Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему М.Вебер рассматривал рациональную и патримониальную бюрократии как противоположности?

Поиск

Каковы современные управленческие приемы для борьбы с бюрократизмом?

 

При рассмотрении проблемы бюрократии в веберовской социологии важное значение имеет тот факт, что Вебер выделяет два существенно различных типа бюрократической организации. Одним из этих типов выступает патримониальная бюрократия, которую характеризуют недостаточное развитие рациональных черт и личностный характер отношений власти в управленческих структурах. Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует прежде всего присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство “сословного” типа, которое уже не является бюрократическим.

Разработанная в “Хозяйстве и обществе” теоретическая модель рациональной бюрократии образует второй тип бюрократической организации в социологии Вебера. Для административных структур, приближающихся к данной модели, характерно преобладание формально-правового начала. Принцип личной преданности, на котором основывается патримониальное управление, уступает место объективно установленному служебному долгу. Формируется тип чиновника, который руководствуется в своей деятельности системой формальных правил, а не предписаниями традиции и волей монарха.

Модель патримониальной бюрократии

На основании азиатской модели.

· Личное усмотрение чиновника vs беспристрастность. Нет безличности. Руководитель, использующий власть стремитчя предле всего использовать её в своих интересах.

· Бенефиций (присвоение должности) vs постоянный денежный оклад. Присвоение должности, выгода от должности рассматривается как что-то нормальное.

 

Рациональная Патримониальная
Государство, основанное на контакте Государство, основанное на частной собственности государя
Беспристрастность, Безличность Личное усмотрение
Стабильный доход Бенефиций (присвоение должности)
Руководствуется системой формальных правил Руководствуется предписаниями традиции и волей монарха
Объективно установленный служебный долг Принцип преданности монарху
Начальник - подчиненный Господин - вассал
Частная собственность не может быть в руках государства Частная собственность в руках чиновников

 

Традиционно существовало 2 осн направления противодействия бюрократическим паталогиям:

1. "Идеология дела" -- победить бюрократизм можно с помощью вовлечения других систем управления гос-вом.

Успех бюрократии зависит от степени вовлечённости широких масс людей в управление страной, через политические выборы, вовлечение общественных орг-ций, ответственность непосредственных бюрократов перед общественностью -- ограничение власти гос-ва засчёт увеличения возможностей общ-ва.

2. "Правое" направление противодействия бюрократизму -- "Приватизация". Но не приватизация гос-ва изнутри бюрократии, а постепенный отказ гос-ва от своих ф-ций в пользу бизнес-рыночных отношений и структур. Уменьшается возможность бюрократии контролировать все сферы общественной жизни, меньше негативные аспекты бюрократизма (точнее, их влияние).


 

Основные черты и парадоксы рациональной бюрократии. Почему «Власть», «Координация», «Подотчетность» рассматриваются как «головоломки» бюрократии?

Модель рациональной бюрократии

М.Вебер, начало XX века.

· Иерархия – соподчинение полномочий, все основано на специализации.

· Отстраненность от владения средствами управления – противопоставление рациональной бюрократии. Бюрократия всегда имеет некие средства управления (автомобили, техника).

· Постоянство – чиновник постоянно делает карьеру в этой организации. Должен быть именно профессионализм и постоянство

· Безличность – любой чиновник должен руководствоваться законами, а не своими предпочтениями.

· Специальные знания – на гос.службу поступают по экзаменам и карьера делается на основе именно способностей

Характеристики правил:

· Правила известны всем.

· Цель правил ясна, они основаны на четкой взаимосвязи причин и следствия.

· Должно быть ясно, когда правила применяются, возможность субъективного толкования. ограничена.

· Четкое формулирование правил обеспечивает их однозначность.

Правила должно быть пропечатаны и донесены до всех

Определение

Организация с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру и уделяющую главное внимание недискреционным аспектам управления.

Правила должны поддерживать структуру, она сама себя обеспечивает и работает на воспроизводство. Государственное управление ориентировано на общество, а получается, что центральный элемент этой системы работает на себя. Создаются правила, создается пирамида. Дискреционные полномочия – предоставляемые чиновнику, предоставляющие ему возможность легально принимать решения на свое усмотрение. Они существуют всегда, потому что любой закон не может прописать всегда все случаи, но мера дискреционных полномочий должна постоянно снижаться.

Возникает 3 основных парадокса бюрократии:

1) Наделять достаточной властью, но не угрожать демократии

2) Использовать иерархию для координации программ, но не превращать бюрократию в негибкую структуру

3) Гарантировать подотчетность бюрократии избранным должностным лицам, но не снижать её способность к эффективным действиям.

С одной стороны все критикуют бюрократию, а с другой стороны, понимают, что без неё нельзя.

Три головоломки:

· Власть. Как возможность навязать свою волю, несмотря на сопротивление. Политики принимают решения, а бюрократы должны из выполнять. Возникает проблема о том, какая мера власти должна быть предоставлена сверху чиновникам.

· Координация. В России проще подготовить проект, чем его согласовать. Координация на горизонтальном уровне, но есть и на вертикальном уровне. Стратегии 20-20. Как добиться координации деятельности разных отраслей, подразделений, ведомств и т.д.

· Подотчетность. Для того, чтобы бюрократия не действовала в своих собственных интересах. С одной стороны она должна быть со стороны тех, кто из начал, им должны предоставлять отчеты. Но кто будет проверять документы. Какие должны быть санкции? Какая должна быть подотчетность снизу? Должны избиратели контролировать?

Бюрократия достаточно сложный феномен, изучается давно и рассматривается как один из важнейших элементов.


 

Дисфункции бюрократии. Теория В.Нисканена и модели Ш. Эйзенштадта.

Дисфункции бюрократии:

1) «обученная неспособность» (Веблен) -способности используются не по назначению или просто никому не нужны.

2) «профессиональный психоз» (Девей) -в результате ежедневной рутины, люди развивают особые предпочтения, антипатии и акценты. Эти психозы развиваются из-за требований, предъявляемых к индивидууму специфической организацией его профессиональной роли. При сосредоточении на одном объекте из поля зрения выпадает другой. Приверженность правилам, первоначально задуманным как средство для достижения определенного результата, постепенно превращается в самоцель, т.е. происходит известный процесс подмены целей, из-за чего “средство становится целью”. Дисциплина, которую можно объяснить, как следование инструкциям в любой ситуации, уже не воспринимается только как средство, разработанное для достижения неких специфических целей, а становится необходимой ценностью в жизни чиновника. Подобное выделение главного, являясь результатом смещения исходных целей, приводит к отсутствию гибкости и потере способности с легкостью приспосабливаться к ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.01 с.)