Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль научных исследований и значение науки для развития практики по различным направлениям.

Поиск

Роль научных исследований и значение науки для развития практики по различным направлениям.

Сегодня нет однозначного определения науки. В разных источниках их насчитывается более 150. Общим в этих определениях является трактовка науки как формы человеческой деятельности, связанной с получением нового знания.

Примеры определений:

«Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи».

«Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания».

«Наука это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности».

«Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний».

 

Сегодня наука оказывает влияние на все стороны жизни общества в целом и отдельного человека.

Концепции науки:

· Наука как знание (как система знаний) – логико-гносеологическая концепция.

· Наука как деятельность (как непосредственная производительная сила) – прикладная концепция.

· Наука как социальный институт - социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, ученым сообществом.

Характерные черты современной науки:

- синтез многих наук для решения глобальных проблем человечества;

- усложнение научного знания;

- укрупнение и непостоянство научных коллективов;

- усиление взаимосвязи науки и социальных процессов;

- повышение ответственности ученых за результаты исследований (глобальные риски);

- риск получения псевдонаучного знания.

Главные функции науки:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. генерирование нового научного знания;

2) мировоззренческая, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научно го миропонимания;

3) производственная, технико-технологическая функция науки как производительной силы;

4)культурная, образовательная.

Основными задачами науки является:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

 

Краткий обзор научных исследований ученых по вопросам экономики и менеджмента, в том числе Нобелевских лауреатов: полученные результаты и их возможности практического использования. Взаимодействие науки и бизнеса.

 

Предпосылки для возникновения науки: Египет, Вавилон, Индия, Китай.

Наука как основная сфера человеческой деятельности – Древняя Греция.

Дифференциация научного знания – Средние века.

Массовость науки – ХХ век.

Экономика как наука

Экономика относится к системе наук, изучающих общество, и основывается на положениях современной философии, которые используются для разработки парадигмы экономического развития.

Экономика как наука представляет собой совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Она исследует наиболее существенные связи, причинные зависимости, присущие процессам развития экономики. Экономика изучает развитие способа производства и распределения, направления использования результатов труда, отношения собственности.

Существует достаточно большое число различных более частных определений экономики как науки:

экономика – наука о производственной деятельности и обмене ее результатами между субъектами хозяйствования;

экономика изучает динамику экономической жизни (тенденции в развитии цен, производства, безработицы и т.д.);

экономика – наука о рациональном выборе (использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, знания) для производства продукции);

экономика изучает, каким образом осуществляется организация производства и потребления и др.

Ни одно из этих определений нельзя исключить, так как в каждом из них находит свое отражение определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система.

Существует пять фундаментальных вопросов, на которые исследователи в области экономики пытаются найти ответ:

· что производить;

· как производить;

· как распределить общий объем произведенных благ;

· как поддерживать общую занятость;

· как обеспечить гибкость экономической системы.

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных уровня исследования:

· макроэкономику (экономические явления и процессы на уровне государства и мирового хозяйства);

· микроэкономику (экономические явления и процессы на уровне отдельного хозяйствующего субъекта).

К основным функциям экономической науки относятся:

· познавательная;

· прогностическая;

· практическая (формирование на основе теоретических разработок и прогнозов экономической политики как на микро-, так и макроуровне) – первичная функция.

Предметом экономики являются экономические отношения в обществе. Экономика изучает, как выбирается способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы с наибольшим эффектом произвести разнообразные товары и распреде­лить их для потребления;

Изучая отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, экономическая наука нуждается в особых методах исследования. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Научная честность

Научная честность обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться работники науки.

Поскольку стремление к знанию и поиск истины жизненно важны для научной и научно-педагогической деятельности, то сознательная нечестность - чрезвычайно опасна для развития человечества. Даже тогда, когда нечестность не причиняет серьезного материального ущерба, она подрывает значение проведенных исследований и создает негативный имидж ученых в глазах общества.

Правила и положения о честности в научных исследованиях и научном творчестве действительны для всех работников науки, причастных к научной и научно-педагогической деятельности. Они характеризуются следующими основными дефинициями.

Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.

Нарушениями этики в научных исследованиях считаются:
- фальсификация, переделка и плагиат;

- непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд;

- использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед;

- использование архивных материалов с нарушением правил использования архивных документов;

- несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

- условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.

Каждый работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.

 

 


Лекция 2. Инструментарий проведения научных исследований (2 часа)

Методы работы с источниками

В процессе работы с литературой научный работник должен фиксировать наиболее интересные факты и мысли, а также свои идеи, которые являются неотъемлемой частью творческого изучения источника информации. Научному работнику следует овладеть начальными навыками работы с текстом. Она может выполняться в различных формах, а именно:

1. конспектирование;

2. составление плана;

3. выписки;

4. тезисы.

Конспектирование. Конспект - это краткая фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования.

· Плановый конспект: составляется план из интересующих вопросов, затем кратко излагается то, что содержится по этим вопросам в источнике. В этом конспекте излагается только та информация, которая имеет отношение к научно-исследовательской работе.

· Текстуальный конспект: полностью состоит из цитат (удобно при последующем написании работы).

· Тематический конспект: одновременно прорабатывается несколько источников по одной теме.

Составление плана. Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, желательно составить развернутый план. План может быть простым, состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или развернутым. Обычно лучше начать с составления простого плана, а затем совершенствовать его.

Выписки. Упрощенная форма конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая форма работы с текстом.

Тезисы. Краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи – формулируются самостоятельно. Позволяют сделать первые собственные обобщения.

Виды тезисов:

Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это четкое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Простые и сложные тезисы – это соответственно более или менее подробные формулировки идей, но еще не окончательно отшлифованные, включающие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные.

 

Таблица 1. Виды обзорной информации как результат работы с источниками

Группа обзорной информации и виды обзорных документов Качественная характеристика обзорной информации Целевая направленность обзорной информации
     
Библиографическая 1. Библиографический обзор источников 2. Систематизированная тематическая подборка рефератов Формальные характеристики первичных источников информации: автор, вид источника, объем, язык и др. Достоверность, полнота и полезность информации для изучения и синтеза нового знания
Фактическая 1. Сводные таблицы фактографических данных 2. Фактологическая справка Систематизированное выборочное изложение фактических сведений с комментариями, характеризующими степень их достоверности Определение уровня и направленности работ по основной и периферийной тематике
Реферативная 1. Реферативный (компилятивная) обзор 2. Реферативная справка Обобщенное, систематизированное изложение информации по теме с сохранением авторских оценок материала Составление представления о состоянии и основных тенденциях развития интересующей области науки и техники с минимумом затрат времени
Аналитическая (критическая) 1. Аналитическая обзорная справка 2. Обзор по направлению (профилю) научного исследования Качественный отбор и критическая оценка совокупной информации с выводами о перспективности и степени актуальности полученных сведений Принятие решения о направлениях творческой деятельности и распределении ресурсов; использование полезного опыта
Прогностическая Научно- исследовательский прогноз развития науки и техники Выявление и оценка тенденций развития науки и техники; определение наиболее вероятных путей достижения целей в интересах научно-технического прогресса в конкретной области науки и техники Принятие решения о путях, формах и средствах развития науки и техники

 

2.2. Задачи и формы научной работы студентов

 

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и нациольных олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта и практики;

з) переводы научных работ, текстов (монографий, статей и др.).

Формы реализации УИРС и НИРС: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

 

Методы исследования

Роль научных исследований и значение науки для развития практики по различным направлениям.

Сегодня нет однозначного определения науки. В разных источниках их насчитывается более 150. Общим в этих определениях является трактовка науки как формы человеческой деятельности, связанной с получением нового знания.

Примеры определений:

«Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи».

«Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания».

«Наука это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности».

«Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний».

 

Сегодня наука оказывает влияние на все стороны жизни общества в целом и отдельного человека.

Концепции науки:

· Наука как знание (как система знаний) – логико-гносеологическая концепция.

· Наука как деятельность (как непосредственная производительная сила) – прикладная концепция.

· Наука как социальный институт - социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, ученым сообществом.

Характерные черты современной науки:

- синтез многих наук для решения глобальных проблем человечества;

- усложнение научного знания;

- укрупнение и непостоянство научных коллективов;

- усиление взаимосвязи науки и социальных процессов;

- повышение ответственности ученых за результаты исследований (глобальные риски);

- риск получения псевдонаучного знания.

Главные функции науки:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. генерирование нового научного знания;

2) мировоззренческая, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научно го миропонимания;

3) производственная, технико-технологическая функция науки как производительной силы;

4)культурная, образовательная.

Основными задачами науки является:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

 

Краткий обзор научных исследований ученых по вопросам экономики и менеджмента, в том числе Нобелевских лауреатов: полученные результаты и их возможности практического использования. Взаимодействие науки и бизнеса.

 

Предпосылки для возникновения науки: Египет, Вавилон, Индия, Китай.

Наука как основная сфера человеческой деятельности – Древняя Греция.

Дифференциация научного знания – Средние века.

Массовость науки – ХХ век.

Экономика как наука

Экономика относится к системе наук, изучающих общество, и основывается на положениях современной философии, которые используются для разработки парадигмы экономического развития.

Экономика как наука представляет собой совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Она исследует наиболее существенные связи, причинные зависимости, присущие процессам развития экономики. Экономика изучает развитие способа производства и распределения, направления использования результатов труда, отношения собственности.

Существует достаточно большое число различных более частных определений экономики как науки:

экономика – наука о производственной деятельности и обмене ее результатами между субъектами хозяйствования;

экономика изучает динамику экономической жизни (тенденции в развитии цен, производства, безработицы и т.д.);

экономика – наука о рациональном выборе (использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, знания) для производства продукции);

экономика изучает, каким образом осуществляется организация производства и потребления и др.

Ни одно из этих определений нельзя исключить, так как в каждом из них находит свое отражение определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система.

Существует пять фундаментальных вопросов, на которые исследователи в области экономики пытаются найти ответ:

· что производить;

· как производить;

· как распределить общий объем произведенных благ;

· как поддерживать общую занятость;

· как обеспечить гибкость экономической системы.

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных уровня исследования:

· макроэкономику (экономические явления и процессы на уровне государства и мирового хозяйства);

· микроэкономику (экономические явления и процессы на уровне отдельного хозяйствующего субъекта).

К основным функциям экономической науки относятся:

· познавательная;

· прогностическая;

· практическая (формирование на основе теоретических разработок и прогнозов экономической политики как на микро-, так и макроуровне) – первичная функция.

Предметом экономики являются экономические отношения в обществе. Экономика изучает, как выбирается способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы с наибольшим эффектом произвести разнообразные товары и распреде­лить их для потребления;

Изучая отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, экономическая наука нуждается в особых методах исследования. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.241 (0.009 с.)