Теории господства, госуд бюрократии и «вождистской» демократия в трудах М.Вебера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории господства, госуд бюрократии и «вождистской» демократия в трудах М.Вебера



Понятие «господство» является одним из центральных в социологической теории Вебера. «Господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Господство предполагает наличие определенной соц связи между субъектами и выполнение ими определенных ролевых функций (господина и подчиненного). Оно предполагает также опред ожидание (тот, кто приказывает, ожидает, что приказу будут повиноваться; те, кто повинуется, ожидают, что приказ будет иметь предсказуемый характер).

Господство не тождественно власти. Властные отношения носят вероятностный характер, у подчиненного есть возможность уклониться. Господство же подразумевает повиновение безо всякой альтернативы, абсолютный характер отношений.

Подчинение приказу может иметь различную мотивацию. В связи с этим, Вебер выделяет три типа господства: 1) рационально-легальный (обусловленность целерациональными соображениями повинующегося), 2) традиционный (обусловленность привычками, нравами и традициями) и 3) харизматический (основывается на личной склонности подданных к подчинению).

Рациональный (легальный) тип госп-ва. В основе лежит формально-правовой принцип. Мотив признания и выполнения приказа – интерес или целесообразность. Вера в обязательность легального установления и легальность носителей власти, осуществляющих господство. Индивиды (и управляющие и управляемые) подчиняются не личности, но законам.

Этот тип госп-ва предполагает в качестве необх элемента развитую бюрократию. Бюрократия – самый чистый тип легального господства. Ее сила в наличии специального образования и компетентности. Тем не менее, никакое господство не может быть только бюрократическим. По Веберу, бюрократический аппарат политически нейтрален, преследует только «интересы дела» и не подвержен коррупции. Рационально-бюрократический тип управления образно напоминает машину, действия которой послушны водителю. Поэтому этой управленческой машине нужна программа, которая создается политическим лидером и, следовательно, служит его целям.

Традиционный тип госп-ва. Вера не только в законность, но в священность издавна сущ-х порядков и властей. Чистый тип – патриархальное господство. Сходен по своей структуре с семьей, потому этот тип легитимности наиболее прочен и устойчив. Аппарат управления состоит из лично зависимых от господина слуг, служащих, родственников, друзей или лично верных вассалов. Личная верность служит основанием для назначения на должности и продвижение по службе (знания и компетентность не играют столь важного значения).

Харизматический тип госп-ва. Осн-ся на аффективном типе соц действия. Опирается на необычное сверхъестественное, может превратиться в «великую революционную силу». Харизматические качества: магические способности, пророческий дар, выдающаяся сила духа и слова. Харизмой обладают великие полководцы, маги, пророки, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий.

В противовес англосаксонской политич традиции Вебер предлагает теорию плебисцитарно- вождистской демократии, с помощью которой можно избежать тирании бюрократов. В рамках этой теории народу и отд индивидам отводится роль пассивного участника политич процесса. Единств форма политического участия для масс – участие в выборах и реализация права на голосование.

Главн фигура – харизматический лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Лидер стоит над бюрократич администрацией, избираемой, в свою очередь, формально-легальным образом. Степень легитимности харизматического лидера определяется масштабами его успехов. Т.к роль масс в политическом процессе ограничивается лишь участием в избрании харизматич лидера, им отказывается в праве осущ контроль над бюрократией снизу. Эти функции граждане делегируют харизматич лидеру, кот осущ контроль за деят-ю бюрократии сверху; одна из главных его задач - борьба с бюрократией, необходимая для преодоления олигархического принципа правления.

Разрабатывая "идеальный тип" бюрократии, Вебер предполагал, что бюрократия выступит в роли беспристрастного технич исполнителя в расчлененном на составные элементы процессе управления. Он считал, что идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия. По мнению Вебера, "идеальный тип" бюрократии по своей эффективности выглядит в сравнении с другими формами организации управления так же, как машина в сравнении с немеханич видами пр-ва. Как показал историч опыт Германии, со стороны харизматич лидера исходить опасность для демократии не меньшая, чем со стороны бюрократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.006 с.)