Этика взаимодействия и информационного обмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика взаимодействия и информационного обмена



В современной практике делового общения реализуются разнообразные цели, связанные с расширением информационного фонда деловых партнеров, освоением новой информации; укреплением традиций организаций, созданием продуктов и услуг, удовлетворением разного рода потребностей, формированием и изменением межличностных отношений и установок. Реализация этих целей невозможна без психологического влияния и воздействия деловых партнеров, руководителей и подчинённых друг на друга. Поэтому по целям общения и применяемым согласно этим целям типам психологического воздействия принято различать такие виды делового общения, как эмоциональное, информационное, убеждающее, конвенциональное суггестивное, императивное, манипулятивное, партнерское. Рассмотрим эти виды общения по степени этичности:

1. Эмоциональное деловое общение имеет цель сформировать у делового партнера необходимое для определенной деловой ситуации субъективное психологическое состояние — эмоциональный фон, настроение, которое будет способствовать повышению его эмоциональной активности и успешности деятельности в данной ситуации. Психологическое воздействие при этом осуществляется преимущественно на сенсорные каналы делового партнера. Здесь нет противоречия этическим нормам, так как цели общие – достижение успеха обеими сторонами.

2. Особенностью информационного делового общения является расширение информационного фонда делового партнера посредством передачи ему профессиональной информации или инновационных идей. Психологическое воздействие присутствует здесь преимущественно на когнитивном уровне и осуществляется посредством вербализированной стимуляции таких познавательных психических процессов, как память и внимание. Не этичным будет здесь – полуправда – частичное сокрытие информации, что может привести к ошибочным действиям.

3. Убеждающее деловое общение осуществляется с целью изменить когнитивно-ценностную ориентацию или личностную установку делового партнера. Основной тип применяемого здесь психологического воздействия — убеждение, которое актуализируется в вербализированной аргументации и контраргументации. Наибольшему воздействию при этом подвергаются личностная мотивация и когнитивные стратегии делового партнера. На наш взгляд, сомнительным с точки зрения этики здесь может быть следующее: затягивание времени переговоров с целью выигрыша времени; попытка оказывать давление и пренебрежение; фиктивный звонок по мобильному телефону якобы с предложением от конкурента или из аппарата местной власти.[37]

4. Цель конвенционального делового общения — поддержание и закрепление договорно-правовых отношений в деловом мире: соблюдение делового протокола, делового этикета, следование национальным и профессиональным традициям, создание новых традиций. Психологическое воздействие осуществляется при этом на двух уровнях: эмоционально-чувственном (через сенсорные каналы деловых партнеров) и регулятивном (через социальное научение церемониальным и обрядовым поведенческим актам). Основные типы психологического воздействия, применяемые здесь, — подражание, одобрение, поощрение. Следует отметить, что здесь значимым является знание традиций и особенностей культуры данного социума.

5. Императивное деловое общение в качестве своей цели предполагает авторитарный контроль над поведением делового партнера или открытое принуждение его к определенным решениям или действиям. Деловой партнер при этом рассматривается не как субъект общения, а как объект психологического воздействия. Поэтому основные типы психологического воздействия, которые используются в данном случае, — побуждение, принуждение, запугивание. Они направлены преимущественно на аффективную, оценочно-волевую сферы психики делового партнера. Здесь сложно найти этический компонент, т.к. понимание партнера как объекта уже по своей сути не этично.

6. Особенностью суггестивного делового общения является оказание внушающего воздействия на делового партнера с целью изменить его мотивацию, ценностную ориентацию или поведение. Основной применяемый здесь тип психологического воздействия — суггестия (внушение). Она реализуется через такие приемы, как персонификация, ссылки на авторитет, идентификация. При этом внушение деловому партнеру — суггеренту осуществляется посредством воздействия на эмоционально-чувственную, аффективную и когнитивную сферы его психики. И чем более слабым будет уровень контрсуггестии суггерента, тем более сильной по психологическому воздействию будет его внушаемость. Об этическом поведении здесь не может быть и речи – это насилие, осуществляемое посредством суггестии.

7. Манипулятивное деловое общение — к сожалению, наиболее распространенный тип в современной деловой практике. Его цель — скрытое внедрение и психику делового партнера (адресата манипуляции) таких установок, намерений, желаний, мотиваций, которые внутренне не присущи ему, но желательны манипулятору. Здесь, как и в императивном деловом общении, целью становится установление контроля над мотивациями и поведением партнера. Но в отличие от императивного делового общения эта цель либо тщательно скрывается от адресата манипуляции, либо подменяется другой, открыто утверждаемой целью. Таким образом, создается иллюзия самостоятельного принятия решения адресатом манипуляции. Здесь осуществляется психологическое воздействие на более глубинные уровни психики делового партнера, включая бессознательные психические процессы. Поэтому и применяемые типы психологического воздействия более изощренны и замаскированы. К ним относятся: запугивание делового партнера — адресата манипуляции, скрытое внушение и принуждение, заражение и вовлечение путем стимуляции сенсорной системы в желаемую для манипулятора деятельность. На наш взгляд, манипулятивное деловое общение - это порождение массового общества, которое в условиях современной цивилизации формирует культ потребления посредством средств массовой информации. Общение элиты и массы происходит в рамках психотехнологий - необходимого элемента управления обществом. Психотехнологии и этика имеют разнонаправленный вектор, они не совместимы.

8. Партнерское деловое общение, в отличие от манипулятивного и императивного, не только более гуманно, но и более диалогично. Это общение равноправных субъектов, в процессе которого к деловому партнеру относятся как к равному, учитывают его интересы, стремления, установки, эмоции.

Партнерство предполагает не только взаимное признание деловыми партнерами их личностной ценности, но и согласование их интересов, намерений, психологический настрой на эмоциональное состояние друг друга. Психологическое воздействие осуществляется при этом на когнитивном и эмоционально-чувственном уровнях, а типами психологического влияния, применяемыми здесь являются расположение, прошение, присоединение.

В современной психологии и теории делового общения оценка партнерского общения не однозначна. Оно рассматривается не только как средство объединения деловых партнеров, но и как средство оказания ими психологического давления друг на друга, в особенности тогда, когда речь идет об их следовании определенному договору. Как отмечает Е.В. Сидоренко, партнерство предполагает «психологическое равенство, а это не всегда безопасно. Партнерство предполагает согласование интересов, а это не всегда выгодно. Партнерство предполагает следование договору, а это не всегда удобно»[38]. И все же в современной деловой практике модель партнерского делового общения более предпочтительна. Она позволяет перейти от субъективистской эгоцентрической установки в деловом общении, фиксированной на интересах и стремлениях лишь одного партнера, к доверительно-диалоговой установке, основанной на взаимопонимании и взаимном уважении деловыми партнерами друг друга. Партнерское общение рассмотрим более подробно с позиций этических отношений.

Для обеспечения этичности делового общения следует придерживаться следующих рекомендаций.

1. В рамках служебного положения никогда не следует допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и другим таких поступков, каких бы не желал по отношению к себе.

2. Никакого насилия по отношению к подчиненным, выражающегося в различных формах (например, командная манера ведения служебного разговора).

3. Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

4. Служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения («принцип максимума прогресса»).

5. Действия сотрудника или организации в целом этичны, если они не нарушают этических норм («принцип минимума прогресса»).

6. Сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег (принцип способствования).

7. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

8. Этические стандарты внедряются в жизнь организации не единовременным приказом руководителя, а с помощью постоянных усилий со стороны всех членов коллектива.

9. Необходимо обеспечивать разумное сочетание индивидуального эгоизма с требованиями общечеловеческой этики.

10. При воздействии этических норм (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) следует учитывать силу возможного противодействия (не все могут быть заинтересованы).

11. Индивидуальное и коллективное начало равнозначны с точки зрения этики.

12. Необходимо иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов, но использовать его в разумных пределах.

13. Следует использовать авансирование доверием - к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п. В частности, идеологическую основу японской экономики, совершившей резкий подъем после второй мировой войны, составили традиционное понимание «гражданского долга и патриотизма», глубоко развитое чувство патернализма и коллективной ответственности. Японского бизнесмена отличает ориентация на гармонизацию отношений в коллективе, чувство национальной сопричастности, долга, уважение к старшим.

14. Не следует ограничивать свободы других людей (рамки фиксируются должностными инструкциями).

15. Необходимо стремление к бесконфликтности. Конфликт - благоприятная почва для этических нарушений, хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия.

16. Толерантное отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

17. Отказ от критики не только конкурирующей организации, но и коллектива другого отдела, коллег.

Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты этики делового общения превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, быть частью реальной кадровой политики. Соблюдение правил игры в бизнесе, достойное отношение к подчинённым и участникам сделки, прозрачность в делах, ответственность перед обществом, должны стать основными принципами управленческой деятельности, соблюдение которых поможет организации вырваться вперед и сохранить лидерство среди конкурентов.

Одним из главных элементов общения выступает правильное представление официальных лиц, деловых партнеров в процессе переговоров, визитов, встреч. Оно возможно с помощью визитных карточек, которые незаменимы при знакомствах, на приемах, конференциях, презентациях, в путешествии. Визитка может быть средством заочного контакта, использоваться в частной и служебной переписке, для рекомендации, кратких информации, приглашений, поздравлений, для сопровождения подарков, сувениров и т.п. Сегодня в России, как и во всем мире, визитные карточки стали широко использоваться в процессе межгосударственных, экономических, культурных, светских контактов на самых разных уровнях.

Визитная карточка является выражением как фирменного, корпоративного стиля, так и индивидуального вкуса человека. Визитные карточки рекомендуется заказывать из плотной бумаги высокого качества, чтобы они дольше сохраняли достойный вид. Точных правил в отношении бумаги, шрифта, формата карточек нет. Наиболее применимым оказался формат кредитной карточки: 5 см х 9 см. Соответствующего размера выпускают и конверты. Классический вариант - визитная карточка на бумаге белого цвета с матовой поверхностью, строгим черным шрифтом. Однако в наши дни карточки печатают и на цветной бумаге, используют графику, различные шрифты, делают складными, помещают на них свою фотографию. Последнее считается не лучшим стилем. Менеджерам желательно не проявлять эксцентричности в выборе материала и цвета. Строгие требования предъявляются к оформлению визитных карточек в официальной и дипломатической сферах.

В России приняты визитки с двусторонним текстом: на русском с одной стороны и, чаще всего на английском - с другой. Однако лучше иметь отдельные комплекты визитных карточек – как на русском, так и на иностранном языках. Иностранный язык может быть все тем же английским, как наиболее распространенным языком межнационального общения. Но в случае постоянного сотрудничества с представителями какой-либо страны будет проявлением уважения к партнерам, если у вас будут карточки на их родном языке. При командировке за границу целесообразно иметь визитные карточки на языке страны пребывания. Удобство односторонней визитной карточки проявляется в том, что на свободной стороне можно делать необходимые дополнения, пометки.

Выделяют различные виды визитных карточек: деловая стандартная карточка; представительская карточка; карточка организации; карточка официальных лиц; совместная супружеская карточка.

Деловая стандартная карточка. На ней указаны: фамилия, имя, отчество; место работы; должность; необходимые реквизиты для продолжения контактов (служебный телефон, телефакс (телекс), электронная почта). Существуют некоторые стандарты для размещения текста на деловой карточке. Имя руководящего сотрудника фирмы печатается в центре карточки, должность - более мелким шрифтом под именем. Название, адрес фирмы набираются в левом нижнем углу. Номер телефона, телефакса, электронной почты - в нижнем правом. На деловой карточке сотрудника, который не занимает руководящей должности, в центре печатается название и адрес фирмы, в нижнем левом углу - его имя, отчество, фамилия. Внизу справа - номера телефона и телефакса, электронной почты. При написании должности нужно указать область полномочий. Например, не просто «проректор», а «проректор по учебной работе», не «заведующий отделом», а «заведующий транспортным отделом» и т.п. Сфера применения таких карточек исключительно служебная. В светской жизни их не следует использовать никогда. Если визитка напечатана на иностранном языке - фамилия и имя пишутся полностью, а отчество обозначается одной заглавной буквой. В иностранных языках понятие «отчество» отсутствует, и его могут воспринять как второе имя. Номер домашнего телефона на стандартной визитке не проставляют. Это информация конфиденциального характера. При необходимости его можно написать от руки. И наоборот, лицам творческих профессий, у которых нет присутственного офиса, домашний телефон следует указывать.

Представительская карточка. На этой карточке указывают фамилию, имя, отчество, полное название фирмы, должность, но не проставляют ни адрес, ни телефон. Карточку используют для специальных и представительских целей. Она облегчает общение. Но ее вручение механически не означает намерение владельца продолжать контакты с новым знакомым. Тактичный собеседник должен правильно оценить ситуацию и выбрать соответствующую линию поведения.

Карточка организации, отдела с указанием адреса, телефона, телефакса (телекса) применяется для представительских целей, в том числе на презентациях, выставках, ярмарках, при вручении подарков, сувениров, поздравлений от имени фирмы.

На визитных карточках официальных лиц, в особенности дипломатов, проставляются только имя, отчество, фамилия и должность. Дипломаты высокого ранга используют также карточки, на которых указана одна лишь должность, например «посол». На визитке, предназначенной для личных контактов, пишут только имя, отчество, фамилию, иногда профессию. Их вручают исключительно в неофициальных случаях, посылают дамам. Деловым людям полезно иметь карточки для неслужебных ситуаций, дружеских, светских контактов, когда упоминание должности, подчеркивание официального статуса может быть не понято другими. Однако на таких карточках могут быть проставлены профессия, почетные, ученые звания.

Иногда муж и жена используют совместную супружескую карточку как вариант неслужебных визиток. На карточке проставлены их имена (первым пишется имя жены), отчества и фамилия, а также домашний адрес и телефон. Семейные карточки обычно служат практическим целям. Их прилагают к свадебным, юбилейным и другим подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены, оставляют при совместных неофициальных визитах.

Визитные карточки чаще всего вручают лично. Правила вручения следующие: при вручении принято обмениваться легкими поклонами; визитку вручают партнеру так, чтобы он смог сразу прочесть текст; свою фамилию, если она трудно произносима, следует произнести вслух. В этикете действует принцип первоочередности, который распространяется и на процедуру вручения визиток. При знакомстве первым вручает свою карточку тот, чей ранг, должностное положение ниже, человек менее известный.

Если социальный статус собеседников равный, первым предлагает визитную карточку младший по возрасту. Если и должность, и возраст одинаковы, то большую оперативность может проявить более вежливый или более заинтересованный человек. При встрече с иностранными партнерами первыми карточки вручают хозяева.

На переговорах после обмена визитками, чтобы правильно произносить и не путать имена, карточки целесообразно расположить на столе перед собой в таком порядке, в каком сидят партнеры.

Посетитель в организации может предъявить свою визитную карточку секретарю для доклада о себе, особенно в случае незаявленного ранее визита. Секретарь сразу же передает карточку руководителю.

В любой проблемной ситуации при взаимодействии с партнером человек решает несколько задач: заинтересовать его в беседе, помочь понять излагаемую позицию, убедить в том, что предпринимаемые действия полезны также и ему, добиться от него согласия действовать совместно. Иными словами, интерактивное общение предполагает обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Эффективное общение с подчинённым реализует следующие установки.

Установка на понимающее реагирование. В этом случае руководитель старается понять подчинённого, пытается поставить себя на его место.

Установка принятия личности подчинённого. Она выражается в стремлении позитивно, с уважением относиться к нему независимо от его достоинств и недостатков.

Установка на согласованность своего поведения при взаимодействии с подчинённым. Означает искренность и доверие во взаимоотношениях.

Установка на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций.

Установка на удовлетворение своих потребностей с учетом целей и интересов подчинённого.

Для того чтобы эффективно общаться, человек должен располагать рядом умений, таких как быстрая и правильная ориентация в условиях общения, правильное планирование своей речи и ее содержания, нахождение правильного способа передачи информации слушающему, а также умение обеспечить обратную связь.

Если проводимая беседа важная, то следует предварительно подготовиться к ней, соблюдая следующие правила.

1. Сформулируйте конкретные цели (например, решить спорный вопрос, убедить в чем-либо, получить информацию и т.п.).

2. Составьте план беседы в письменном виде (есть возможность выбрать наилучшие формулировки, подобрать необходимые аргументы и выстроить их в наилучшей последовательности, привести их в систему, а также подобрать необходимые документы и материалы).

3. Выберите время, достаточное для разговора, удобное как Вам, так и Вашему собеседнику. Старайтесь не планировать встречу перед началом жестко фиксированных мероприятий. Инициатор беседы должен быть пунктуальным и не опаздывать.

4. Общаясь с человеком, учитывайте его самочувствие, психоэмоциональное состояние, цели и намерения. На процесс восприятия негативно влияет физическое нездоровье, усталость, тревога или глубокая озабоченность своей проблемой, дефицит времени для беседы. В ходе деловых встреч и собраний наибольшее влияние оказывает фактор усталости, особенно если мероприятие проходит во второй половине дня.

5. Выберите подходящее место, максимально способствующее целям разговора и позволяющее избежать помех. Негативно на процесс восприятия могут влиять факторы как связанные с речью говорящего (излишне громкая или тихая, монотонная, очень быстрая или замедленная), так и с воздействием окружающей среды (теснота, духота/холод, телефонные звонки, входящие и выходящие люди, шум транспорта или работающих механизмов и др.)

В начале разговора важно расположить к себе собеседника, заинтересовать его, а также добиться атмосферы взаимного доверия. Для этого можно использовать следующие приемы:

· начните разговор с того, что интересно собеседнику;

· чаще произносите имя собеседника;

· относитесь к собеседнику доброжелательно; делайте комплименты. Комплимент должен отражать только положительные качества собеседника и содержать небольшое преувеличение. В комплименте следует избегать двойного смысла (например, когда упомянутое качество может интерпретироваться и как позитивное, и как негативное). Комплимент не должен содержать дополнений и рекомендаций по улучшению или развитию упомянутого качества; улыбайтесь, но улыбка должна быть уместной и не чрезмерной; смотрите в глаза собеседнику, но не более 10 секунд, так как большее время приводит к ощущению дискомфорта;

· не используйте следующие позы: скрещенные руки и ноги, руки, заложенные за голову, упертые в бока, не разваливайтесь на стуле или кресле. Зеркально отображайте позу собеседника, если она доброжелательная или нейтральная. Если человек скрещивает руки, то старайтесь держать свои руки не напряженными, если сидите - то открытыми ладонями вверх. Не приближайтесь к собеседнику ближе, чем на 1,2-1,5 метра;

· слушайте внимательно. Развитие этого умения означает, что человек адекватно воспринимает информацию, исходящую от другого, относится к нему без осуждения и не навязывает свою волю, а также побуждает его к продолжению и развитию разговора. Умение слушать помогает собеседникам снизить уровень эмоционального возбуждения и начать обсуждать имеющуюся проблему. Подчиняйте тактику ведения разговора своей цели, не отвлекайтесь от нее; не бойтесь пауз - они крайне важны в разговоре. Старайтесь, чтобы в основном говорил Ваш собеседник. Психологическое преимущество получает тот, кто задает вопросы (он получает информацию), а не тот, кто много говорит. К тому же, человека можно убеждать не только с помощью красноречия, но и используя цепочку логически выверенных вопросов. Не перебивайте собеседника: сохраняйте ровный тон, выслушивайте объяснения, избегайте критики, а если она необходима, то прежде чем критиковать, сначала похвалите партнера. Если люди знают, что говорят с человеком без негативных предубеждений и действительно готовым их выслушать, то они говорят более открыто. Необходимо отметить, что существуют факторы, влияющие на количество и качество воспринимаемой информации. Если мы хотим услышать что-то определенное, то часто пропускаем не связанную с этим, но крайне важную информацию. Информация, противоречащая мыслям и убеждениям слушателя, может просто не восприниматься. Недоверие к информации также сказывается на ее восприятии. Иногда мы слышим не то, что говорит собеседник, а то, что нам хотелось бы услышать.

· фиксируйте полученную информацию в письменном виде. При этом во время беседы можно делать пометки, а после нее нужно более детально все записать.

Прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели. «Человек лучше запоминает то, что услышал в начале беседы, а делает то, что слышал в конце».[39] Поэтому дружеский разговор полезен в начале беседы для создания доброжелательной атмосферы, но не в ее конце, т.к. в этом случае собеседник не вспомнит многих деталей разговора, и вы снизите эффект ваших предшествующих усилий.

Деловая этика и этикет

 

Этикет (правила поведения) и этика (сфера морали) взаимосвязаны: манеры человека – свидетельство его этических представлений, морального и нравственного состояния.

Деловой этикет нацелен на выполнение двух основных задач. Во-первых, создать множество «этических фильтров», оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений. Во-вторых, добиваться наиболее эффективных результатов деятельности: способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в организации и т.д.

Существует ряд общих правил, на которых базируются международные нормы делового общения и которые являются обязательными для менеджера, какую бы страну он не представлял и где бы он не находился.

1. Думать о других, а не только о себе.

2. Делать все вовремя. Это относится и к исполнению документов, и взятых обязательств. Опоздание на официальные мероприятия не допускаются - это знак неаккуратности и ненадежности человека. Тем не менее, существуют «протокольные допуски». Они определяются в каждой стране разным отношением к времени, к вопросу пунктуальности: в Великобритании и Германии допустимо опоздание на деловую встречу на 5 минут; во Франции - на 10 минут; Италии -15; Греции - 20; в арабских странах - до получаса.

3. Правильно разговаривать. Сохранение секретов организации, ее деятельности - это главное. Умение завязать и наладить в нужном русле деловую беседу - залог успеха в предстоящей сделке. Делать это надо продуманно, учитывая особенности общения в той или иной стране. Речь идет о правильном приветствии, знакомстве с учетом местных обычаев, точном выборе места и времени установления контакта, проведения деловых бесед и т.п. Разговаривать с англичанином о работе после окончания рабочего дня считается признаком дурного тона, зато масса дел решается за чашкой чая. В Израиле вести разговоры о делах за ужином вполне естественно.

4. Правильно произносить имена людей. Никто не любит, чтобы искажали его имя, как бы трудно оно не звучало для собеседника.

5. Правильно вести себя за столом и учитывать особенности кухни в каждой стране. В мусульманских странах употребление свинины и алкоголя может быть воспринято как оскорбление. В Индии следует воздерживаться от употребления говядины в присутствии местных жителей.

6. Правильно одеваться. Одеваться следует адекватно конкретной ситуации и времени, как того требуют рабочая обстановка, положение, должность. В европейских странах деловая встреча предусматривает строгое соблюдение формальности в одежде (галстук, пиджак, и т.п.). В Израиле допускают определенный демократизм в одежде и галстук бывает необязательным. Национальный костюм в той или иной стране нужно надевать к месту и так, чтобы это не выглядело оскорбительным для местных жителей.

Западные имиджмейкеры считают, что «хорошая, удобная одежда всегда вселяет уверенность, работает на успех. Для менеджера одежда - часть имиджа, от которого зависит успех его общения с партнерами.

Рекомендации можно свести к двум главным требованиям: серьезный деловой человек должен быть одет консервативно и элегантно.

Смысл консервативности заключается в том, что одежда бизнесмена не подвержена сиюминутным влияниям моды и не меняется десятилетиями. Особенно следует придерживаться этого правила начинающему бизнесмену, для которого консервативная одежда просто обязательна. Консервативная одежда ориентируется на модные тенденции и, как правило, весьма дорогая по цене, приобретается в престижных магазинах.

Второе, не менее важное, требование к одежде делового человека - элегантность, которая является проявлением консервативного стиля. Элегантность подразумевает, прежде всего, простоту в одежде, скромность. Учитывая то, что «встречают по одежке», весьма важно, чтобы ваша одежда, приобретенная в дорогом магазине, не бросалась в глаза своей вычурностью, яркостью и т.п., ибо именно элегантность оттеняет скромность, уравновешенность, стабильность и является важнейшим свидетельством успеха бизнесмена.

Существует мнение, что богачи обычно одеваются с головы до пят в одном и том же дорогом магазине. Головной убор, пальто, костюм, галстук, носки, ботинки - все выдерживается в едином стиле, и этот факт по достоинству оценивается в высших кругах общества. Другая точка зрения - чем человек богаче, тем меньше внимания он обращает на свой внешний вид. Но нестандартные проявления во внешнем виде могут позволить себе только очень состоятельные люди, имена которых в мировом бизнесе более чем известны.

Чтобы выглядеть элегантно, нужно иметь хорошо скроенный и сшитый костюм, правильно подобранный галстук, сорочку, ботинки, если речь идет о мужчине. Удобная, неброская одежда, как и прическа, не просто придает деловитость, но создает атмосферу раскованности, свободы действий.

Стилисты советуют на серьезные переговоры и встречи ни в коем случае не надевать совершенно новую одежду. В ней вы будете чувствовать себя стесненно; одежда должна хорошо и свободно «сидеть» и не иметь каких-либо заметных небрежностей. Вы не должны ее замечать, не думать о ней, но она должна «работать» на вас, на ваш успех.

В одежде, как и в жизни, должна существовать своя иерархия, которая как бы отражает характер существующих в данном коллективе взаимоотношений. Иными словами, то, что подходит руководителю, не всегда уместным будет выглядеть на молодом специалисте. Поэтому каждой ступени служебной и деловой лестницы соответствует свой стиль, своя манера одежды. Стилисты считают, что ваша одежда должна соответствовать должности на одну ступеньку выше, чем той, которую вы занимаете на данный момент или, иными словами - одевайтесь в стиле той должности, на которую претендуете. Своей манерой одеваться вы как бы делаете заявку на будущее, подчеркиваете свои амбиции, свое стремление и возможность дальнейшего роста.

Одежда деловой женщины, как и у мужчин, должна служить укреплению авторитета и продвижению по службе. Бизнес-среда не подвержена случайным веяниям, и потому стиль одежды достаточно консервативен, хотя в женской одежде больше присутствует элегантность, чем консерватизм. Западные стилисты не рекомендуют деловой женщине:

• появляться первой на работе в веши, которая только входит в моду;

• надевать на службу одежду, главная цель которой сводится только к тому, чтобы подчеркнуть вашу привлекательность;

• одеваться «по-мужски»;

• надевать колготки с рисунком;

• злоупотреблять появлением в мини-юбке. Длина юбки должна быть по моде, но с учетом целесообразности. Наиболее подходящей женской одеждой для службы является костюм-тройка: пиджак, юбка и брюки. В зависимости от конкретной ситуации, в том числе и настроения, можно комбинировать их поочередно друг с другом.

Большинство модельеров считает, что при всей строгости деловая одежда дамы-предпринимателя ни в коем случае не должна лишать ее присущей ей женственности. Рекомендуется на службу носить блейзер, который хорошо выглядит с контрастирующим платьем. Данное сочетание, по мнению некоторых модельеров, увеличивает доверие и поднимает авторитет. Наиболее подходящие цвета для женской деловой одежды - темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, умеренно-синий, светло-синий. Очень хорошо смотрятся варианты полосок и клеточек.

Самой «деловой» считается юбка длиной до середины колена. Но если вы не обладаете стройностью, ростом и изящной формой ног, выбирайте юбки до щиколотки или чуть ниже колена. Обязательным в повседневном туалете деловой женщины является присутствие плотных матовых колготок, которые могут быть серого, черного, телесного цветов или прозрачные, цвета загара. Официальный прием, переговоры, серьезная деловая встреча исключают туалет без чулок или колготок.

Обувь подбирается по моде в ансамбле с одеждой. Для деловой женщины наиболее приемлемы летом классические лодочки-декольте на каблуках 5-7 см. Зимой - облегающие ногу сапоги высотой до колена, на каблуках высотой 5-9 см. То, что надето на ноге, должно быть безукоризненно чистым, ухоженным, свежим. Растоптанные, тусклые, грязные туфли дискредитируют не только одежду, но и ее владельца.

Прическа должна быть удобной и соответствовать образу жизни. «Удобство» прически заключается в том, чтобы она не мешала, не отвлекала от дел. Деловой женщине рекомендуются волосы средней длины, т.е. ни «под мальчика», ни волосы ниже плеч. Волосы можно красить. При этом следует иметь в виду, что темный цвет демонстрирует власть, а светлые способствуют популярности.

Здоровые, блестящие волосы создают впечатление стабильности, достатка; неухоженные, неаккуратные свидетельствуют об отсутствии постоянной занятости, востребованности семьей и обществом, депрессии. Спадающие на лоб локоны придают моложавость, склонность к кокетству, а длинные, распушенные волосы означают уверенность в себе, импульсивность, запас энергии. Длинные, собранные лентой или гребнем, наряду с уверенностью свидетельствуют об утонченности. Аккуратно уложенные - подчеркивают сдержанность, склонность к самоконтролю.

Очки должны быть в оправе, которая подбираются в тон волос. Блондинкам и рыжеволосым следует избегать оправ, которые напоминают цвет их волос. Деловым дамам рекомендуется обходиться без металлических оправ. Они придают солидность, но лишают привлекательности. Лучше пластмассовая и роговая оправа. Очки могут сделать женщину загадочной, строгой, обольстительной или просто избавить от надоевшего ежедневного макияжа. Важно, чтобы форма оправы сочеталось с формой лица. Так, к овальному лицу подходит любая форма. На круглом лице оправа должна быть вытянутой несколько вверх, а к низу сужаться. На длинном, наоборот, растянута в ширину. С помощью очков можно корректировать форму носа. Если их носить на переносице высоко, нос будет казаться более значительным, если носить очки на середине носа, его длина сократится.

Что касается украшений, то чем их меньше, тем лучше. Блики от золотых украшений и яркой бижутерии отвлекают внимание собеседника, мешают работе. Если вы не в силах отказаться от украшений, выбирайте дорогие, но скромные, не привлекающие внимание серьги, кольцо. Рекомендуется иметь обручальное кольцо, если вы даже не замужем. Это свидетельство того, что вы заняты только делом. В Европе не принято носить украшения на работу. В нашей стране это допускается.

Косметика лучшая та, которую никто не видит. Она должна подчеркивать преимущества, а не заслонять их. Поэтому главный принцип - не должно быть лишней косметики. Тайна очарования и успеха, по мнению Дейла Карнеги, скрывается в том выражении лица, с которым она присутствует на службе и разговаривает с людьми. Внешний вид деловой дамы, лишенный приветливости, уверенности, уничтожит все усилия, направленные на создание привлекательного делового имиджа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.128 с.)