Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории бюрократии и их современная оценка

Поиск

Бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффек-ным способом.

Понятие "бюрократия" происходит от франц. слова "бюро", что означает письменный стол. Поэтому слово "бюрократия" можно перевести как власть письменного стола. Термин "бюрократия" введен в научный оборот в 18 в. Его употребляли для обозначения способа осуществления гос. власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл.

Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным направлениям:

1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии;

2) марксистской;

3) восточной (имперской, азиатской, китайской).

Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики гос. управления во многих странах.

Основные характеристики бюрократии, сформулированные М. Вебером:

а) компетентность каждого бюрократического уровня четко регламентирована (зафиксирована нормативно);б) иерархия организации бюрократической структуры основывается на твердо установленных принципах должностной субординации;

в) вся формальная внутренняя организационная деят-ть (распространение информации, принятие решений, подготовка приказов и т.п.) осуществляется в форме письменных док-тов, подлежащих дальнейшему хранению;

г) все должностные лица должны быть хорошими специалистам в сфере администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих професс. обязанностей, но и в области норм, правил и процедур деят-ти бюрократической орг-ции в целом.

М. Вебер,считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

Современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции, дополнив ее: - необходимостью учета субъективного фактора (речь идет о об учете соц.-психологических аспектов поведения управленцев), который М. Вебер. Он считал, что они должны быть беспристрастны); - во-вторых, идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.

Для марксистской концепции теории бюрократии характерно отрицание ценности и соц. полезности бюрократии как системы упр-ния. В марксистской лит-ре бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социал-ского гос-тва. Марксистское учение, отождествляет бюрократию и бюрократизм. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.

Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной. Ее примером служит китайская система бюрократии, иногда называют китайской.

Основные принципы имперской модели сводятся к следующему. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Отсюда при занятии должности проверялась готовность претендента поддерживать стабильность власти императора.

Механизм подчинения китайских чиновников власти императора состоял в: отсутствие у них узкой специализации, поэтому всегда одного можно было заменить др.; избыток претендентов на чиновничьи должности; фин. зависимость от жалованья; ограниченность перспектив служебной карьеры; тщательный контроль за чиновниками посредством секретной службы; отсутствие гарантий от произвольных увольнений и перемещений и пр. Китайская система просуществовала более двух тысячелетий. Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти.

Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической орг-ции, которые состоят в следующем:

1) отрыв аппарата управления от общества; 2) чиновники превращаются в самостоятельную силу; 3) чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий; 4) в бюрократической организации заложен антидемократизм; 5) бюрократическая модель ведет к бессмысленному формализму; 6) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность. 7) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации. Это направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти.

Гос. служба является и останется одним из главных институтов гос-ва. В любом современном обществе аппарат гос. управления практически полностью построен на бюрократических принципах.

Современная концепция бюрократии С конца 20-х гг XX в. параллельно начала становитися школа человеческих отношений, которая делала акцент на организации как человеческой системе, на социальных и социально-психологических аспектах поведения ее членов.

Социально-политическую сущность бюрократии М. Вебер определял через онтологическую (логическую) потребность общества в соц. организации, структурированности и упорядочении и видел глубокую внутреннюю связь процесса бюрократизации с процессом огосударствления собственности. Однако подобные процессы порождают угрозу исчезновения элементов свободы в экономической, правовой и др. сферах. Гос. бюрократия начинает вмешиваться во внутрихозяйственное управление предприятий.

Во второй половине XX века такой подход к исследованию бюрократии был подвергнут серьезной критике. Так, амер. социолог Т. отметил противоречие между компетентностью, профессионализмом и положением управленца в бюрократической иерархии. Компетентный специалист и бюрократ имеют различные основания властвования. Власть первого основывается на признании его опыта, знания и талантов, следовательно, подчинение добровольно, власть второго основывается на приказе. Т.о., наблюдается базовое противоречие между административной властью, основой которой является иерархия и властью специалиста. Следовательно, концепция идеальной бюрократии не может служить качественной методологией для теории гос. управления без ее корректировки.

Еще одно негативное проявление бюрократизации — возникновение «тенденции к монополии», которое выражается в стремлении индивидов внутри сохранить завоеванное место, ограничивать доступ к кругу своего влияния и контакты с соседними слоями.

С точки зрения франц. соц. М. Крозье, в современных условиях наиболее приемлемым считает вовлечения граждан в дела соц. организаций является рациональное, сознательное участие. Современный динамический процесс соц. изменений требует принципиально новых качеств от профессиональных гос. служащих и руководителей. Они должны владеть современными методами и средствами реформирования гос. организаций, обладать способностями, управлять инновативными процессами, преодолевать соц. и организационную инертность бюрократических структур.

Произведенный анализ бюрократического управления позволяет сделать вывод о том, что функциональное предназначение гос. аппарата заключается в организации гос. управления на основе общеобязательных, регламентированных правом процедур, призванных обеспечивать баланс интересов индивида и общества в целом. Дисфункции (нарушение) гос. аппарата приводят к неэффективности гос. управления, к ущемлению прав и свобод личности.

 

 

6.Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в административном управлении: его основные этапы и содержание

Управленческое решение (УР) – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деят-ти и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников муниципальной службы на управляемый объект.

Субъектами УР: законодательные органы гос. власти и суб. Фед., руководители и отдельные специалисты (имеющие соответствующие полномочия). Объект УР - система или операция.

Основные этапы процесса разработки управленческого решения.

1 этап – подготовка к разработке УР.

- получение информации о ситуации. Информация должна быть достоверной, достаточно полной, но не избыточной. Аналитический материал должен готовиться специалистами.

- о пределение целей должно осуществляться при непосредственном участии лица принимающего решение.

- разработка оценочной системы ситуации. В состав оценочной системы должны входить: критерии; система показателей; принципы проведения сравнительной оценки вариантов УР и их выбора.

- анализ управленческой ситуации предполагает выявление факторов, опред-щих динамику ее развития.

- задача диагностики ситуации состоит в выделении ее ключевых проблем и характера их влияния.

- разработка прогноза развития ситуации. Большое значение имеет представление предполагаемых результатов управл-кого воздействия, что достигается в результате разработки прогноза развития ситуации.

Этап – разработка УР.

- сбор альтернативных вариантов решений. Широко распространены такие процедуры как метод аналогов, мозговой атаки, синтеза УР и т.п.

- при отборе основных вариантов необходимо руководствоваться уровнем сравнительной оценки и требованием отсутствия дублирования.

- При разработке сценариев развития ситуации целесообразно рассмотреть различные варианты динамики изменения основных факторов развития ситуации.

- Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. Задача – дать оценку реализуемости рассматриваемых вариантов управл-ских воздействий и достижения поставленных целей.

Этап – принятия решения.

- к оллективные экспертизы оценки обеспечивают лучшую обоснованность и эффек-сть принимаемых УР. Методы: мозговой атаки, комиссий и др.

- принятия решения лицом, принимающим решение. По результатам экспертиз альтернативных вариантов, с учетом дополнительной информации и своего мнения, принимающее решение лицо, принимает УР. Оно может отличаться от всех предложенных вариантов.

- разработки плана действий. Переход к реализации принятого решения требует согласования действий и ресурсов по времени и месту. Это достигается за счет планирования реализации принятого УР. Планы необходимо корректировать в процессе реализации УР. В основе этого – возможность изменения внешних и внутренних условий, законодательства, конъюнктуры, стратегии предприятия и т.п.

Этап – реализация УР,, и

- д оведение решения до исполнителей является одним из важнейших элементов организации выполнения решения. Осуществляется посредством постановки задач лицом, принимающим решение в виде приказа, распоряжения, указания и т.п. При этом руководитель должен убедиться в точности понимания принятого решения.

- наделение исполнителей ресурсами. Эффек-ть реализации принятого решения во многом зависит от своевременного обеспечения исполнителей для решения конкретных задач ресурсами.

- делегирование полномочий. Каждый исполнитель должен быть наделен определенными полномочиями и обладать некоторой свободой действий на случай непредвиденного изменения условий реализации решения. Необходимо определить ситуации, в которых исполнитель имеет право принятия ситуативных решений, являющихся прерогативой более высокого уровня управления.

- координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения.. Эффек-сть реализации УР определяется так же согласованностью действий всех исполнителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.84 (0.011 с.)