Профессиональная деформаци» (Вермотт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная деформаци» (Вермотт)



Чрезмерное соответствие

5) Еще один источник конфликта с обществом возникает из-за самой бюрократической структуры. Чиновник, часто независимо от его должности в бюрократической иерархии, ведет себя как представитель власти и величия всей организации

6) Обезличенный подход к рассмотрению дел, которые подчас обладают огромной индивидуальной важностью для клиента, ведет к росту "высокомерия" и “надменности” чиновника.

Вебер подчеркивал, что рационально-правовая бюрократия лишь потен­циально является самой эффективной формой управления. Если ввести в рацио­нальную организацию самую динамичную переменную величину - людей, то окажется, что у людей могут быть свои цели, не всегда совпадающие с целями тех, кто управляет ими.

Отсюда возникают условия для неизбежных дисфункций в работе бюрократии.

Эти бюропатологии можно разделить на два типа.

Первый тип - дисфункции бюрократии, связанные с особенностью бюрократических организаций.

Второй тип - дисфункции бюрократии, связанные с особенностью ее статуса как социальной группы.

 

 

Дисфункции бюрократических организаций

Правила становятся самоцелью

Цели организации вытесняются целями групп

Мелочная опека=> нед-во сотрудников

Авторитаризм

 

Дисфункции бюрократии как социальной группы

Заинтересована в росте учреждений, в которых работает

Боязнь риска и любых реформ

Служебная тайна

Доминирующее отношение- лояльность

 

I. Дисфункции бюрократии как организации

В бюрократических организациях продвижение с одного иерархического уровня на другой происходит путем открытого соревновательного экзамена. Таким образом,

· личные качества человека и его служебные достижения не принимаются во внимание;

· индивидуумы лишаются пространства для проявления инициативы, поскольку существует набор внешних правил, строго регламентирующих способ действий чиновников.

1. первая причина возможных дисфункций - это правила, которые становятся самоцелью. Приверженность правилам, первоначально задуманным как средство для достижения определенного результата, постепенно превращается в самоцель, т.е. происходит известный процесс подмены целей, из-за чего "средство становится целью".

Подобное выделение главного, являясь результатом смещения исходных целей, приводит: к отсутствию гибкости и потере способности с легкостью приспосабливаться к ситуации.

В подобном случае мы получим известный феномен техницизма (чрезмерное увлечение технической стороной какого-нибудь дела в ущерб его сущности) или другими словами бюрократической волокиты. (затягивание. Медленность)

2. Вторая причина заключается в подмене цели государственной организации, устанавливаемой извне в соответствии с общественными нуждами, целями отдельных групп служащих. Таким образом, государственные (общественные) цели заменяются частными (групповыми), направленными на самовоспроизводство организации, расширение ее роли и бюджета. Неформальная социальная организация, которая обычно возникает в таких ситуациях, часто приводит к тому, что чиновники начинают защищать свои групповые интересы, а не свою клиентуру и избранных высших представителей.

3. Третья причина возможных дисфункций связана с отсутствием мотивации у подчиненных, что может усилить стремление к мелочной опеке со стороны начальника, что, в свою очередь, вызывает недовольство работников и усиление апатии. Таким образом, правила, выработанные для того, чтобы, устраняя личное начало, уменьшить или устранить напряженность, свойственную отношениям подчинения и контроля, в результате закрепляют эту напряженность "подхлестыванием" низкой мотивации работников. Получается замкнутый круг мелочной опеки. В результате, многие организации представляют собой монополии с практически отсутствующим стимулом для инноваций и улучшений. Сотрудники занимают пожизненные штатные должности вне зависимости от производительности. Успех приносит незначительное поощрение, неудача - незначительное взыскание.

4. Четвертая причина дисфункций. Использование руководством организации деперсонализированных правил, мелочной опеки и централизации повышает фрустрацию (равнодушие) на всех уровнях, потому что принимаемые на высшем уровне решения не обсуждаются. Все это усиливает власть узкой группы людей, находящихся по своим статусным позициям на вершине административной иерархии, при пассивности подчиненных, что может привести к выходу руководителей организации из-под контроля формальных правил под предлогом адаптации последних для повышения эффективности организации. В результате становится актуальной опасность появления диктаторских замашек должностных лиц.

 

II. Дисфункции бюрократии как социальной группы

Статус бюрократии как особой социальной группы определяется законным правом принуждения, отличающим государство от других субъектов управления, а также отсутствием четких и универсальных критериев оценки результативности работы государственных учреждений. Сюда можно добавить заинтересованность бюрократии в увеличении находящихся в ее распоряжении ресурсов. Из этих особенностей статуса бюрократии вытекают возможные причины ее дисфункций.

Заинтересована в росте учреждений, в которых работает

Боязнь риска и любых реформ

Служебная тайна

Доминирующее отношение- лояльность

 

1. Суть первой причины в отсутствии заинтересованности в наиболее эффективных решениях. Служащие госаппарата обычно имеют дело со специализированными предпочтениями населения, что не позволяет соизмерять значимость выполняемых ими функций со значимостью работы других органов. Например, работники органов образования не могут и не должны сравнивать эффективность и значимость их работы с деятельностью служб здравоохранения.

2. Вторая причина вытекает из предшествующей. Работники всех государственных учреждений добиваются увеличения бюджетных расходов на их содержание, доказывая первостепенное значение задач именно своих отделов и служб, что способствует росту аппарата соответствующих организаций и окладов их работников без реального увеличения отдачи. Следовательно, бюрократия заинтересована в росте учреждений, в которых она работает.

3. Третья причина заключается в незаинтересованности бюрократии в реформах. Государственные служащие стеснены инструкциями в расходовании бюджетных средств, в силу чего им трудно пойти на нововведение, даже если оно сулит значительное улучшение качества предоставляемых услуг. Кроме того, лишь незначительную часть возможного выигрыша от отдачи успешных нововведений может получить их непосредственный инициатор - государственный служащий. Отсюда характерное для бюрократии стремление к стабильности.

4. Четвертая причина дисфункций - это доминирующее отношение, проявляемое чиновником по отношению к клиенту, противоречащее его символической роли как «слуги народа». Чиновник, часто независимо от его должности в бюрократической иерархии, ведет себя как представитель власти и величия всей организации. В своей официальной роли он наделен определенными полномочиями, которые нередко воспринимаются как свидетельство статусного превосходства. Данный источник конфликтов может быть минимизирован в частной организации, так как клиент может выразить свой протест достаточно эффективно путем обращения в другие организации в рамках системы конкуренции. Но из-за монополистической структуры государственной организации такая альтернатива невозможна. Эта напряженность является характерной чертой несоответствия статусов чиновника и клиента; клиент может считать, что у него более высокий социальный статус, чем у чиновника, который в данный момент находится в главенствующем положении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.008 с.)