Кафедра гуманитарных, социально-экономических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гуманитарных, социально-экономических



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Казанский филиал

Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин

 

 

религиоведение

 

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

(специальность 030501.65 (021100) «Юриспруденция»)

 

Казань


Автор:

Хабутдинов А.Ю., д.ист.н., профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

Рецензенты:

Набиев Р.А.,председатель Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан, д.ист.н., профессор кафедры истории Татарстана исторического факультета КГУ.

Юзеев А.Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция».

 

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол №4 от 17.11.2006 г.).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Казанского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол №3 от 29.11.2006 г.).

 

 

ã Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2006

ã Хабутдинов А.Ю., 2006


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………4

 

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….............5

 

Тематический план……………………………………………………….………..5

 

Программа курса………………………………………………………..………….6

 

Тематический план семинарских занятий……………………………..…………9

 

Планы семинарских занятий……………………………………………………....9

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………...16

 

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов …………………………………………….32

 

Примерная тематика рефератов ………………………………………………...34

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля……………35

 

Литература………………………………………………………………………...36

 

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………....39

 

Приложение. Закон Российской Федерации

«О свободе совести и о религиозных объединениях»………………….............41


Введение

Изучение курса "Религиоведение" имеет целью:

а) С точки зрения обучения - вооружить студентов знаниями о сущности, структуре и закономерностях функционирования религии; ее истории и многообразных формах проявления; влиянии религии на различные сферы жизни общества жизни и обратном воздействии общества на развитие религии.

б) С точки зрения воспитания - сформировать у студентов уважительное отношение к носителям различных типов мировоззрения.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами курса «Религиоведение история» достигаются следующие задачи:

Понять роль и место религиоведения в системе знаний о религии и его связь с гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в институте.

Знать теологическую и научную точки зрения на природу и происхождение религии, ее основные функции место и роль в процессе общественного развития, её основные функции.

Овладеть знаниями об основах вероучения, особенностях культа, религиозной организации, распространения на территории России: буддизма, иудаизма, православия, католицизма, протестантизма, ислама и наиболее известных в России нетрадиционных культов.

Иметь представление о взаимосвязи религии с моралью, искусством, политикой, правом.

Владеть основополагающими правовыми актами российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания.

Студент должен

-- Иметь представление об общей характеристике религиозного направления (время, место и обстоятельства его возникновения, география его распространения в мире на сегодняшний день, численность его последователей, место в системе общемировой культуры).

-- Понимать основы вероучения религиозного направления (основные положения вероучения, его священные книги, основные направления этого вероучения).

-- Знать особенности культа религиозного направления (специфика молитв, основные обряды, основные праздники, особенности устройства храмов).

-- Иметь картину особенностей организации религиозного направления (институт священства, структура церковной организации: высшие органы управления, среднее звено, низовые организации).

Специфика преподавания дисциплины в Казанском филиале ГОУ ВПО РАП обусловлена тем, что студенты кроме нее изучают целый ряд исторических дисциплин, таких, как «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права Татарстана», «Философия».

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы (по учебному плану) Всего часов
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля Зачет

 

 

Тематический план [1]

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам занятий (по учебному плану)
лекции семинары
1. Религиоведение как система теоретических знаний.    
2. Религия как тип мировоззрения и общественное явление.    
3. Буддизм и иудаизм. Их сущность и содержание.    
4. Христианство: история возникновения. Католицизм.    
5. Православие: символ веры, культ и организация.    
6. Протестантизм.    
7. Ислам и его роль в жизни современного общества.    
8. "Нетрадиционные" религии: их сущность и характеристика.   -
9. Религия и политика и право.    
  Итого:    

ПРОГРАММА курса

 

Тема 1. Религиоведение как система теоретических знаний

Предмет курса «Религиоведение». Соотношение религиоведения с теологией. Соотношение религиоведения с научным атеизмом. Межрелигиозная толерантность. Принцип свободы совести.

Структура религиоведения: философия религии, история религии, социология религии, психология религии. Место религиоведения в системе общественных наук. Структура учебного курса.

Тема 2. Религия как тип мировоззрения и общественное явление

Концепции сущности религии: теологические объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, материалистическая, Исторические формы религии.

Структура религии: религиозное сознание (религиозная вера), религиозный культ, религиозная организация.

Функции религии. Классификация религиозных направлений. Основные формы их взаимодействия. Основные направления развития религии в современных условиях. Система религиозного образования в Российской Федерации

 

Тема 3. Буддизм и иудаизм. Их сущность и содержание

Время, место и обстоятельства возникновения буддизма. Гаутама Шакьямуни. Брахманизм как предшественник буддизма. Основы вероучения буддизма. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна. Культ буддизма: молитвы, обряды, праздники. Религиозная организация в буддизме. Буддизм в России.

Теологическая точка зрения на возникновение иудаизма. Моисей и возникновение иудаизма.

Материалистическая точка зрения на происхождение иудаизма. Политеизм древних евреев как предшественник иудаизма. Основные направления в иудаизме. Священные книги иудаизма. Бог Яхве как творец видимого и невидимого мира. Идея и образ Мессии в иудаизме. Особенности культа и религиозной организации иудаизма.

 

Тема 6. Протестантизм

Исторические условия и предпосылки появления протестантизма. Протестантизм и католицизм. Эволюция протестантизма. Особенности его вероучения и культа. Основные протестантские религии на территории России: Евангельские христиане-баптисты, Адвентисты седьмого дня, Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы, Методистская церковь, Лютеранская церковь и др.

 

Тема 1. Религиоведение как система теоретических знаний

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет религиоведения и его содержание.

2. Принцип свободы совести.

3 Межрелигиозная толерантность.

4. Структура религиоведения.

Литература [2]

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Дополнительная

Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования.- Казань, 2002.

Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий.- Казань, 2001.

Исламо-христианское пограничье: Итоги и перспективы изучения. - Казань, 1994.

Религии мира: Пособие для учителя / Под ред. Я.Н.Щапова. - М., 1994.

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.

Мень А. История религии. В 7 тт. – М., 1991.

Чичерин Б.Н. Наука и религия. - М., 1999.

 

Семинар 2 (2 часа)

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Дополнительная

Девятова С.В. Современное христианство и наука. М., 1994.

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.

Мень А. История религии. В 7 тт. – М., 1991.

Пучков П.И. Современная география религий. - М., 1975.

Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. Догматика. Обрядность. Организационное устройство. География. - М., 1998.

Религии мира: Пособие для учителя / Под ред. Я.Н.Щапова. - М., 1994.

Чичерин Б.Н. Наука и религия. - М., 1999.

 

Семинар 3 (2 часа)

Тема 3. Буддизм и иудаизм

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика буддизма.

2. Основы вероучения, культа и организации буддизма

3. Буддизм в России.

4. Общая характеристика иудаизма

5. Основы вероучения иудаизма.

6. Иудаизм в России.

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Дополнительная

Будда: Истории о перерождениях М., 1991.

Буддизм. Словарь М., 1992.

Кочетов А.Н. Буддизм М., 1983.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. М., 1994.

Гусева Н.Р. Иудаизм: история формирования, культовая практика. М., 1987

Учение: Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

 

Семинар 4 (2 часа)

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Дополнительная

Христианство. Словарь М., 1994

Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990г

Тальберг Н. История христианской церкви М., 1991.

Христианство: Энциклопедический словарь. В 3Т. М., 1995

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Ред. А.Ф.Окулов. - М., 1989.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1987.

Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. (Любое издание).

Католицизм. М. 1991.

Красиков А.А. Ватикан: история и современность М. 1991

Семинар 5 (2 часа)

Тема 5. Православие: символ веры, культ и организация

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика православия

2 Основы вероучения православия

3. Культ и церковная организация православия.

4. Особенности православия в России.

5. Старообрядчество.

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Дополнительная

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. (Любое издание).

Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви М.,1991.

История русской православной церкви. М., 1994.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 тт. – М., 1993.

Мень А. История религии. В 7 тт. – М., 1991.

Сокращенное изложение догматов веры / Сост. архиеп. Платон. Репринт.- М., 1999.

Тальберг Н. История христианской церкви М., 1991.

Христианство. Словарь М., 1994

Хопко Ф. Основы православия. Минск, 1991.

 

Семинар 6 (2 часа)

Тема 6. Протестантизм

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика протестантизма.

2. Основы вероучения протестантизма

3. Основные течения протестантизма

4. Протестантизм в России.

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. *

Дополнительная

Христианство. Словарь М., 1994

Протестантизм М.1990.

 

Семинар 7 (2 часа)

Тема 7. Ислам и его роль в жизни современного общества .

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика ислама.

2. Основы вероучения ислама

3. Особенности культа и организации ислама

4. Мусульманская умма на территории России.

5. Ислам в Волго-Уральском регионе.

6. Радикальные течения в Исламе.

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Дополнительная

Большаков О.Г. История Халифата. В 2х тт. - М., 1989-1993.

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258). М., 1988.

Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. - Казань, 2001.

Ислам: Энциклопедический словарь М., 1991.

Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. - Казань, 2004.

Ислам на постсоветском пространстве: Взгляд изнутри. - М., 2001.

Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. - Вып. 1. - 4. - М., 2006.

Коран. Пер. И. Крачковского (Любое издание).

Коран / пер. смыслов и комментарий Прохоровой И.В.- М.: Аванта, 2001.*

Ланда Р.Г. Политический ислам: корни и эволюция // Arabia Vitalis: Арабский Восток, Ислам, Древняя Аравия.—М.: Институт востоковедения РАН, 2005.--С. 214-227.*

Макаров Д. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2001.

Массэ А. Ислам. Очерк истории. (Любое издание).

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М.:, 1990.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М., 1991.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 1986.

Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997.

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989, 2002.

Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.). М., 1999.

Хабутдинов А. Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII-XIX веках. - Казань, 2000.*

Хабутдинов А.Ю. Мусульманская модернизация и общегосударственная интеграция: Джадидизм в Волго-Уральском регионе // Arabia Vitalis: Арабский Восток, Ислам, Древняя Аравия.—М.: Институт востоковедения РАН, 2005.--С. 283-295.*

Хадисы Пророка / пер. и комментарий Прохоровой И.В.- М.: Аванта, 2001.*

Хрестоматия по Исламу.- М., 1994

 

Семинар 8 (2 часа)

Тема 8. Религия и политика и право

Вопросы для обсуждения:

1. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях». Общие положения.

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» о религиозных объединениях.

3. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» о правах и условиях деятельности религиозных организаций.

4. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» о надзоре и контроле за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

5. Законодательство Российской Федерации о церковном имуществе.

Литература

Основная

Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2001. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - Изд.2, исп. и доп. - М., 2000. *

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - М., 2004. *

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 536с.*

Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях». (см. приложение).

Дополнительная

Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций. М., 2000.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 1986.

Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс «Религиоведение» изучается студентами согласно учебному плану академии в процессе прослушивания лекций и активной работы на семинарах. Преподавание курса ведется на основе новейших достижений отечественного и мирового религиоведения и способствует созданию у студентов наиболее полной картины состояния религиозных деноминаций в контексте развития мировой цивилизации. Особое внимание при изучении религиоведения будет обращено на воспитание уважительного отношения ко всем конфессиям, формирование основ межрелигиозной толерантности, выработку умения правильно оценить эволюцию форм религии и знаний о них, изучение российского законодательства о свободе совести и религиозных организациях.

При изучении предмета религиоведения и его содержания следует отметить, что Предметом религиоведения являются существующие религиозные системы, которые изучаются в двух аспектах: (а) в теоретическом аспекте (в частности, такие проблемы, как: человек - бытие, мир земной - мир божественный, прошлое - настоящее - будущее, Бог - истина - любовь и др.); (б) в практическом аспекте (конкретные формы проявления религиозности человека, общности, конфессии и т.п.).

Учебная программа данного курса включает теоретические и практические аспекты изучения предмета и ориентирована по названным направлениям. Мировые религиозные системы рассматриваются с точки зрения источников вероучения, догматического и нравственного богословия, церковной практики, основных этапов мировой истории и конфессиональных направлений, а также современной географии, положения и деятельности церквей в мире.

Практическое предназначение курса видится в том, чтобы учащийся смог со знанием дела ориентироваться во множественности религиозных идей и институтов, существующих в современном мире. В результате системного образования, учащийся получает ключ к постижению и обработке знаний, а также возможные приемы их практического использования.

Остановимся на ключевых понятиях курса:

Религия (от лат. religare - связывать, соединять, объединять) есть представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. По определению протоиерея Русской Православной Церкви Александра Меня (1935 - 1990), «религия есть преломление Бытия в сознании людей» (Мень А. История религии. Т. 1. М., 1991. С. 33).

Бытие есть (1) проявление всеблагой воли Бога, выразившейся в создании невидимого (духовного) и видимого (материального) мира; (2) то, что существует в космосе (греч. kosmos - вселенная, мир, вместилище Бытия, не знает границ, пространства, времени, предела); (3) то, что имеет три области (ипостаси):

= Божие Бытие = пребывание Бога в Божественном единстве. Бог есть некое сверхсущество, которому нет равных на земле и которого невозможно до конца постичь человеческим разумом. Основные характеристики Бога: бестелесный и невидимый Дух; вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведующий Дух; любовь, добро, справедливость, истина;

= Небесное Бытие = невидимый духовный (энергетический) мир, населенный бестелесными и бессмертными духами, одаренными умом, волею, могуществом (так, в буддизме - дух буд или прошлый людей, достигших нирваны; в христианстве - ангелы, дух святых, праведников, мучеников за веру; в исламе - добрые/белые ангелы, дух пророков, праведников, убитых на поле брани);

= Земное Бытие = видимый, материальный, проявленный мир, который был сотворен Богом последовательно в шесть актов творения

Человек есть образ (возможное внешнее сходство, а также наличие духа свободного, разумного и бессмертного) и подобие (при помощи духа обладает собой и миром и владеет земным бытием) Бога. Подобно космосу человек имеет две природы бытия (духовную и материальную) и три составляющих бытия (земную - в виде материального тела, небесную - в виде духовно-материальной души и божественную - в виде нематериального / иноматериального духа).

4. Выделяются четыре основных этапа становления религиоведения как науки:

1. древние века - 17 век - как предыстория религиоведения, когда не выделен самостоятельный предмет исследования, религии изучаются в совокупности с другими науками о человеке, отсутствует научный аппарат исследований, религиозные идеи и практика описываются, а не анализируются (авторы Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.);

2. 18 век - первая половина 19 века - как становление научного религиоведения, когда выделяется предмет и формируется научный аппарат исследований, наряду с описательными методами появляется научный анализ, складываются три основных типа религиоведческих исследований - философский, исторический и богословский (авторы Джон Толанд, Жозеф-Франсуа Лафито, Шарль де Бросс и др.);

3. вторая половина 19 века - 20 век - как выделение и борьба двух основных направлений в религиоведении - дарвинизма и креационизма, характеризующегося также развитием научного аппарата исследований, дополнением естественноноучного и прикладного религиоведения, международным сотрудничеством в области религиоведческих исследований и созданием специальных международных религиоведческих научных организаций (авторы Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Огюст Конт, Чарльз Лайель, Льюис Генри Морган, Фридрих Энгельс, С.А.Токарев; П.Д.Шантепи де ля Соссей, Фредерик В.Фаррар, А.В.Мень и др.);

4. конец 20 века и по настоящее время - как преодоление крайностей дарвинизма и креационизма, когда международное сотрудничество позволяет освобождаться от необоснованных и идеологизированных концепций, а также использовать данные смежных наук о природе и человеке в процессе религиоведческого анализа (Чарльз Тэкстон, Аднан Октар, Алан Уилсон, Брайан Сайкс, Станислав Гроф, Борис Искаков и др.).

Основной вывод: религиоведение есть наука, изучающая религиозные системы и их проявление на уровне индивидуального и общественного сознания и поведения.

1. Предпосылки религиозности исследователи видят в обществе и в природе человека. В обществе религиозность может выступать:

(а) как необходимый, естественный этап социализации человека (материалистическая концепция);

(б) как страх перед непознанным и иллюзия утешения (Бертран Рассел);

(в) как искаженное отражение внешнего мира (Фридрих Энгельс);

(г) как созданный человеком институт общественной жизни для лучшего выживания в обществе и защиты своих интересов (Эдвард Уилсон).

Первые четыре трактовки предполагают, что религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах его развития. Появление религии обусловлено отношениями несвободы, зависимости, ограниченности существования человека. Религия регламентирует поведение человека и создает иллюзию индивидуальной свободы в общении с Богом.

В природе человека религиозность видится:

(д) как смысл жизни (Макс Вебер);

(е) как универсальный коллективный невроз (Зигмунд Фрейд);

(ж) как тип мышления, особое переживание, неопределенное сознание, то есть функция организма (Ульям Джеймс, Люсьен Леви-Брюль).

Три последние подхода объединяет взгляд на религиозность как на имманентно присущее человеку качество организма/личности, которое наполняется идейным и поведенческим смыслом в зависимости от религиозной принадлежности человека.

Наконец, (з) религиозность понимается как фактор природы человека по творению, изначальный, единственный в своем роде, как важнейших импульс, лежащий в основании всего процесса тварности человека как Образа и Подобия Бога и последующей эволюции человека и общества (Эдуард Леруа, Кристофер Даусон, Александр Мень).

2. Общие религиозные представления, сформировавшиеся вместе с человеком и положенные в основу всех религиозных систем, включают шесть основных идей:

(1) - представление о единстве, целостности духовного и материального мира, когда сверхъестественное не отделяется от естественного;

(2) - анимизм (лат. anima - душа и animus - дух), то есть представления о душе как особом существе, заключенном в тело, и о духе как особом существе, могущем существовать в теле, вне тела и без тела;

(3) - фетишизм (португал. feitico - талисман), то есть представления об особых свойствах одушевленных и неодушевленных предметов, камней, растений, явлений природы, специальных культовых предметов;

(4) - тотемизм (индейцы оджибве «от-отем» - его род), то есть представления о существовании связи и преемственности данного человеческого рода и растения, животного, горы, реки и т.п. (в современном мире животное не убивают и не употребляют в пищу, изображения тотемов встречаются на гербах);

(5) - магия (греч. mageia - колдовство), то есть представления о возможности людей особыми способами воздействовать на окружающий мир и связанные с этими представлениями действия. По сути магические действия бывают церковными и внецерковными, по целям - производственная, любовная, лечебная и иная магия;

(6) - представление об извечной борьбе двух начал - добра и зла, когда доброму поклоняются, а злого стремятся умилостивить.

Все названные представления составляют основные компоненты религиозной веры, то есть такого эмоционально-психологического состояния человека, которое определяет его отношение к миру и влияет на его поведение.

Религиозная вера имеет предмет (Бог...), содержание (догматика), основание (священные писания, предания...), а также проявляется как поведенческий императив (Бог посылает благодать по вере и поведению).

Упорядочение и регламентация поведения «по вере» рождает обряды.

Обряд (последование, согласие - см. Этимологический словарь Фасмера) есть символическое выражение в действиях некоей идеи, а также символическое воздействие на предмет с определенной целью.

Для реализации обрядового действа необходимы два условия: во-первых, идеальная цель, во-вторых, исполнитель/ объект воздействия.

Различаются два типа религиозной обрядности: 1 - обряды духовно-родовые, которые отражают представления человека о мироздании, обращены к первым лицам (Бог, верховный дух-покровитель рода), их главная задача - защита и покровительство добрых сил, милость со стороны злых сил; 2 - обряды производственно- бытовые, которые связаны с конкретными потребностями бытия, обращены как к первому, так и ко второму уровням бытия (Божьему и Небесному), их основная задача - помощь в решении насущных проблем, как-то: рождение, инициация, брак, рождение детей, старость, смерть, производство, погодные условия...

Соединение религиозных представлений и потребности в упорядоченном и правильном исполнении обрядов привело к возникновению особой группы людей- церковно-священнослужителей и породило специфический общественный институт - церковь.

Церковь - это закономерный этап в человеческой истории, свидетельствующий о зрелости религиозных представлений и развитости обрядовой практики; это также своеобразная уступка материальной составляющей человека, материальным законам бытия. Процесс возникновения церквей идентичен для всех народов и неостановим.

С точки зрения богословия, церковь есть от Бога установленное общество верующих, соединенное словом Божиим, священноначалием, таинствами, управлением самого Господа, для вечной жизни и спасения.

Предназначение церкви: (1) - вселенское собрание верующих; (2) - частная моноконфессиональная или национальная община верующих; (3) - малая территориальная община верующих; (4) - дом, здание, место, куда собираются верующие для молитвы; (5) - земная - странствующая и небесная - торжествующая реальность; (6) - видимая, то есть состоящая из живущих ныне людей, и невидимая, то есть духовная, реальность. В исламе понятие церкви отсутствует.

Таким образом, все религиозные системы структурно однородны и включают триаду, состоящую (а) из совокупности религиозных представлений, основу которых составляет догматика как свод непререкаемых истин, (б) из закрепленного в священных текстах морально-нравственного кодекса поведения верующих, (в) из наличия церквей, проповедников, служителей, организующих специфическую для каждой религии культовую практику.

Основные выводы: 1. Многообразие религиозных систем отражает культурное и этнопсихологическое многообразие мира. 2. Религиозные системы по структуре и содержанию напоминают близнецов, которые попали в разные семьи и воспитываются в соответствии с местными традициями.

При анализе буддизма следует начать с личности основателя религии Сиддартха Гаутама (624 г. до н.э. - 544 г до н.э.) В 30 лет уходит из дома, а день ухода из мира стал днем начала буддизма как мировой религиозной системы.

В теории Сиддартха Гаутама постиг и сформулировал Четыре великих истины; открыл первокирпичики Бытия дхаммы; показал, что Бытие есть взаимодействие дхамм, подчиненное карме; нашел метод превращения дхамм в состояние покоя, открыв восемь последовательных ступеней правильного Бытия; доказал, что каждый человек может достичь абсолютного бытия, то есть нирваны.

Четыре великие истины суть следующие: (1) в мире есть зло, страдания, и они не случайны; (2) поскольку все в этом мире причинно обусловлено, зло и страдания имеют свое происхождение: они зависят от рождения, которое определяется привязанностями; (3) если устранить причину, то зло и страдания прекратятся; (4) к прекращению зла и страданий ведет Благородный восьмеричный путь (то есть путь построения гармонии между своим процессуальным и абсолютным бытием).

Нравственность - это категория, неразрывно связанная с человеком.

Мера соблюдения законов составляет dharma - карму всего сущего. Согласно карме определяется место в сансаре и круговороте рождений и смертей. Нравственный закон (см. стих 183 «Дхаммапады») состоит в следующем:

«неделание зла, достижение добра, очищение своего ума».

Неделание зла достигается Практикой высшей нравственности в той ее части, где она рекомендует воздерживаться от десяти недобродетелей: трех физических - лишение жизни, воровство и разврат; четырех речи - ложь, злословие/побуждение к ссоре, грубость/оскорбление, пустословие; трех ума - зависть, злонамеренность, ложные взгляды.

Достижение добра достигается продолжением освоения Практики высшей нравственности в той ее части, которая включает восемь ступеней правильного самовоспитания, то есть Благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, намерения, речь, поступки, жизнь, усилия, память и сосредоточенное размышление.

Очищение своего ума достигается тремя практиками:

(1) Практикой высшего медитативного сосредоточения, целью которой является постижение и принятие trisarana и пустоты/вечного ничто; осуществляется путем отбрасывания пяти ошибок, применения восьми противоядий, прохождения девяти состояний сосредоточенности, развития четырех видов умственной деятельности;

(2) Практикой высшей мудрости, целью которой является постижение мудрости абсолютного знания во всеобщей относительности; осуществляется путем развития пяти видов мудрости;

(3) Устремленностью к просветлению, которая основывается на совершенном овладении предыдущими тремя практиками; ее целью является стать просветленным, то есть буддой, и достичь нирваны; осуществляется путем заботы о благе всего живого, избавления от страданий и обретения счастья; в потоках сознании устраняются причины, порождающие страдание, и создаются причины счастья.

Два главных условия успеха: постепенность и добровольность/отсутствие принуждения.

4. Основные направления в буддизме (к.1 века, Индия, Великий собор в Кашмире при правителе Канишке, духовный лидер Нагарджуна- выяснение первой триады):

= 1 = хинаяна - «малая колесница», «узкий путь спасения» через монашество, архатство и суперархатство;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.154 с.)