Основные функции и ресурсы групп интересов. Каковы следствия политической ренты и перераспределительных коалиций для государственного управления? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции и ресурсы групп интересов. Каковы следствия политической ренты и перераспределительных коалиций для государственного управления?



 

Группы интересов

Организованные группы людей, имеющие определенные цели и требования к государственной власти, которые становятся причиной их коллективных действий.

Достаточно много в экономической сфере. Кроме бизнес структур – профсоюзы. По существу в сфере экономики 2 блока: ассоциации бизнеса и профсоюзные организации. Так же это в сфере культуры и досуга, группы в социальной сфере, в области охраны окружающей среды. Во всех сферах человеческой жизни.

 

Функции групп интересов

· Артикуляция интересов – для того, чтобы донести интересы до верхов – нужно эти интересы нужно представлять в конкретной форме – артикулировать. В форме, которая способна войти в повестку дня в системе принятия общественных решений.

· Агрегация интересов – сопоставление интересов, интересов может быть много и нужно их соотнести, выстроить приоритетность.

· Интеграция – объединение интересов разных, входящих в организованную группу подгрупп.

· Информирование – информирование власти о том, что вообще происходит в обществе через повестку дня.

 

Ресурсы: в идеальной ситуации любой интерес должен быть представлен в равной степени, однако это не только не существует в действительности, но и не может существовать теоретически, так как в обществе существует слишком много противоречивых интересов. В результате этого в любом обществе существует борьба групп интересов за влияние, исход который определяется тем, кто обладает большими ресурсами:

· Экономическими ресурсами и собственностью – особое значение в РФ.

· Количество членов и уровень структурированности группы интересов.

· Опыт, квалификация в сфере влияния на государственные институты.

 

 

Интересы могут быть объективны, а могут быть и необъективны. Но в целом – это достаточно объективная система отражения реальных общественных отношений.

 

Первые эксперименты – 1907 – А.Бентли.

Теория коллективных действий Мансура Олсона

Группы интересов нужно делить на 2 подгруппы:

· Группы всеохватывающих интересов – большие группы. Типичный пример – профсоюзы. Туда входят десятки, иногда сотни тысяч людей, охватывающие разные общности, подгруппы, национальные структуры, которых в любой стране не так много. Они выполняют позитивную роль, эти группы и передают в повестку дня интересы общества

Проблемы безбилетника. В группе какой-то не всегда все действуют рационально. Результат деятельности группы распределяется на всю группу, независимо от участия всех членов группы. Многие стараются отлынивать, а внутри больших групп сложно осуществлять контроль надо всеми. Эту проблему стараются регулировать мотивацией. А так же санкции за неучастие.

В любой структуре группы интересов всегда появляются гуппы специальных интересов.

· Группы специальных интересов – возможность получить больший результат от принятого решения. Бизнес-группы. Получается система объединения на группы срециальных интересов, где легко осущетсвлять контроль над деятельностью. И там группы стремятся добиться богатства не за счет экономической деятельности, но за счет решений, принимаемых государством.

Распределительные коалиции

Группы специальных интересов, которые стремятся обеспечить себе долю общественного богатства или дохода, превосходящую их вклад в производство. Их доход может расти и быть распределяемым. Такие коалиции на разных уровнях управления формируются и как некая сеть переплетаются на всей системе государственного управления. Такого рода деятельность создает теорию рационального действия. Они получают политическую ренту – ренту от решений, которая может быть достаточно большой по объему.

Возникает феномен институционального склероза. Когда общество стабильно – это плохо, потому что это благодатная почва для формирования разных распределительных коалиций, которые спокойно за счет бюджета получают большие доходы на основе политической ренты, что является достаточно существенным минусом для общества.

 

Возникают 2 проблемы:

1) Политическая рента не формирует мотивацию к развитию реальной экономики. Нет смысла, если можно получать большую прибыли от связи с чиновниками.

2) Политическая рента разрушает всю систему рыночной конкуренции, потому что она формирует привилегии. Получается конкуренция за привилегии.

Склероз – когда экономика не развивается или очень медленными темпами. Все живут достаточно хорошо, вовлеченные в соответствующие группы, которые сосдают систему неэффективной политики.

Олсен М. Логика коллективных действия. Общественные блага и теории групп

 

В дальнейшем это было развито дальне:

Модель «J-curve» (Джоэль Хэллман)

По мере шоковой терапии резко падают доходы тех, кто зависит от государства. По идее они должны противостоять реформам.

Реально выигрывают от реформ те, кто находятся у власти. Раньше их уровень был низкий, а потом резко возрос, но это дальнейшее движение будет изменено.

Реформы тормозят не бюджетники, а те, кто оказался у власти, потому что они могут в процессе реформ эту власть потерять.

Интерес краткосрочных победителей, как распределительной коалиции состоит в том, чтобы остановить проводящиеся реформы на стадии чстичного равновесия (partial reform equilibrium), которое позволило бы её членам получать рентный доход,возлагая издержки на остальную часть общества.

 


 

28. Понятие и технологии лоббирования интересов. Положительные и отрицательные черты лоббизма. Какие из них характерны для современной России?

Лоббизм

Деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интресах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными законодательных актов и административных решений.

Другая т.з.: лоббизм – деятельность, связанная с предпринимательством, стремление обеспечить группы специальных интересов. Определенный вид бизнеса. Для того, чтобы лоббизм был бизнесом, для этого бизнес и власть должны быть разделены.

 

Процесс лоббирования

1) Тот, чьи интересы лоббируют

2) Лоббист – это может быть конкретный человек, может быть и организация

3) Ресурсосодержатель, тот, на кого они оказывают влияние

Субъекты лоббирования

· Отраслевые союзы и ассоциации бизнеса

· Корпорации и банки

· Отдельные предприниматели

 

Объекты лоббирования

· Администрация Президента РФ

· Правительство РФ

· Федеральное собрание – менее значимы сейчас, т.к. основные законы готовятся уже не ими, а в администрации президента и в правительстве.

· Региональные правительства, администрации губернаторов, местные органы власти

 

Формы лоббирования

· Непосредственные контакты в «коридорах власти»

· Прямой лоббизм. Прямое участие в работе властных структур или в созданных при них оповещательно –консультативных органах

· Деятельность организация, претендующих на выражение интересов предпринимателей.

· Косвенный лоббизм. Использование СМИ для воздействия на общественное мнение. В России имеет меньшее значение, чем прямое, но зарубежом это воздействие достаточно распространенным.

· Воздействия через пикеты. Недовольства деятельностью конкретного органа власти или чиновника

 

Ассоциации предпринимателей

Задачи:

«Сформулировать основные требования и интересы входящих в них промышленно-предпринимательских групп

Наладить постоянные и эффективные связи с государственным аппаратом.

 

GR

Работа по информированию, формированию экспертных оценок, выстраиванию имиджа, в отличие от лоббизма, предлагающего работу по продвижению конкретных интересов. В конечном итоге направлена на продвижение каких-то интересов. GR – постоянная работа. Вторая функция – координация внутри самих департаментов и отделов, он должен предоставить роль государства.

 

Позитивные последствия лоббизма

· Инструмент самоорганизации гражданского общества

· Расширяет информационную и организационную базу принимаемых решений. Позволяет выделить те аспекты, которые не видны правительству при принятии решений.

· Способствует нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при принятии управленческих решений. Возможность согласовать разные интересы.

Негативные последствия лоббизма

· Проводник неправового воздействия (давления) на государственные органы

· Фактор развития и защиты ведомственности, местничества, национализма

· Размывает стратегический подход при принятии госрешений, т.к. приводит к постоянному перераспределению бюджета, частой смены приоритетов.

 

Специфика лоббизма в России

· Слабость партийной системы

· Высокая значимость региональных кланов

· Активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы

· Решающее формальное и неформальное влияние первых лиц государства

· Непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии)

 

Перспективы лоббизма в России

· Вариант А. лоббистские структуры – выразители интересов разнообразных бизнес и социальных групп

· Вариант Б. лоббистские структуры – монополисты и партнеры власти


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.022 с.)