Постановка целей, задач научного исследования. Структура научного исследования и этапы его проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка целей, задач научного исследования. Структура научного исследования и этапы его проведения



Цели и задачи научно-исследовательской работы

Этапы исследовательского процесса:

Выбор темы исследования

Поиск информации. Цель поиска, проработки и анализа информации - всестороннее освещение состояния вопроса по теме, ее уточнение (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования.

· Изучаются по возможности все литературные источники для исключения дублирования исследуемой темы.

· Целесообразно проработать основную литературу по смежным темам (иногда это позволяет выявить новые связи между ними).

· После сбора литературных, архивных, производственных и других информационных данных и их обобщения полезно узнать мнение ведущих специалистов. Они могут оказать существенную помощь в выделении основных проблем, в определении формы сбора информации, в сокращении времени разработки темы и определении объемов собираемой информации.

· Каждый источник должен быть тщательно проанализирован на предмет соответствия выбранной теме, научного вклада в решение и развитие данной темы, ценности выводов и наличия нерешенных исследовательских задач.

· Результат анализа – должен содержать формулировку актуальности и новизны избранной темы; последние достижения в области теоретических и экспериментальных исследований по теме; наиболее актуальные теоретические и экспериментальные задачи; предполагаемые рекомендации; доказательство потенциальной осуществимости и экономической (или иной) эффективности разработок.

· На основе указанных выводов формулируют цель и конкретные задачи научного исследовании (как правило, 3…5).

Методы работы с источниками

В процессе работы с литературой научный работник должен фиксировать наиболее интересные факты и мысли, а также свои идеи, которые являются неотъемлемой частью творческого изучения источника информации. Научному работнику следует овладеть начальными навыками работы с текстом. Она может выполняться в различных формах, а именно:

1. конспектирование;

2. составление плана;

3. выписки;

4. тезисы.

Конспектирование. Конспект - это краткая фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования.

· Плановый конспект: составляется план из интересующих вопросов, затем кратко излагается то, что содержится по этим вопросам в источнике. В этом конспекте излагается только та информация, которая имеет отношение к научно-исследовательской работе.

· Текстуальный конспект: полностью состоит из цитат (удобно при последующем написании работы).

· Тематический конспект: одновременно прорабатывается несколько источников по одной теме.

Составление плана. Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, желательно составить развернутый план. План может быть простым, состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или развернутым. Обычно лучше начать с составления простого плана, а затем совершенствовать его.

Выписки. Упрощенная форма конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая форма работы с текстом.

Тезисы. Краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи – формулируются самостоятельно. Позволяют сделать первые собственные обобщения.

Виды тезисов:

Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это четкое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Простые и сложные тезисы – это соответственно более или менее подробные формулировки идей, но еще не окончательно отшлифованные, включающие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные.

 

Таблица 1. Виды обзорной информации как результат работы с источниками

Группа обзорной информации и виды обзорных документов Качественная характеристика обзорной информации Целевая направленность обзорной информации
     
Библиографическая 1. Библиографический обзор источников 2. Систематизированная тематическая подборка рефератов Формальные характеристики первичных источников информации: автор, вид источника, объем, язык и др. Достоверность, полнота и полезность информации для изучения и синтеза нового знания
Фактическая 1. Сводные таблицы фактографических данных 2. Фактологическая справка Систематизированное выборочное изложение фактических сведений с комментариями, характеризующими степень их достоверности Определение уровня и направленности работ по основной и периферийной тематике
Реферативная 1. Реферативный (компилятивная) обзор 2. Реферативная справка Обобщенное, систематизированное изложение информации по теме с сохранением авторских оценок материала Составление представления о состоянии и основных тенденциях развития интересующей области науки и техники с минимумом затрат времени
Аналитическая (критическая) 1. Аналитическая обзорная справка 2. Обзор по направлению (профилю) научного исследования Качественный отбор и критическая оценка совокупной информации с выводами о перспективности и степени актуальности полученных сведений Принятие решения о направлениях творческой деятельности и распределении ресурсов; использование полезного опыта
Прогностическая Научно- исследовательский прогноз развития науки и техники Выявление и оценка тенденций развития науки и техники; определение наиболее вероятных путей достижения целей в интересах научно-технического прогресса в конкретной области науки и техники Принятие решения о путях, формах и средствах развития науки и техники

 

2.2. Задачи и формы научной работы студентов

 

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и нациольных олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта и практики;

з) переводы научных работ, текстов (монографий, статей и др.).

Формы реализации УИРС и НИРС: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

 

Методы исследования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.007 с.)