Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная этика. Определение

Поиск

Правила, позволяющие реализовать определенные ценности в ежедневной практической деятельности и поведении государственных служащих

(Доклад ОЭСР «Этика государственной службы», 1996)

Т.е. это не только зафиксированные правила, но и реальная деятельность, соответствующая этим правилам. В административной этике не только моральные ценности.

Управление административной этикой

Определение того, что является должным поведением для госслужащих, разработка связанных с этим стандартов и правил поведения, а также создание процедур по их реализации

Управление адм этикой начинается с того, что какие-то органы, которые уравляют государственной службой в целом определили нормы, процедуры и должны базироваться на уже существующих нормах в обществе. Обеспечивая баланс: создание доверия+ выполнение обязанностей.

Принципы

· Открытость системы государственной службы непосредственно и через средства массовой информации.

· Прозрачность принципиальных государственными органами решений. Раскрытие всех решений: понятно, кто принимал решения, кто понесет эти решения.

· Наличие кодифицированных норм и правил поведения государственного служащего. Нужно чтобы нормы были ясно прописаны и чтобы любой чиновник мог понять, как он может действовать в тех или иных условиях

Этическая инфраструктура государственной службы

Совокупность средств, используемых для ограничения недолжного и поощрения должного поведения государственных служащих.

Элементы этической инфраструктуры государственной службы

· Законодательство: начиная с уголовного и заканчивая административным. Те законы, которые имеют непосредственное отношение к государственной службе, включая законы о гражданской службе, которые прописывают, что может делать чиновник, а что не может – позитивное право. Например: совмещение работы на государственных должностях и другой работы

· Механизм отчетности: за любые проступки и за любые виды деятельности должны быть отчетности, государственный аудит, соответствие государственным нормам

· Кодексы поведения: кодификация соответствующих норм, кодификация

· Профессиональная специализация: набор на государственную службу, включение в коллективы, карьера, аттестация, повышение образовательного, профессионального уровня

· Координирующие органы: те, кто управляют государственной службой

· Общественный надзор за деятельностью госслужащих: своеобразные филиалы общественной палаты.

· Условия государственной службы

Законодательство: уголовное

Запрещается:

· Получение и дача взятки (как лично, так и через посредника).

· Провокация взятки

· Злоупотребление полномочиями и превышение должностных полномочий

· Пристрастность при принятии решений

Пробелы:

· Преследование за несоответствие доходов и расходов – отсутствует в России.

· Также не преследуется деятельность чиновников, которые своими решениями удовлетворяет интересы какого-нибудь юридического лица в соответствующей экономической отрасли.

Законодательство: о госслужбе

1. Закрепляются ценности государственной службы

2. Устанавливается порядок проведения административных расследований и наложения дисциплинарных взысканий:

a. Замечание

b. Выговор

c. Предупреждение о неполном должностном соответствии

d. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы - редко

e. Увольнение с гражданской службы – крайняя форма, редко применяется

Ещё одно недавно было введено: штрафы по результатам деятельности. Возможность лишить части заработной платы, был введен в российскую систему: не только лишение премии, но и штрафы, раньше он отрицался. Есть специфические виды: в Германии – лишение пенсии государственных служащих.

Законодательство: декларирование доходов

Обязанность предоставлять в определенные законами органами сведения об источниках и сумме доходов, полученных за определенный период, а также об имуществе, находящемся в собственности.

Цели:

1) Способствовать развитию общественного надзора за государственной службой

2) Обеспечить правоохранительные органы «индикаторами коррупции» - чтобы декларация о доходах стала индикатором коррупции, она должны быть реальной. Но нет уверенности, что эти декларации являются действительно честными. Она, как правило, никем не проверяется. Даже если соответствия найдены, дальше эта информация никуда не идет. Это одна из проблем

Вторая проблемы – борьба с коррупцией. Для того, чтобы это было таковым, нужны ещё и процедуры, отталкивающиеся от результатов декларации о доходах.

Законодательство: о служенных разоблачениях

«Стукачество», «Доносительство»?

«Whistleblowing»!

Все окружение будет рассматривать такую деятельность как негативную. Эту информацию никто не сообщает и вряд ли будет сообщать. Стукачество – основной индикатор коррупции.

Идея регламентации этических норм

Неординарная ситуация

Отсутствие нормативно-правовых актов

Произвол в толковании норм этики

Этические стандарты призваны:

· Помогать государственным служащим определять зоны повышенного внимания в их деятельности

· Намечать способы решения этических проблем, возникающих в процессе повседневного исполнения служебных обязанностей

· В целом способствовать формированию определенного стиля поведения, соответствующего ценностям и принципам государственной службы и ожиданиям общества

Содержание кодексов поведения

1) Регулирование конфликта интересов

2) Пользование служебными привилегиями

3) Использование служебной информации

4) Регулирование общепринятых норм общения (в том числе и во время пребывания за пределами своего государства) в России – в пределах 3х тысяч рублей подарки – касается государственных служащих, а не тех, кто замещают государственные должности (Медведев, Путин, Грызлов, Собянин не являются государственными служащими. Это легально, но не легитимно – противоречит ценностям общественным).

5) Обязанность помогать в служебных разоблачениях

Системный подход к управлению этикой государственных служащих (пример Европы)

· Кодексы поведения

· Государственные органы, контролирующие поведение чиновников (например, различные комиссии по этике)

· Специальные виды законодательства (например, законы о декларировании доходов, законы о свободном доступе к официальной информации)

· Программы обучения государственных служащих этическим стандартам

 

В Госслужбе более строгая этика – статусная проблема

в Бизнесе – в основном информативная проблема.

 

Этические стандарты бизнеса:

Всеобщие этические принципы бизнеса удачно сформулированы американским социологом Л. Хосмером:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.

2. Никогда не делай того, о чем нельзя бы было сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о чем можно былобы с гордостью объявить на всю страну.

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства общности и работы на одну общую цель.

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь.

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе.

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию.

 

Этические стандарты государственной службы:

· Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

· Соблюдение принципов государственной службы;

· Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

· Честная служба государству;

· Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

· Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

· Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

· Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

· Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

· Не заниматься предпринимательской деятельностью;

· Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

· Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

· Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

· Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

· Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Внешние” отличительные черты культуры госучреждений

Культурная сфера организации, занимающихся государственной деятельностью, существенно отличается от аналогичных характеристик, к примеру, фирм. Однако, многое и роднит организации частного и государственного сектора. В частности, в культурных характеристиках, традициях, которые формировались при их возникновении, те обычаи и привычки, которые закладывались их «отцами-основателями». Этот прошлый опыт деятельности организаций может прослеживаться не только в служебных взаимоотношениях управляющих и управляемых, но и в привычных формах одежды персонала. При этом наследоваться и самовоспроизводиться в жизнедеятельности организаций могут и не красящие их черты (например, традиционные затруднения в продвижении по службе представителей национальных меньшинств или женщин).

И все же, несмотря на ряд сближающих их черт с организациями частного сектора, госу чреждения обладают весьма существенными культурными отличиями. Прежде всего подобные характеристики выражают тот пресловутый “дух государства”, который на деле являет собой те ценности, стереотипы и традиции, которые регулируют как бы внешние отношения власти с гражданским обществом.

В частности, этот слой культурных ориентаций демонстрирует существующее доминирование либо государства над гражданским обществом, либо, напротив, приверженность населения нормам кодифицированного или местного права, высокий или посредственный авторитет центральной власти, отношение к бюрократии как к носительнице государственного сознания или же криминализнрованиой прослойке и т.д.

Внутренние отличительные черты культуры государственных учреждений

Заслуживают быть отмеченными и те компоненты культуры госучреждений, которые характеризуют, условно говоря, внутренние черты их профессиональной деятельности. Речь в данном случае прежде всего идет о наличии специфической мотивации чиновничества, вызванной их отношением к ценностям и политике государства.

Если в частном секторе идентификация служащих осуществляется на основе приобщения к целям организации в целом, а также служебных или неформальных групп непосредственного взаимодействия», то в государственном секторе она дополняется той или иной мерой лояльности, испытываемой служащими к целям и ценностям государства в целом. Иными словами, здесь важна не столько удовлетворенность служащих своей работой в госучреждении, столько степень их адаптации к целям государственной политики.

. Это тот внутренний настрой, который допускает для человека возможность работать в органах государства, осуществляющего ту или иную политику и который при рутинном течении дел не модифицирует групповые и индивидуальные приоритеты деятельности.

В тех или иных странах — или в те или иные исторические периоды — служащие могут испытывать как гордость, так и унижение за деятельность своего правительства (которое, к примеру, может вести освободительную или захватническую войны). Лишь в редких, исключительных по сути случаях эти соображения могут стать основой для частичного или радикального изменения им своего отношения к целям продвижения и поведения в госструктурах. Служащий может выступить с акциями протеста, затрагивающими его положение в госучрежцении; ответственный руководитель — подать в отставку; военачальник — отказаться принимать награды от преступного по его мнению режима и т.д. История — по крайней мере российского госсударства — знает не так уж и много примеров массового проявления недовольства госслужащих политикой государства. Так что эти компоненты культурного облика госслужащих, адаптирующих их к целям государственной политики, усложняют мотивацшо их деятельности, но тем не менее, достаточно редко дают осебе знать как о факторах, корректирующих стиль их профессионального поведения.

Как замечает Б. Гурней, удовлетворенность служащих деятельностью режима может быть высокой, низкой и отрицатльной.

В целом такая адаптация может быть высокой, когда служащий полностью удовлетворен политикой режима, а его индивидуальные оценки совпадают с целями государства, а такое состояние дает ему возможность испытывать допозшительное уважение к столь же лояльным коллегам; средней, при которой он испытывает противоречивые чувства к целям режима; низкой — отличающейся пессимистическим взглядом на цели правителънства и выступающей поэтому фактором, усиливающим чувство незащищенности, снижающим его мобилизованность и осложкающим отношения с лояльными членами коллектива (вплоть до открытой враждебности); и отрицательной, когда его индивидуально-лгчностная позиция резко противостоит целям государственной политики. Это может вызвать потребность выступить с политическим протестом, но не может и не иметь никаких последствий для служащего


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.240 (0.01 с.)