что "счастье людей - в богатстве, а богатство в труде", роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, торговля - цель всех ремесел. Иностранцев автор называл насосом, качающим богатство из Франции.

 

9.Меркантилизм в России. Современное значение меркантилизма.

В России меркантилизм получил развитие несколько позже, этого объясняется отсталостью хозяйственной жизни в российском государстве, оторванностью от морских путей. Изменение в экономической жизни (XVII столетие) обусловили появление экономических идей. В первые идеями меркантилизма у людей были высказаны дипломатом, воеводой Афанасием Ордин-Нащотиным (1605-1680 гг.) Ордин- Нащотин считал, что торговлей государство богатеет, будучи Псковским воеводой, предложил ввести купеческое самоуправление, оставив за воеводой лишь функции общего надзора. А. Ордин-Нащотин составил Новоторговый устав, который носил протекционистский характер и имел целью монополизировать торговлю в руках русских купцов-оптовиков. Ордин-Нащотин обращал внимание и на развитие отечественной промышленности. Родоначальником русской экономической мысли можно считать уроженца Хорватии Юрия Крижанича (1618-1683 гг.). Будучи в ссылки в Сибири, изложил программу политических и экономических преобразований в труде "Политичсекие думы". По мнению Юрия Крижанича структура российской внешней торговли должна быть организованна таким образом, что не ввозить товары которые можно производить у себя дома. И.Т.Посашкова (1652-1726 гг.) по праву называют первым русским экономистом. Главное произведение "Книга о скудости и богатстве" (1724 г.), предназначалась для Петра I. По мнении мыслителя основные причины скудости страны - тяжелое положение крестьян и не развитость финансовой системы. Он осуждал подушную подать, ибо считал что она не учитывала разные экономическое положение плательщиков. Предлагал фиксировать повинности крестьян, размежевать крестьянские и помещичьи земли, снизить подати, установить равный суд для всех сословий. Считал торговлю великим делом, для ее развитие предлагал установить твердые цены на товары, взимать лишь одну торговую пошлину (10% с рубля). На первое место в обществе он выдвигал купцов, считая, что "купечеством всякое царство богатиться". Посошков выдвинул целый проект развития отечественной промышленности. Идеями меркантилизма в России были развиты так же В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, нашли практическое воплощение в деятельности Петра I.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.013 с.)