Теории политических установок и стереотипов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории политических установок и стереотипов.



Важную роль в форм-и политич мышления играют политич установки и стерео­типы. Понятие «установка» относится к наиб слож­ным и размытым в политич психологии. Это предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретн способом на то или иное полит событие или явление. Установка — это внутр качество субъекта политики, базирующееся на его предшеств опыте и политич культуре.

С полит-психол т зр, сте­реотип — стандартизир, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоц окраш образ к-л соц-полит объекта (явления, процесса), обладающий зна­чит устойчивостью, но фиксир в себе лишь некоторые, иногда несуществ его черты. Иногда опред как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В шир смысле политич стереотип - традиц, привычный канон мысли, воспри­ятия и поведения, шаблонная манера поведения, спо­соб осущ действий в опред после­довательности, единообразие, тождество, инерция мышления.

Базовое понимание стереотипа для полит психологии впервые было введено аме­р исслед-м СМИ Липпманом в 1922 г. для обозначения расп­ространенных в обществ мнении предвзятых представлений о членах разнообразных национ-этнич, соц-политич и профес групп.

Стереотипизир формы мнений и суждений по соц-полит вопросам трак­товались им как своего рода «выжимки» из господ­ствующего свода общепринятых морально-нравствен­ных правил доминирующей соц философии и потока достаточно тенденциозной полит пропа­ганды и агитации.

Стереотипы имеют важное значение в процессе оценки человеком соц-полит явлений и процессов, но играют двойственную, как позитивную, так и негативную роль. Позитивные: они содей­ствуют «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необх решений. Не спо­собствуя точности и аналитичности познания, они ускоряют возможности поведенч реакции на основе, прежде всего, эмоц принятия или непринятия информации, ее «попадания» или «непо­падания» в жестко опред рамки стереотипа. В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому сомнению «ус­тои жизни» — традиции, нормы, ценности, правила соц-полит поведения и т. п. Он не рас­полагает также полной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собств мнение и оценку. Поэтому в обыденной действитель­ности люди часто и поступают шаблонно, в соответст­вии со сложившимися стереотипами— последние помогают ориентироваться в тех обстоятельствах, ко­т могут обойтись без спец аналитической, мыслительной работы и не требуют особо ответствен­ного индивидуального решения.

Негативные: упрощая процесс соц-полит познания, стереотипы ведут к по­строению достаточно примитивного и плоскостного политич сознания — как правило, на основе многочисленных предубеждений, что подчас редуци­рует соц-полит поведение до набора простейших, часто неадекватных эмоциональных ре­акций. Безотчетные стандарты поведения играют не­гативную роль в ситуациях, где нужны полная и объ­ективная информация, аналитическая ее оценка, принятие самостоятельного решения, осущ сложного соц-полит выбора. За счет этого в массовом сознании обычно и складываются стереотипы, способствующие возникновению и за­креплению предубеждений, неприязни к нововведе­ниям, к самостоятельному мышлению и т. п.

Пути формирования стереотипов: 1)из ограничен­ного индивидуального или группового прошлого опыта. В этом отношении стереотипы предст собой аккумулированные сгустки разрозненного индивид и групп опыта, отраж относительно общие, повторяющиеся в нем свойства и особенности соц-полит явлений. 2)целенаправленная деятель­ность СМИ и полит пропаганды.

Стереотип включ два осн элемента: знания (когнитивно-информационный компонент) и отношения (эмоционально-чувственный и оценочный компоненты). Ряд стереотипов несут в себе непосредственно действенный компонент в виде мотивационного побуждения к немедленной, непо­средственной поведенческой реакции. Как правило, доминирующими в структуре стереотипа являются эмоц-чувств и оценочные составляю­щее, диктующие опред отношение к соц-полит явлениям.

Структура стереотипа включает центр, «стержень» и «периферию». Как правило, в центре такого образа располагаются один-два наиболее замет­ных, ярких, эмоционально воспринимаемых признака (для соц-полит — символы: флаг, герб, значок, отлитый в лозунг девиз, афоризм, про­граммная фраза), с кот напрямую связывается «периферия» — те или иные черты характера и пове­дения (стереотип человека), свойства явления, истоки и последствия события или процесса.

Механизм действия стереотипа заключается в том, что «узнавая» по внешним приметам в реальной жизни объект или явление, люди автоматически до­мысливают, добавляя в своем восприятии в отношении них те характеристики «периферии», которые им навязываются (услужливо «подсказываются») усто­явшимся стереотипом. После этого следует вывод, опред соц-полит поведение человека. В социально-политическом отношении избирательные кампании в СССР 1989—1990 гг. отчет­ливо показали: достаточно кандидату было произнести своего рода «пароль», предъявить некий «опознава­тельный знак» в виде слова «демократ» или некоторых других ключевых для данного стереотипа слов (а под­час обходилось и без слов — достаточно было, скажем, появиться в майке с надписью «Вся власть советам!», «Перестройка» и т. п.), как почти автоматически вызывалось решение электората голосовать за данного кан­дидата. И наоборот: близость к официальным структу­рам и наличие соответствующих признаков приводили в действие стереотипы «стагната» и «партократа», га­рантируя отрицательное голосование.

Стереотипы представляют собой мощнейшее сред­ство манипулирования сознанием отдельных инди­видов, групп и масс в политике. С этой точки зрения, содержательно стереотип можно определить как посто­янно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные единообразные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, объек­там и проблемам, как общественно-политические кано­ны и «истины» — нормы, ценности и эталонные образ­цы политического поведения, постоянно повторяемые и используемые политической элитой, поддерживае­мые и распространяемые массовыми информационно-пропагандистскими средствами, подкрепляемые кара­тельными органами в целях удержания основной массы членов общества в единообразном нормативно-послуш­ном состоянии. В содержательном отношении, совокуп­ность подобных стереотипов составляет идеологию или идейно-политическую основу данного общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.004 с.)