Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лоббизм в России и проблемы его правового регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.А. Лепехин ЛЕПЕХИН Владимир Анатольевич, кандидат философских наук, консультант Госдумы, руководитель рабочей группы по разработке федерального закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так наз. групп давления. Согласиться с подобным утверждением — значит не понимать механизма и самой сути властвования: наиболее мощные "группы давления " и есть фактическая власть, не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений и т.д., в отличие от власти формальной — политических институтов и policy makers в их традиционном понимании — как лиц, принимающих решения, лишь представляющих и озвучивающих (в лучшем случае олицетворяющих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечения юридического закрепления, легитимации решений фактической власти.
Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от кланов, нередко мало что могут предпринять без согласования своих намерений с лидерами группировок, ставленниками которых они по сути являются. Лоббизм, таким образом, — не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической. Конечно, лоббированием своих интересов занято и множество мелких либо маловлиятельных групп. Однако давление разного рода общественных организаций и объединений граждан на власть — к сожалению, "периферия" лоббизма, а стержнем же его, повторяю, является обеспечение принятия решении в интересах ведущих групп давления как структур реальной власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпораций. В зарубежных странах лоббизм более или менее однотипен, механизмы обеспечения принятия решений известны и просты, так как отрабатывались столетиями. Различия состоят главным образом в том, насколько гласно осуществляется лоббирование, насколько подконтрольно оно закону и демократическим институтам, насколько многообразны субъекты и каналы давления и влияния. Иное дело — лоббизм в СССР и постсоветской России, где социум и его экономическая жизнь были скованы жестким директивно-идеологическим корсетом, деформировавшим традиционную, естественную систему представительства интересов граждан. Специфика советского, а затем и постсоветского лоббизма обусловлена прежде всего предельной идеологизацией и бюрократизацией общества, своеобразием его социальной структуры и, соответственно, способов и каналов артикуляции групповых и корпоративных интересов различных социальных субъектов. Первые наброски проекта федерального Закона "О регулировании лоббистской деятельности" были подготовлены еще в Верховном Совете России. Тогда, правда, законопроект распространялся только на одну из возможных сфер лоббирования — на высший законодательный орган страны. В новом варианте, подготовленном Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы, проект закона распространяется на все три ветви власти. В Думе 1-го созыва закон был внесен в программу законопроектных работ Думы, трижды состоялись его слушания в вышеозначенном думском Комитете. Еще 6 июня 1994 г. вопрос о подготовке законопроекта был заслушан в Совете Думы; 28 июня того же года состоялись его первые общественные слушания, а в ноябре, т.е. за месяц до истечения полномочий депутатов, он был вынесен на обсуждение в первом чтении. Несмотря на заинтересованное обсуждение законопроекта во фракциях и комитетах Думы, разработчики считают, что с его обсуждением и принятием не следует особенно спешить, так как само общество пока не готово признать наличие этой проблемы. Предписания, доведенные до абсурда, как правило, не выполняются, так что негативные явления загоняются вглубь, а идеи борьбы с ними дискредитируются. Директивами коррупцию не искоренишь; ее нельзя запретить и можно только минимизировать, создав для этого в обществе определенные условия, в частности, такие нравственную атмосферу и правовой режим, которые позволили бы высвечивать процесс взаимодействий лоббистов и должностных лиц, стимулировать правовые, цивилизованные отношения между ними. Ясно, что жесткий, всеохватывающий и запретительный закон не сработает. Он должен быть относительно мягким, как бы переходным. В сущности, основное его назначение состоит не в том, чтобы попытаться загнать лоббистскую деятельность в какие-то рамки, — это нереально. Необходимо предложить обществу, тем же фирмам и предприятиям иную — гласную и цивилизованную — форму взаимодействия с властью и тем самым построить параллельный канал влияния на государственные органы.
Понятно и другое: какая-то часть предпринимательских структур, профсоюзы, общественные объединения и пр. наверняка предпочтут строить взаимоотношения с властью на правовой основе. И в этом смысле принятие закона необходимо даже с просветительской целью.
Предметом правового регулирования, согласно содержанию законопроекта, является прежде всего порядок создания лоббистских структур, их регистрация и отчетность перед органами власти. Соответственно, под "лоббистами" в законе понимаются физические и юридические лица, зарегистрированные в качестве таковых. То есть закон распространяется не на лоббистов вообще, а только на тех из них, кто в установленном порядке получил лицензию на право занятия лоббистской деятельностью. Депутатам, должностным лицам государства, госслужащим не разрешено выступать в качестве официальных лоббистов. Конечно, запретить депутату защищать интересы тех или иных партий, социальных групп или объединений граждан никто не вправе — каждый депутат просто обязан лоббировать интересы своих избирателей, однако выступать в качестве лоббиста (по смыслу настоящего закона), т.е. вступать в деловые, коммерческие отношения с государством, подменяя функцию законодателя функцией коммерсанта (или его представителя), — это все равно, что пускать в открытую распродажу государственную казну. Законом также предусматривается периодическая отчетность лоббистов перед властями о своих клиентах и целях лоббирования, размерах получаемого дохода.
Российское законодательство о лоббизме находится лишь в начальной стадии разработки. Его основы (не говоря уже о деталях и конкретике) придется оттачивать в течение нескольких десятилетий: принимая — на основе существующего и нарабатываемого опыта госрегулирования лоббистской деятельности — соответствующие нормативные акты, внося в них необходимые изменения и дополнения.
Корпоративная система представительства интересов. Лоббизм представляет собой практику давления на государственные органы снизу вверх, то есть со стороны самоорганизующихся заинтересованных групп населения с целью получения определенных льгот, привилегий от контролирующего распределение ресурсов государства. Однако, существует и иной способ функционального представительства интересов, когда само государство заключает с избранными группами своего рода контракт, получая в обмен на предоставляемые привилегии поддержку в проведении конкретных государственных акций. Такой тип представительства интересов называется корпоративным. Принципиальное отличие корпоративной системы представительства интересов, что она строится на основе взаимозависимости наиболее влиятельных групп интересов и государства и носит договорной характер, при котором важнейшие параметры экономического развития отраслей и хозяйствующих субъектов официально и во многом фактически определяются и согласовываются с государством. Если сущностной чертой либеральной демократии является связь между индивидуальными избирателями и суверенным парламентом, то сущностной чертой корпоративизма является представительство функциональных интересов, независимо от того, институализировано это в парламентской форме или нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.165.243 (0.009 с.) |