Цели и инструменты регионального управления. Дайте характеристику федерализму и его роли в региональном управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и инструменты регионального управления. Дайте характеристику федерализму и его роли в региональном управлении.



Региональное управление:

Система организационно-финансовых механизмов, способных воздействовать на процессы регионального развития:

· Распределение полномочий между разными территориальными уровнями по производству ОБ(общественных благ). С кого нужно взимать за использование благ.

· Социальные нормативы. Определенный минимум, который обеспечивает государство, независимо от обеспечения благ. Койко-места для больных в больницах.

· Бюджетный процесс и налоговая система. Позволяет определить, как будут финансироваться блага.

· Стратегическое планирование. Большая перспектива планирования: какая цель и как её будут достигать?

· Федеральные и региональные программы.

"...Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

• обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

• обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

• выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

• предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

• приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

• максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

• становление и обеспечение гарантий местного самоуправления..."

Макроинструменты региональной экономической политики - дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и так далее) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной и социальной политики.

пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы

Цель применения таких стимулов - поднять конкурентоспособность определенных регионов на внутренних т внешних рынках.

Микроинструменты региональной политики - это средства непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики.

К макроэкономическим инструментам относится и ценовая политика РФ, а также распределение полномочий по государственному регулированию цен.

Государственная ценовая политика как составная часть экономической политики государства имеет особое значение в процессе трансформации российской экономики.

Цели ценовой политики РФ формируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики:

1. Контроль уровня инфляции;

2. Ограничение деятельности предприятий-монополистов;

3. Содействие формированию конкурентной рыночной среды;

4. Создание социально ориентированных программ первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.

 

Децентрализация

Разграничение предметов ведения, полномочий и ресурсов между органами власти отдельных уровней госудасрвтенно-территориального устройства.

2 основных подхода:

· Есть бюджет, есть определенные задачи, которые стоят перед муниципальным образованием. Никогда ни одного главы муниципального района нет достаточных средств для выполнения соответствующих задач.

· Сколько бы бюджет не увеличивался, проблема не уходит. Нужно строить систему децентрализации не от бюджета, а наоборот. Нужно понять: какие общественные блага должен произвести муниципальный орган в данном регионе. ОБ - кто за них отвечает – какие расходы – кто формирует бюджет.

Теорема Ч.Тибу

Децентрализация принятия решений приводит к Парето-улучшению, если потребление ОБ происходит на данной территории (локализация выгод) и существует региональная локализация издержек при свободном рассредоточении людей с разными предпочтениями по разным регионам.

Поскольку интересы людей отличаются, люди могут перемещаться из региона в регион, люди будут перемещаться туда, где ОБ наиболее удовлетворяют их интересы. Люди с одинаковыми интересами будут жить в одном месте => управление будет оптимально, поскольку люди будут планировать расходы и региональное управление будет ненужно.

100 человек в стране: 60 – молодые 25, 40 – старше 60ти. Молодые будут в большей степени ориентироваться на образование, а вторая – на здравоохранение. Одинаково интересы этих двух групп предоставлены в парламенте: 60:40. Пенсионеры будут всегда проигрывать. 60% будут бенефициарами и 40% будут всегда в ущемленном положении

Децентрализованная система: 100 человек: два региона: А – 30% пожилых и 20%молодых. Регион Б – 40% молодых, 10% пенсионеров. Больше людей удовлетворены. Децентрализация все-таки дает Парето-улучшение и может привести к Парето-улучшениям. Оптимум никогда не достигается, поскольку рассредоточение недостижимо почти.

Политико-административные проблемы децентрализации

· Децентрализация и система демократического контроля. Центробежная сила важнее (сельские дороги). Децентрализация становится благом, когда есть система контроля, если его нет, то сложно говорить.

· Децентрализация и проблема взаимодействия между автономными уровнями власти. Между регионами есть всегда конкуренция. Губернатор и Мэр. Нет взаимодействия и внешнего контроля – ухудшение системы управления в связи с конкуренцией. Снижение системы качества управления

Бюджетный федерализм

· Наделение соответствующих уровней управления финансовыми ресурсами, достаточными для реализации переданных им полномочий

· Сглаживание дисбалансов бюджетов различных уровней посредством межбюджетных трансфертов, которые должны осуществляется по четко определенным правилам.

Через бюджетный федерализм проходит перераспределение ресурсов. Консолидированный бюджет: перераспределение федерального и региональных. Если федеральный больше 50% - централизованный консолидированный бюджет. Федеральный должен быть меньше 50% - Усиливается значение региональных: одному субъекту больше уделяется внимания. Причина для коррупции. Кадыров, «деньги Аллаха». Если бы не было перераспределения, одни были бы очень бедные, а другие слишком богатые. В Чечне хотя бы виден результат, а в Сколково, например, нет ничего. Бюджетные деньги идут на развитие бизнеса, который не нужен населению. Бюджетный федерализм должен обеспечить оптимальное распределение ресурсов. Несмотря на свой федерализм, он присутствует во всех странах: независимо от того, федеративные они или унитарные. Это распределение полномочий и распределение ресурсов под эти полномочия + сглаживание возможных дисбалансов.

 

Федерализм

· Это политико-правовая форма децентрализации. Эффективное использование потенциала децентрализации власти. Федерализм позволяет различным уровням власти согласовывать и принимать решения совместные. Во всех регионах федеративного государства присутствует всегда и федеративная и региональная власть. В унитарных: либо местная, либо федеративная.

· Центральные органы власти формируются не только центральными структурами, но и с участием региональных органов власти.


 

Основные подходы к региональной политике. Как Вы понимаете тезис: «Региональная политика – это политика управления разнообразием траекторий развития регионов»? Можно ли это утверждение совместить с другим: «Региональная политика – это усилия по выравниванию регионов по важнейшим социально-экономическим параметрам»?

Децентрализация может осуществляться в двух основных формах: административной децентрализации и децентрализации в форме самоуправления, которое отличается тем, что осуществляется не профессиональными государственными чиновниками, а самими заинтересованными лицами на основании собственных местных норм. Выход самоуправления за пределы административных функций и распространение его на часть законодательных функций называется автономией.

 

Политическая(правительственная) и административная(общинная) централизация?

Политическая – концентрация власти в одних руках

Административная – концентрация власти у каких-то отдельных слоев общества.

 

 

2 основных подхода:

Есть бюджет, есть определенные задачи, которые стоят перед муниципальным образованием. Никогда ни одного главы муниципального района нет достаточных средств для выполнения соответствующих задач. Сколько бы бюджет не увеличивался, проблема не уходит. Нужно строить систему децентрализации не от бюджета, а наоборот. Нужно понять: какие общественные блага должен произвести муниципальный орган в данном регионе. ОБ - кто за них отвечает – какие расходы – кто формирует бюджет

 

24.Что такое «региональное развитие»? Почему последовательная реализация принципа субсидиар­ности может привести к Парето-улучшениям в использовании общественных ресурсов?

Региональное развитие:

Позитивная динамика параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченная устойчивым, сбалансированным, и социально-ориентированным воспроизводством экономического и природного потенциала региона.

 

Региональное развитие в РФ:

Страна догоняющего развития –

Рост центр-периферийных различий, связанная с ним поляризация пространства, которая возникает при более быстром развитии крупных городов-центров, концентрирующих ресурсы, продолжающаяся деградация и отставание периферии

 

Россия:

  • 100 крупнейших городов – 30% населения
  • 40-70% ВРП каждого субъекта
  • В региональных столицах оседает от 40 до 80% всех инвестиций региона
  • Уровень безработицы....

Два основных подхода к региональной политике:

Выбор между поляризованным (сфокусированным – инвестирование в самые перспективные регионы) развитием и выравниванием (для развитых стран) уровня социально-экономического развития. Россия стоит на распутье между выбором кто она, развитая страна или нет и какой подход ей выбрать.

 

2 основных подхода:

1) принцип выравнивания регионального развития – основной принцип регионального развития, для стран имеющих высокий уровень промышленного и с\х развития

2) принцип поляризованного (сфокусированного) развития – для стран, догоняющего развития.

 

Региональное развитие РФ:

Централизация финансов и власти и децентрализация полномочий:

Фактическая назначаемость губернаторов, отмена выборов в ГД по мажоритарной системе

Передача полномочий и ответственности по предметам совместного ведения субъектам РФ.

 

Разделение задач:

  • МЭР – общеэкономическая политика с опорой на поляризованное развитие, например создание особых эконом зон. Конкурсы.
  • Минрегион(Министерство Регионального развития) – эконом развитие пролемных регионов

Важнейший инструмент регионального управления – федеральные целевые программы

(комплекс проектов, объединенных единой целью)

 

В России противоречивая ситуация: уровень различия между центром и периферией высок. Но ставятся цели выравнивания, за счет перераспределения (снижение темпов роста)

Данная политика порождает много дискуссий:

Реальной политики выравнивания в нашей стране не было (90-е годы). Выравнивание сводилось к выравниванию бюджетной обеспеченности в регионах. Данный параметр характеризует текущие расходы, чтобы поддержать нормальное существование в регионе. А политика выравнивания – создание условий для нормального экономического развития.

Помощь депрессивным районам.

В противном случае соц. противоречия могут вылиться в недовольство населения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.017 с.)