Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология экономической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные принципы изучения экономических проблем: · изучению подлежат объективные факты и явления; · процесс изучения предполагает членение сложных процессов и объектов (систем) на части (анализ), рассмотрение каждой из которых позволяет определить свойства подсистем и особенности их взаимодействия; · методом изучения характерных признаков рассматриваемых явлений и процессов является движение мысли от простого, частного, к сложному, всеобщему (индукция) или от общего к частному (дедукция); · единство исторического и логического подходов, т.е. процессы рассматриваются в исторической последовательности и в логической взаимосвязи; · широкие использование метода абстракции (освобождение исследования от частного, случайного, кратковременного, единичного и определение сущностного, постоянного, типичного); · наличие соответствующей цели в самом методе (принцип целеполагания). Главные методологические подходы в экономике: · субъективный – исходный элемент анализа – хозяйствующий субъект, основная теоретическая база – теория выбора. Основные категории – «потребность» и «полезность»; · эмпирический – основывается на изучении явлении или событий и их оценке; результат зависит от аппарата исследования (математического, вычислительного) и выражается в виде моделей; · рационалистический; цель – открытие естественных законов развития экономики, · диалектико-материалистический – предполагает объективность экономических процессов, их взаимообусловленность и причинность. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, включающий систему методов и приемов анализа при определенном философском подходе. Методы – инструменты, приемы исследования и воспроизведения результатов. Классификация методов научного исследования
Одной из важнейших особенностей научного познания является его организованность и использование конкретных методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической деятельности исследователей. Исследование методов познания и практической деятельности являётся задачей особой дисциплины – методологии исследования. В методологии научных исследований выделяют два уровня познания: · теоретический (построение и развитие научных гипотез и теорий, формулирование законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий) – ориентирован на сущность процесса. · эмпирический (наблюдение и эксперимент, группировка, классификация и описание результатов эксперимента) – ориентирован на проявления сущности процесса в конкретных явлениях и закономерностях. Уровни научного познания различаются также: · по средствам и инструментам познания, · по методам исследования, · по характеру добытых знаний (в первом случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором – законы, раскрытие существенных связей, теории). Исходя из универсальности использования различают: · всеобщие методы познания – диалектика и системный подход; · общенаучные методы, находящие применение почти во всех науках; · частные или специальные методы, характерные для отдельных наук · методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, логический и исторический методы, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, формализацию, создание теории и т.д. Анализ – метод исследования, который заключается в изучении объекта путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения). Синтез – метод изучения объекта в целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, так как позволяет соединить части объекта, расчлененного в процессе анализа, установить их взаимосвязи и изучить предмет как единое целое. Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов множества. Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному, Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал по определенным моментам, интересующим исследователя. Важное место в рамках научных исследований занимают логический и исторический методы. Логический метод подразделяется на гипотетический и аксиоматический. Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, т.е. научного предположения, которое содержит элементы новизны и оригинальности. Гипотеза должна более полно объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и отвечать общим законам диалектики. Этот исследовательский прием является достаточно распространенным в прикладных науках. Аксиоматический метод основан на очевидных положениях (аксиомах), принятых без доказательства. По этому методу теория разрабатывается на основе дедуктивного принципа. Более широкое распространение он получил в теоретических науках (математике, математической логике и др.). Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью обнаружения внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий. В прикладных науках он применяется, как правило, при изучении развития и формирования тех или иных областей науки и техники. Между логическим и историческим методами существует единство, основанное на том, что любое логическое познание должно рассматриваться в историческом аспекте. Абстрагирование – метод отвлечения от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением существенных свойств и отношений. Конкретизация – метод исследования объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития. Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Формализация – метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальных символов, например, представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат. Создание теории – обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространение результатов исследования на другие объекты и явления. Также в последнее время широкое распространение получили такие общие методы научного исследования, как обобщение (установление общих свойств и признаков объектов), классификация (разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с каким-либо существенным признаком). Конкретно-научные (частные) методы научного исследования представляют собой специфические методы экономики. Эти методы характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук (например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики), выходом за пределы области знания, в которой они сформировались.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.006 с.) |