Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности работы менеджера в кризисной ситуации

Поиск

 

Развитие организаций происходит неравномерно, включает в себя периоды роста и спада и имеет циклический характер. Цикличность считается механизмом саморегулирования организаций и рыночной экономики в целом.

Кризис (от греческого crisis – решение, переломный момент) представляет собой глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе человеческой деятельности. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал созидания главных элементов функционирующей системы в основном исчерпан и возникают элементы будущей системы, представляющие новый цикл, которые вступают в противоборство со старыми элементами. По отношению к организации кризис представляет собой перемену её состояния, которая выражается в резком переходе от состояния стабильности к состоянию разбалансированности всей цепочки воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления. Период неустойчивого состояния организации обусловлен как факторами внешней среды, так и внутренними процессами, связанными с её жизненным циклом. Весь набор обстоятельств в данное конкретное время, определяющий кризисное состояние организации, называется кризисной ситуацией. Она характеризуется: материальным и моральным износом основных фондов, выпускаемой продукции, конструкторских разработок; утратой персоналом динамичности и предрасположенности к изменениям; потерей гибкости и адаптивности организационно-структурных элементов, систем стимулирования труда и т.п.[9] Работа менеджера в кризисной ситуации – это управленческая деятельность по диагностике и переводу организации из неустойчивого состояния (стагнации, коллапса) в равновесное, сбалансированное состояние, характеризующееся, прежде всего, ритмичным, постоянно возобновляющимся процессом производства материальных благ и услуг (рис. 15.2).

 

Рис. 15.2 - Укрупненная схема работы менеджера в кризисной ситуации

 

Постоянный мониторинг и диагностика внешней и внутренней среды организации позволяет вовремя распознать надвигающийся кризис, принять предупредительные меры и подготовить к работе в кризисной ситуации персонал организации. Для этого до настоящего кризиса И. Ансофф рекомендует создать искусственный кризис, придумав внешнего врага, угрожающего существованию организации.[10]

В кризисной ситуации имеет место кратное сокращение спроса на продукцию, повышение цен на комплектующие изделия, материалы и энергоресурсы, отток кадров, трудности в освоении новой продукции. Именно решением этих проблем и должен, прежде всего, заниматься менеджер с целью перевода организации в равновесное состояние. В наиболее общем виде перед менеджером стоят следующие главные задачи:

· урегулировать финансовые проблемы: добиться отсрочек платежей; за­ключить кредитные соглашения и т.п.;

· сделать рациональной работу персонала, сократить лишние звенья, переместить и сократить работников, повысить интенсивность труда;

· оптимизировать номенклатуру выпускаемой продукции;

· реструктурировать основные фонды путём продажи или сдачи в аренду лишних и концентрации необходимых фондов для эффективного производства;

· изменить систему внешних взаимодействий: повысить имидж организации; заручиться поддержкой региональных и муниципальных органов власти, извлечь максимальную пользу из отношений с коммерчески­ми и общественными организациями.

По мнению Е.М. Примакова[11] в кризисных ситуациях необходимо, в первую очередь, не допустить фатальныхуправленческих ошибок. К ним можно отнести: хулу предшественника; привлечение к ответственности и наказание работников; осуществление массовых увольнений; кардинальное изменение оплаты труда; одновременное увольнение группы ключевых менеджеров; задержка в уплате налогов; ужесточение отношений с региональными и местными органами власти; эскалация конфликта между руководителями высшего звена. В последнем случае кризис приобретает необратимый характер.

Таким образом, в условиях повышенной агрессивности внешней среды и неус­тойчивости экономического баланса организации резко возрастает необходимость в сплочении и внутренней организованности управ­ленческого аппарата. Эта задача может быть решена путём осуществления следующих мероприятий[12]:

· изменение структуры аппарата применительно к решению приоритетных задач антикризисного управления (функциональное, иерархическое, технологическое перераспределение работ и людей). Необходимо формирование устойчивых (психически, творчески, организационно) управленческих коллективов;

· назначение менеджеров в соответствии с их антикризисными функциями (на основе должностного, профессионального, квалификационного и личностного соответствия характеру и содержа­нию антикризисных функций);

· совершенствование вертикальных и горизонтальных коммуникаций для ускорения движения ин­формации, сокращение процедур принятия решений и обеспече­ние быстрого и неукоснительного выполнения команд);

· формирование команды менеджеров (по принципу дополнения их личных и профессиональных качеств), которая в состоянии выступать в роли проводника стабилизационных процессов в организации.

Работа в кризисной ситуации предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной компетен­ции работников управленческого аппарата организации (табл. 15.4).

 

Таблица 15.4 – Основные требования к профессиональной компетенции менеджеров в кризисной ситуации

Должностная позиция Основные необходимые качества
Руководитель организации Умение вдохновить людей к осуществлению кардинальных изменений системы
Руководители высшего звена Способность выбирать опти­мальное направление концентрации жестко ограниченных ресурсов для решения антикризисных задач, умение вселять уверенность в подчиненных, объединять их стремления в заданном направлении
Линейные руководители Умение стратегически мыслить, находить оптимальные решения в форс-мажорных ситуациях, поддерживать непрерывный воспроизводственный цикл в условиях нестабильности материально-технического снабжения
Маркетологи Способность к работе в нетрадиционных сег­ментах рынка, умение обосновать конкретные направления диверсификации производства
Экономисты Умение прорабатывать множество вариантов технико-экономического обоснования реорганизации производства и выпуска различных видов продукции и находить оптимальный для кризисной ситуации
Финансисты Способность к изобретению многоходовых схем финансовых расчетов кризисной организации для обеспечения непре­рывности производственного процесса, умение использовать меняющееся законодательство для списания или отсрочки выплаты долгов
Работники кадровых служб Умение поддерживать постоянство кадрового состава в условиях неопределенности, решать вопросы массовых сокращений избыточных работников и найма недостающих при относительно низком уровне заработной платы
Технологи и конструкторы Способность к быстрому освое­нию производства новой (в том числе нетрадиционной) продукции при крайне ограниченных финансовых и временных ресурсах

 

Кроме специфических требований к профессиональной компетенции,менеджеры в кризисной ситуации должны отвечать ряду требований субъектив­но-психологического характера: общая эрудиция; коммуникабельность; психическая устойчивость, способность работать в стрессовых ситуациях; способность к концентрации воли и ее навязыванию окружаю­щим (подчиненным и внешнему окружению); способность к самостоятельному принятию решений (смелость брать на себя ответственность); чувство нового, восприимчивость к изменениям; умение доводить дело до запланированного результата (усидчи­вость, системность, настойчивость); умение «держать удар» (способность к продолжению активной деятельности после сильных потрясений); оптимизм.[13]

В организации, находящейся в кризисной ситуации, одной из центральных задач её менеджмента является обеспечение баланса интересов собственников и наем­ных работников. При этом менеджмент оценивает их интересы как прямо противоположные: и те, и другие требуют от него денег. А чем больше средств направляется на оплату труда, тем меньше масса прибыли. В кризисной ситуации любой социальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому менеджмент при принятии управленческих решений всякий раз должен отда­вать предпочтение не наиболее экономически эффективному, а компромиссному решению, удовлетворяющему всех.

В этой связи одной из основных проблем менеджмента является изыскание средств на осуществление стабилизационных меро­приятий. Решение этой задачи включает: поиск внутренних ре­зервов за счет реструктуризации производства; привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п.

Наряду с формальными группами, создаваемыми руководством, в организации существуют различные неформальные объединения по интересам. В условиях кризисной неустойчивости организации неформальные группы и лидеры активизируются, а их влияние на организацию усиливается. Вышеприведенные обстоятельства требуют от руководителей специаль­ной работы с лидерами неформальных групп. Действия руководства организации в отношении такой «рабочей ари­стократии» всегда должны носить тщательно взвешенный характер, а в условиях кризиса - особенно осторожный. Как показывает прак­тика, в контактах с такими неформальными группами и лидерами для руководства организации выгоднее придерживаться общих фраз и не давать конкретных обещаний, поскольку в условиях кризисности, ввиду неустойчивости внешней и внутренней среды, нет гарантий их выполнения.

В целом можно отметить, что характерной особенностью менеджмента в кризисной ситуации является повышенные требования к прогнозно-аналитической составляющей управ­ленческих решений и действий.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие работники относятся к персоналу управления?

2. В чём сходство и различие понятий «квалификация» и «компетенция». Попытайтесь объяснить, почему отличники учёбы порой не так успешны в качестве руководителей, чем их менее успевающие сокурсники.

3. Какими качествами должен обладать менеджер?

4. Используя дополнительную литературу, изучите теории лидерства.

5. В чём выражается сущность работы менеджера?

6. Охарактеризуйте работу менеджера в кризисной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.012 с.)