Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории господства, госуд бюрократии и «вождистской» демократия в трудах М.ВебераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «господство» является одним из центральных в социологической теории Вебера. «Господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Господство предполагает наличие определенной соц связи между субъектами и выполнение ими определенных ролевых функций (господина и подчиненного). Оно предполагает также опред ожидание (тот, кто приказывает, ожидает, что приказу будут повиноваться; те, кто повинуется, ожидают, что приказ будет иметь предсказуемый характер). Господство не тождественно власти. Властные отношения носят вероятностный характер, у подчиненного есть возможность уклониться. Господство же подразумевает повиновение безо всякой альтернативы, абсолютный характер отношений. Подчинение приказу может иметь различную мотивацию. В связи с этим, Вебер выделяет три типа господства: 1) рационально-легальный (обусловленность целерациональными соображениями повинующегося), 2) традиционный (обусловленность привычками, нравами и традициями) и 3) харизматический (основывается на личной склонности подданных к подчинению). Рациональный (легальный) тип госп-ва. В основе лежит формально-правовой принцип. Мотив признания и выполнения приказа – интерес или целесообразность. Вера в обязательность легального установления и легальность носителей власти, осуществляющих господство. Индивиды (и управляющие и управляемые) подчиняются не личности, но законам. Этот тип госп-ва предполагает в качестве необх элемента развитую бюрократию. Бюрократия – самый чистый тип легального господства. Ее сила в наличии специального образования и компетентности. Тем не менее, никакое господство не может быть только бюрократическим. По Веберу, бюрократический аппарат политически нейтрален, преследует только «интересы дела» и не подвержен коррупции. Рационально-бюрократический тип управления образно напоминает машину, действия которой послушны водителю. Поэтому этой управленческой машине нужна программа, которая создается политическим лидером и, следовательно, служит его целям. Традиционный тип госп-ва. Вера не только в законность, но в священность издавна сущ-х порядков и властей. Чистый тип – патриархальное господство. Сходен по своей структуре с семьей, потому этот тип легитимности наиболее прочен и устойчив. Аппарат управления состоит из лично зависимых от господина слуг, служащих, родственников, друзей или лично верных вассалов. Личная верность служит основанием для назначения на должности и продвижение по службе (знания и компетентность не играют столь важного значения). Харизматический тип госп-ва. Осн-ся на аффективном типе соц действия. Опирается на необычное сверхъестественное, может превратиться в «великую революционную силу». Харизматические качества: магические способности, пророческий дар, выдающаяся сила духа и слова. Харизмой обладают великие полководцы, маги, пророки, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий. В противовес англосаксонской политич традиции Вебер предлагает теорию плебисцитарно- вождистской демократии, с помощью которой можно избежать тирании бюрократов. В рамках этой теории народу и отд индивидам отводится роль пассивного участника политич процесса. Единств форма политического участия для масс – участие в выборах и реализация права на голосование. Главн фигура – харизматический лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Лидер стоит над бюрократич администрацией, избираемой, в свою очередь, формально-легальным образом. Степень легитимности харизматического лидера определяется масштабами его успехов. Т.к роль масс в политическом процессе ограничивается лишь участием в избрании харизматич лидера, им отказывается в праве осущ контроль над бюрократией снизу. Эти функции граждане делегируют харизматич лидеру, кот осущ контроль за деят-ю бюрократии сверху; одна из главных его задач - борьба с бюрократией, необходимая для преодоления олигархического принципа правления. Разрабатывая "идеальный тип" бюрократии, Вебер предполагал, что бюрократия выступит в роли беспристрастного технич исполнителя в расчлененном на составные элементы процессе управления. Он считал, что идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия. По мнению Вебера, "идеальный тип" бюрократии по своей эффективности выглядит в сравнении с другими формами организации управления так же, как машина в сравнении с немеханич видами пр-ва. Как показал историч опыт Германии, со стороны харизматич лидера исходить опасность для демократии не меньшая, чем со стороны бюрократии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.006 с.) |