Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология экономической науки

Поиск

Основные принципы изучения экономических проблем:

· изучению подлежат объективные факты и явления;

· процесс изучения предполагает членение сложных процессов и объектов (систем) на части (анализ), рассмотрение каждой из которых позволяет определить свойства подсистем и особенности их взаимодействия;

· методом изучения характерных признаков рассматриваемых явлений и процессов является движение мысли от простого, частного, к сложному, всеобщему (индукция) или от общего к частному (дедукция);

· единство исторического и логического подходов, т.е. процессы рассматриваются в исторической последовательности и в логической взаимосвязи;

· широкие использование метода абстракции (освобождение исследования от частного, случайного, кратковременного, единичного и определение сущностного, постоянного, типичного);

· наличие соответствующей цели в самом методе (принцип целеполагания).

Главные методологические подходы в экономике:

· субъективный – исходный элемент анализа – хозяйствующий субъект, основная теоретическая база – теория выбора. Основные категории – «потребность» и «полезность»;

· эмпирический – основывается на изучении явлении или событий и их оценке; результат зависит от аппарата исследования (математического, вычислительного) и выражается в виде моделей;

· рационалистический; цель – открытие естественных законов развития экономики,

· диалектико-материалистический – предполагает объективность экономических процессов, их взаимообусловленность и причинность.

Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, включающий систему методов и приемов анализа при определенном философском подходе.

Методы – инструменты, приемы исследования и воспроизведения результатов.

Классификация методов научного исследования

 

Одной из важнейших особенностей научного познания является его организованность и использование конкретных методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической деятельности исследователей. Исследование методов познания и практической деятельности являётся задачей особой дисциплины – методологии исследования.

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

· теоретический (построение и развитие научных гипотез и теорий, формулирование законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий) – ориентирован на сущность процесса.

· эмпирический (наблюдение и эксперимент, группировка, классификация и описание результатов эксперимента) – ориентирован на проявления сущности процесса в конкретных явлениях и закономерностях.

Уровни научного познания различаются также:

· по средствам и инструментам познания,

· по методам исследования,

· по характеру добытых знаний (в первом случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором – законы, раскрытие существенных связей, теории).

Исходя из универсальности использования различают:

· всеобщие методы познания – диалектика и системный подход;

· общенаучные методы, находящие применение почти во всех науках;

· частные или специальные методы, характерные для отдельных наук
или областей практической деятельности;

· методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, логический и исторический методы, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, формализацию, создание теории и т.д.

Анализ – метод исследования, который заключается в изучении объекта путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения).

Синтез – метод изучения объекта в целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, так как позволяет соединить части объекта, расчлененного в процессе анализа, установить их взаимосвязи и изучить предмет как единое целое.

Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов множества.

Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному,
т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем – его составных элементов.

Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал по определенным моментам, интересующим исследователя.

Важное место в рамках научных исследований занимают логический и исторический методы.

Логический метод подразделяется на гипотетический и аксиоматический.

Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, т.е. научного предположения, которое содержит элементы новизны и оригинальности. Гипотеза должна более полно объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и отвечать общим законам диалектики. Этот исследовательский прием является достаточно распространенным в прикладных науках.

Аксиоматический метод основан на очевидных положениях (аксиомах), принятых без доказательства. По этому методу теория разрабаты­вается на основе дедуктивного принципа. Более широкое распростране­ние он получил в теоретических науках (математике, математической логике и др.).

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последователь­ности с целью обнаружения внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий. В прикладных науках он применяется, как правило, при изучении развития и формирования тех или иных областей науки и техники.

Между логическим и историческим методами существует единство, основанное на том, что любое логическое познание должно рассматриваться в историческом аспекте.

Абстрагирование – метод отвлечения от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением существенных свойств и отношений.

Конкретизация – метод исследования объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Формализация – метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальных символов, например, представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.

Создание теории – обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распро­странение результатов исследования на другие объекты и явления.

Также в последнее время широкое распространение получили такие общие методы научного исследования, как обобщение (установление общих свойств и признаков объектов), классификация (разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с каким-либо существенным признаком).

Конкретно-научные (частные) методы научного исследования представляют собой специфические методы экономики. Эти методы характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук (например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики), выходом за пределы области знания, в которой они сформировались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.006 с.)