Основные системы государственной службы зарубежных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные системы государственной службы зарубежных стран



Систе́ма (соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Гос. служба РФ - профессиональная служебная деят-ть граждан РФ по обеспечению исполнение полномочий:- Российской Федерации; федеральных органов гос. власти, иных фед. гос. органов;- суб-в РФ; органов гос. власти суб-в РФ, иных гос. органов суб-в РФ;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые К* РФ (К* или уставами суб-в), ФЗ для непосредственного исполнения полномочий фед. гос-ных органов. Система гос. службы РФ включает в себя виды: военная служба; гос. гражд. служба; правоохранительная служба.

В современном мире существуют различные модели гос. службы. Каждое общество вырабатывает свое собственное понимание функций гос-ва в зависимости от соц. характеристик, нац. философии, идеологии, традиций. В организационно-правовой структуре гос. службы можно выделить следующие модели:

1. Континентальная или романо-германская модель, представлена в основном европейскими гос-ми (Латинская Америка, Ближний Восток), а также франкоговорящими странами Африки, Япони и Индонезии.2. Англосаксонская модель (система общего права), к которой относятся англоязычные страны и косвенно все гос-ва Британского Содружества.

3. Гос. служба стран исламской ориентации. 4. Трудовая (советская) модель (КНР, Куба, косвенно бывшие соц. страны).

Романо-германская модель гос. службы объединяет разновидности права, вытекающие из римского права античных времен и германских обычаев (исследований, философского права). В Р-Г правовой системе норма права рассматривается как правило поведения. Система органов гос. управления отличается сильной централизацией, высокой правовой культурой.

Гос. службу Р-Г стран можно отнести к «карьерному» типу, характеризующемуся детальной проработкой НПА, подробной регламентацией повседневной деят-ти чиновников, функционированием гос. службы по принципу иерархичности, кастовости и верноподданности гос-ву.

Главный принцип гос. службы ФРГ, является обязанность служебной преданности. В н/время чиновничество в ФРГ рассматривается как уравновешивающий, стабилизующий, аполитичный институт, который отстаивает и защищает интересы гос-ва и народа, защищает общее благо. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деят-сть в целях выполнения общегос. задач управления.

Суть французской гос. службы заключается в том, что это закрытая и подробно регламентированная система администрирования, гл. принципами которой являются иерархичность, кастовость чиновников, верноподданность гос-ву. Система гос. службы, функционирующая во Франции, основывается на принципе специфичности деят-ти гос. администрации, что обусловливает наличие профес-ного персонала. Служащий, получивший спец. подготовку, поднимается по служебной лестнице в соответствии с определенными механизмами продвижения. Эта система получила название «системы карьеры» или «системы закрытой гос. службы». Во французском закон-тве отсутствует определение понятия «гос. служащий». Закон определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника, за исключением служащих палат парламента и судей общих судов. В целом под гос. служащими понимаются лица, получающие жалование из гос. бюджета.

Англосаксонская модель гос. службы объединяет гос-ва, в которых основу составляет английское право. В этой системе ключевую роль играют судебная практика и вопросы процедуры. Юр. норма права рассматривается в качестве средства разрешения споров. В отличие от Р-Г системы система общего права имеет преимущественно процедурный и прагматический характер, а не законодательно-системный. В Великобритании отсутствуют кодификации или официальная систематизация права.

Англосаксонская система гос. управления представляет собой альтернативу иерархической карьерной Р-Г модели. В целом в англоязычных странах гос. власть носит многосоставной и плюралистический характер (плюрализм – это распределение власти среди множества групп, разных по характеру и типу). В континентальной Европе, наоборот, более развит подход «интегрированной» (сближение) гос. власти, часто воспринимаемой гражданами абстрактно и обезличенно.

В Великобритании вопросы гос. службы регулируются не законами, а НПА, принимаемыми по инициативе прав-ва. В отличие от др. западных стран, где принято понятие «публичной» или «гос.» службы, в Великобритании действует понятие «гражданская служба». В н/время – гражд. служащие являются «слугами Короны», за исключением лиц, занимающих полит. или судебные должности, нанятые на службу в гражданском качестве и получающие жалованье непосредственно из средств, выделяемых с разрешения парламента. Понятие «гражданский служащий» не включает министров, которые являются полит. «слугами Короны», служащих вооруж. сил и полиции, принадлежащих к военным «слугам Короны».

Гос. служба США основывается на базовом конституционном принципе самоуправления «свободных людей на свободной земле». Американская гос. служба – принципиально ориентированна не на абстрактные гос. интересы, а на гражданина. Др. фактором развития, является «равенство, правление только с согласия управляемых и защита прав меньшинств». К* США содержит лишь несколько общих положений, с которыми связывают развитие гос. аппарата. Закрепив за П* единоличную ответственность за исполн-ную власть, К* предоставила ему право назначать по совету и с согласия сената высших должностных лиц и замещать вакансии. П* определяет полномочия всех должностных лиц и обеспечивает точное соблюдение выполнения ими законов. Система гос. службы не представляет собой строго закрытую систему. Граница между гос. служащими и лицами, занятыми частной или общественной деят-тью, очерчена не столь четко, как в континентальных странах. Большое внимание в этой правовой системе уделяется этическому фактору деятельности гос. служащих.

Гос. служба стран исламской ориентации основана на религиозном праве. Исламская гос. служба входит в систему конфессиональных гос. служб. В мусульманском мире особенностью организации гос. органов является то, что верховные должности (светская и духовная) объединялись в одном лице – халифе. В исламской религии понятие права специфично, в целом шариат является правовой системой.

Основным закон-ным источником является Коран, который рассматривается не только как сборник божественных правил, но и как регулятор служебного поведения. Основная характеристика административно-правового регулирования деят-ти чиновников – ориентация на определение обязанностей служащих-верующих при незначительных соц. прерогатив признаваемых за гражданином.

Исламская Республика Иран по полит. режиму является клерикально-авторитарным гос-вом, в стране запрещена деят-ть полит. партий и неисламских организаций. В К* Ирана зафиксировано, что гос. власть осуществляется законод-ной, исполн-ной и судебной ветвями власти, которые функционируют под контролем абсолютного правления имама – полит. и духовного Лидера, которого определяет и назначает – совет экспертов. В обязанности Лидера входит: определение генеральной линии во внутренней и внешней политике, назначение на высшие гос. должности. Исполн-ную власть возглавляет П*, он несет ответственность за план, бюджет, управление и кадры (кабинет министров), контролирует их деят-ть. Высшая контрольная комиссия выполняет задачи по реорганизации кадров, издает НПА и контролирует «виды и нарушения».

Трудовая (советская) модель гос. службы занимает особое положение среди прочих административно-правовых систем. Она появилась после революции 1917г., является некоторым изменением права, относящегося изначально к романо-германской системе. Система коллективного права существовала в СССР, после Второй мировой войны распространилась на страны Центральной Европы.

Коллективное право рассматривается как основной инструмент экономической организации и воспитания граждан. Юр. порядок носит более политизированный, централизованный и принудительный характер. Гос. служба этих стран основывается на принципах партийности, номенклатуры, административной иерархии и централизма. Деят-ть чиновников регламентирована партийными решениями, а административная деят-сть носит несколько подчиненный характер. Гос. служба во многих случаях приравнивается к общей трудовой деят-ти.

В н/время Китайская Народная Республика является одним из немногих гос-тв, по форме правления которого относят к республикам советского типа. Данная модель характеризуется верховенством и полновластием представительных органов (собрания народных представителей). Все гос. органы формируются ими, ответственны и подотчетны перед ними. Депутаты представительных органов выполняют свои функции, не оставляя своей основной работы. По гос. режиму КНР является партократическим гос-вом - вся власть как в центре, так и на местах формируется партийными комитетами.

При этом формально коммунистические комитеты сами не осуществляют гос. власть. Фактически действует система параллельного управления при доминанте партийного аппарата.

Современная идеология гос. службы Китая представляет собой институт, основанный на постоянном отслеживании профессиональных качеств, с принципом партийности. Гос. служащими являются лица, зачисленные на должность на штатной (постоянной) основе, работающие на законном основании, получающие содержание из гос. бюджета и выполняющие служебные обязанности.

Китайская гос. служба представляет собой компромисс старой (советской) системы и новой (модернизационной). Провозглашен принцип открытости, равенства, конкуренции и отбора. Отбор кадров осуществляется на основе экзаменов и др. мер. С др. стороны, полит. нейтральность считается для гос. служащего неприемлемой.

В н/время во многих странах идет процесс модернизации гос. службы, приспособления системы гос. управления к новым соц. условиям. В условиях «постоянно меняющегося мира», стремительно возрастающей сложности современного социума особое значение приобретает способность органов гос. власти определять значимые для социума приоритеты, реализовывать потребности граждан, действовать в общественных интересах.

Построение «сильного государства» становится одной из наиболее важных проблем мирового сообщества, в то время как слабость государства является источником серьезных мировых проблем.

Основные цели реформирования гражд. службы связаны с повышением эффек-сти деят-ти гос. органов управления, внедрением инновационных технологий управления, развитием отношений между гос-вом и гражданами на основе доверия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.036 с.)