Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории политических установок и стереотипов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Важную роль в форм-и политич мышления играют политич установки и стереотипы. Понятие «установка» относится к наиб сложным и размытым в политич психологии. Это предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретн способом на то или иное полит событие или явление. Установка — это внутр качество субъекта политики, базирующееся на его предшеств опыте и политич культуре. С полит-психол т зр, стереотип — стандартизир, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоц окраш образ к-л соц-полит объекта (явления, процесса), обладающий значит устойчивостью, но фиксир в себе лишь некоторые, иногда несуществ его черты. Иногда опред как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В шир смысле политич стереотип - традиц, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения, способ осущ действий в опред последовательности, единообразие, тождество, инерция мышления. Базовое понимание стереотипа для полит психологии впервые было введено амер исслед-м СМИ Липпманом в 1922 г. для обозначения распространенных в обществ мнении предвзятых представлений о членах разнообразных национ-этнич, соц-политич и профес групп. Стереотипизир формы мнений и суждений по соц-полит вопросам трактовались им как своего рода «выжимки» из господствующего свода общепринятых морально-нравственных правил доминирующей соц философии и потока достаточно тенденциозной полит пропаганды и агитации. Стереотипы имеют важное значение в процессе оценки человеком соц-полит явлений и процессов, но играют двойственную, как позитивную, так и негативную роль. Позитивные: они содействуют «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необх решений. Не способствуя точности и аналитичности познания, они ускоряют возможности поведенч реакции на основе, прежде всего, эмоц принятия или непринятия информации, ее «попадания» или «непопадания» в жестко опред рамки стереотипа. В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому сомнению «устои жизни» — традиции, нормы, ценности, правила соц-полит поведения и т. п. Он не располагает также полной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собств мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности люди часто и поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами— последние помогают ориентироваться в тех обстоятельствах, кот могут обойтись без спец аналитической, мыслительной работы и не требуют особо ответственного индивидуального решения. Негативные: упрощая процесс соц-полит познания, стереотипы ведут к построению достаточно примитивного и плоскостного политич сознания — как правило, на основе многочисленных предубеждений, что подчас редуцирует соц-полит поведение до набора простейших, часто неадекватных эмоциональных реакций. Безотчетные стандарты поведения играют негативную роль в ситуациях, где нужны полная и объективная информация, аналитическая ее оценка, принятие самостоятельного решения, осущ сложного соц-полит выбора. За счет этого в массовом сознании обычно и складываются стереотипы, способствующие возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к нововведениям, к самостоятельному мышлению и т. п. Пути формирования стереотипов: 1)из ограниченного индивидуального или группового прошлого опыта. В этом отношении стереотипы предст собой аккумулированные сгустки разрозненного индивид и групп опыта, отраж относительно общие, повторяющиеся в нем свойства и особенности соц-полит явлений. 2)целенаправленная деятельность СМИ и полит пропаганды. Стереотип включ два осн элемента: знания (когнитивно-информационный компонент) и отношения (эмоционально-чувственный и оценочный компоненты). Ряд стереотипов несут в себе непосредственно действенный компонент в виде мотивационного побуждения к немедленной, непосредственной поведенческой реакции. Как правило, доминирующими в структуре стереотипа являются эмоц-чувств и оценочные составляющее, диктующие опред отношение к соц-полит явлениям. Структура стереотипа включает центр, «стержень» и «периферию». Как правило, в центре такого образа располагаются один-два наиболее заметных, ярких, эмоционально воспринимаемых признака (для соц-полит — символы: флаг, герб, значок, отлитый в лозунг девиз, афоризм, программная фраза), с кот напрямую связывается «периферия» — те или иные черты характера и поведения (стереотип человека), свойства явления, истоки и последствия события или процесса. Механизм действия стереотипа заключается в том, что «узнавая» по внешним приметам в реальной жизни объект или явление, люди автоматически домысливают, добавляя в своем восприятии в отношении них те характеристики «периферии», которые им навязываются (услужливо «подсказываются») устоявшимся стереотипом. После этого следует вывод, опред соц-полит поведение человека. В социально-политическом отношении избирательные кампании в СССР 1989—1990 гг. отчетливо показали: достаточно кандидату было произнести своего рода «пароль», предъявить некий «опознавательный знак» в виде слова «демократ» или некоторых других ключевых для данного стереотипа слов (а подчас обходилось и без слов — достаточно было, скажем, появиться в майке с надписью «Вся власть советам!», «Перестройка» и т. п.), как почти автоматически вызывалось решение электората голосовать за данного кандидата. И наоборот: близость к официальным структурам и наличие соответствующих признаков приводили в действие стереотипы «стагната» и «партократа», гарантируя отрицательное голосование. Стереотипы представляют собой мощнейшее средство манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс в политике. С этой точки зрения, содержательно стереотип можно определить как постоянно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные единообразные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, объектам и проблемам, как общественно-политические каноны и «истины» — нормы, ценности и эталонные образцы политического поведения, постоянно повторяемые и используемые политической элитой, поддерживаемые и распространяемые массовыми информационно-пропагандистскими средствами, подкрепляемые карательными органами в целях удержания основной массы членов общества в единообразном нормативно-послушном состоянии. В содержательном отношении, совокупность подобных стереотипов составляет идеологию или идейно-политическую основу данного общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.249 (0.008 с.) |