Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности работы менеджера в кризисной ситуацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие организаций происходит неравномерно, включает в себя периоды роста и спада и имеет циклический характер. Цикличность считается механизмом саморегулирования организаций и рыночной экономики в целом. Кризис (от греческого crisis – решение, переломный момент) представляет собой глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе человеческой деятельности. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал созидания главных элементов функционирующей системы в основном исчерпан и возникают элементы будущей системы, представляющие новый цикл, которые вступают в противоборство со старыми элементами. По отношению к организации кризис представляет собой перемену её состояния, которая выражается в резком переходе от состояния стабильности к состоянию разбалансированности всей цепочки воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления. Период неустойчивого состояния организации обусловлен как факторами внешней среды, так и внутренними процессами, связанными с её жизненным циклом. Весь набор обстоятельств в данное конкретное время, определяющий кризисное состояние организации, называется кризисной ситуацией. Она характеризуется: материальным и моральным износом основных фондов, выпускаемой продукции, конструкторских разработок; утратой персоналом динамичности и предрасположенности к изменениям; потерей гибкости и адаптивности организационно-структурных элементов, систем стимулирования труда и т.п.[9] Работа менеджера в кризисной ситуации – это управленческая деятельность по диагностике и переводу организации из неустойчивого состояния (стагнации, коллапса) в равновесное, сбалансированное состояние, характеризующееся, прежде всего, ритмичным, постоянно возобновляющимся процессом производства материальных благ и услуг (рис. 15.2).
Рис. 15.2 - Укрупненная схема работы менеджера в кризисной ситуации
Постоянный мониторинг и диагностика внешней и внутренней среды организации позволяет вовремя распознать надвигающийся кризис, принять предупредительные меры и подготовить к работе в кризисной ситуации персонал организации. Для этого до настоящего кризиса И. Ансофф рекомендует создать искусственный кризис, придумав внешнего врага, угрожающего существованию организации.[10] В кризисной ситуации имеет место кратное сокращение спроса на продукцию, повышение цен на комплектующие изделия, материалы и энергоресурсы, отток кадров, трудности в освоении новой продукции. Именно решением этих проблем и должен, прежде всего, заниматься менеджер с целью перевода организации в равновесное состояние. В наиболее общем виде перед менеджером стоят следующие главные задачи: · урегулировать финансовые проблемы: добиться отсрочек платежей; заключить кредитные соглашения и т.п.; · сделать рациональной работу персонала, сократить лишние звенья, переместить и сократить работников, повысить интенсивность труда; · оптимизировать номенклатуру выпускаемой продукции; · реструктурировать основные фонды путём продажи или сдачи в аренду лишних и концентрации необходимых фондов для эффективного производства; · изменить систему внешних взаимодействий: повысить имидж организации; заручиться поддержкой региональных и муниципальных органов власти, извлечь максимальную пользу из отношений с коммерческими и общественными организациями. По мнению Е.М. Примакова[11] в кризисных ситуациях необходимо, в первую очередь, не допустить фатальныхуправленческих ошибок. К ним можно отнести: хулу предшественника; привлечение к ответственности и наказание работников; осуществление массовых увольнений; кардинальное изменение оплаты труда; одновременное увольнение группы ключевых менеджеров; задержка в уплате налогов; ужесточение отношений с региональными и местными органами власти; эскалация конфликта между руководителями высшего звена. В последнем случае кризис приобретает необратимый характер. Таким образом, в условиях повышенной агрессивности внешней среды и неустойчивости экономического баланса организации резко возрастает необходимость в сплочении и внутренней организованности управленческого аппарата. Эта задача может быть решена путём осуществления следующих мероприятий[12]: · изменение структуры аппарата применительно к решению приоритетных задач антикризисного управления (функциональное, иерархическое, технологическое перераспределение работ и людей). Необходимо формирование устойчивых (психически, творчески, организационно) управленческих коллективов; · назначение менеджеров в соответствии с их антикризисными функциями (на основе должностного, профессионального, квалификационного и личностного соответствия характеру и содержанию антикризисных функций); · совершенствование вертикальных и горизонтальных коммуникаций для ускорения движения информации, сокращение процедур принятия решений и обеспечение быстрого и неукоснительного выполнения команд); · формирование команды менеджеров (по принципу дополнения их личных и профессиональных качеств), которая в состоянии выступать в роли проводника стабилизационных процессов в организации. Работа в кризисной ситуации предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной компетенции работников управленческого аппарата организации (табл. 15.4).
Таблица 15.4 – Основные требования к профессиональной компетенции менеджеров в кризисной ситуации
Кроме специфических требований к профессиональной компетенции,менеджеры в кризисной ситуации должны отвечать ряду требований субъективно-психологического характера: общая эрудиция; коммуникабельность; психическая устойчивость, способность работать в стрессовых ситуациях; способность к концентрации воли и ее навязыванию окружающим (подчиненным и внешнему окружению); способность к самостоятельному принятию решений (смелость брать на себя ответственность); чувство нового, восприимчивость к изменениям; умение доводить дело до запланированного результата (усидчивость, системность, настойчивость); умение «держать удар» (способность к продолжению активной деятельности после сильных потрясений); оптимизм.[13] В организации, находящейся в кризисной ситуации, одной из центральных задач её менеджмента является обеспечение баланса интересов собственников и наемных работников. При этом менеджмент оценивает их интересы как прямо противоположные: и те, и другие требуют от него денег. А чем больше средств направляется на оплату труда, тем меньше масса прибыли. В кризисной ситуации любой социальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому менеджмент при принятии управленческих решений всякий раз должен отдавать предпочтение не наиболее экономически эффективному, а компромиссному решению, удовлетворяющему всех. В этой связи одной из основных проблем менеджмента является изыскание средств на осуществление стабилизационных мероприятий. Решение этой задачи включает: поиск внутренних резервов за счет реструктуризации производства; привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п. Наряду с формальными группами, создаваемыми руководством, в организации существуют различные неформальные объединения по интересам. В условиях кризисной неустойчивости организации неформальные группы и лидеры активизируются, а их влияние на организацию усиливается. Вышеприведенные обстоятельства требуют от руководителей специальной работы с лидерами неформальных групп. Действия руководства организации в отношении такой «рабочей аристократии» всегда должны носить тщательно взвешенный характер, а в условиях кризиса - особенно осторожный. Как показывает практика, в контактах с такими неформальными группами и лидерами для руководства организации выгоднее придерживаться общих фраз и не давать конкретных обещаний, поскольку в условиях кризисности, ввиду неустойчивости внешней и внутренней среды, нет гарантий их выполнения. В целом можно отметить, что характерной особенностью менеджмента в кризисной ситуации является повышенные требования к прогнозно-аналитической составляющей управленческих решений и действий. Контрольные вопросы и задания 1. Какие работники относятся к персоналу управления? 2. В чём сходство и различие понятий «квалификация» и «компетенция». Попытайтесь объяснить, почему отличники учёбы порой не так успешны в качестве руководителей, чем их менее успевающие сокурсники. 3. Какими качествами должен обладать менеджер? 4. Используя дополнительную литературу, изучите теории лидерства. 5. В чём выражается сущность работы менеджера? 6. Охарактеризуйте работу менеджера в кризисной ситуации.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.012 с.) |