Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 15. Персонал управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Роль и состав персонала управления
Персонал управления представляет собой решающий и наиболее активный элемент системы управления: относящиеся к нему работники вырабатывают цель, обеспечивают нормальное функционирование организации и достижение поставленной цели. К персоналу управления относятся все работники организации, для которых функция управления является профессиональной (синонимы: кадры управления; работники управления; менеджеры; состав аппарата управления; административно-управленческий персонал). Персонал управления можно классифицировать по различным признакам: · по уровням управления (высшего, среднего, низового звена); · по профессиональной структуре (финансисты, инженеры и т.д.); · по видам деятельности (кадры кредитных учреждений, сельского хозяйства, образования, культуры, промышленности); · по видам специализации(административный, планово-экономический, инженерный и т.д.); · по образованию (высшее профессиональное, среднее профессиональное, практики); · исходя из функциональной роли в процессе управления. Выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный (обслуживающий, технический) персонал. Такое деление наиболее полно отражает связь с характером управленческого труда. В зависимости от того, какие коллективы возглавляют, руководителей принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений и их заместители. К функциональным – руководители, возглавляющие отделы, сектора и т.д. и их замы. Они осуществляют лишь часть управленческих функций и подчиняются как непосредственному линейному руководителю, так и соответствующему вышестоящему функциональному руководителю по определённым вопросам; · по сложности и ответственности выполняемых работ (квалифицированное разделение труда).
Основные качества менеджера
В современных условиях работа менеджера превращается в особую профессию, требующую определённой подготовки, квалификации и компетентности. Следует отметить, что квалификация и компетенция – сходные, но не аналогичные понятия. Квалификация менеджера – это качественный уровень его подготовленности, выражающийся в наличии у менеджера определённых знаний (результата образования) и навыков (результата опыта работы и обучения). Квалификация персонала в современных условиях имеет ряд характерных особенностей: высокий общий уровень; динамизм; международная гармонизация; поливалентность.[1] Высокий общий уровень менеджера проявляется в его общем образовательном уровне. Общий образовательный уровень служит основой для развития профессиональных качеств менеджера. Кроме того, профессиональная деятельность менеджера порой бывает связана с необходимостью посещения приёмов, банкетов, на которых проявление эрудиции и умение поддержать светскую беседу на самые разнообразные темы может обернуться заключением выгодных контрактов. Динамизм квалификации менеджера связан с быстрым развитием новых технологий управления, обработки информации, производства, что ведёт к быстрому устареванию знаний. Это предъявляет требования к непрерывному повышению квалификации. Поливалентность квалификации менеджера связана с тем, что менеджер по своему предназначению должен выполнять как роль руководителя, так и роль специалиста. Требование международной гармонизации к квалификации менеджера связано с развитием процессов глобализации, международной миграции персонала. Международная гармонизация проявляется, например, в переходе на двухуровневую систему профессиональной подготовки персонала, умению работать в условиях значительных культурных различий. Компетенция, наряду со знаниями и навыками, включает в себя ещё и способы общения (умение общаться с людьми и работать в группе). Исходя из различия в составляющих квалификации и компетенции, можно сделать вывод, что один менеджер может быть более компетентным, но менее квалифицированным, чем другой. При этом руководитель должен быть более компетентным, а специалист – квалифицированным. Достаточно часто развитие компетенции отождествляют с осуществляемыми организацией программами повышения квалификации. Вместе с тем, для повышения уровня компетентности менеджер не только должен пополнять свои знания и развивать навыки, но и совершенствовать умение создавать и поддерживать отношения с руководством, подчинёнными, сотрудникам, государственными чиновниками, партнёрами по бизнесу и потребителями. Менеджер – это человек, который одновременно эффективно руководит своими подчинёнными и является лидером. А. Файли, Р. Хаус и С. Керр одни из первых установили различие между руководством и лидерством: «Руководство можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчинённые выполняют предписанные им официальные поручения и решают определённые задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы».[2] Проблема лидерства в организациях занимает большое место в управленческих исследованиях. В научной литературе обычно выделяют три подхода к исследованию лидерства: теория черт; поведенческий подход; ситуационная теория лидерства. Значительный интерес к определению качеств менеджера проявился в середине XX века, хотя попытки сформулировать универсальный набор личностных качеств менеджера имел место уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений. Так, например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др. О. Тид связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели. По мнению О. Тида лишь немногие из людей призваны быть лидерами. При этом универсальными чертами лидера являются: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначения и целей деятельности организации; энтузиазм; дружелюбие и привязанность; порядочность; способность вызывать доверие у других людей. Р. Стогдилл в результате проведённых исследований пришел к выводу, что основными чертами лидера являются: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Американский консультант У. Беннис в контексте изучения организационной культуры определил четыре группы лидерских качеств: управление вниманием или способность так представить сущность результата пли исхода, цели или направления движения; управление знанием или способность так передать знание созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; управление собой или способность знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Однако Р. Стогдилл отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, что стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно - заложить какие-то основы теории. Вместе с тем, и в настоящее время имеют место попытки представления неких универсальных качеств менеджера. Так, на симпозиуме, организованном Советом управляющих Американского общества профессиональной учебы и развития, был представлен перечень качеств, которыми должен обладать менеджер в будущем (табл. 15.1).[3] Они потребуются глобальному менеджеру для успешной конкуренции. Как подчёркивает П. Галаген, их приобретают не при помощи учебника, а в процессе учебы, наблюдений, практики и продолжающегося всю жизнь усвоения.
Таблица 15.1 - Качества, которые потребуются менеджерам в будущем
Поведенческий подход к лидерству предложен сторонниками школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этой концепции, эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия «стиль руководства». Основное внимание исследователей было сосредоточено на том, что и как лидеры делают. Наиболее известными концепциями данного типа являются: стили руководства К.Левина; модель университета Огайо и Мичегана; управленческая решетка Р. Блейка и Т. Моутона; теория «X» и «Y» Д. МакГрегора, модель Р. Лайкерта; концепция вознаграждения и наказания; заменители лидерства. Так, эксперименты Р. Уайта и Р. Липпетта, проведенные под руководством К. Левина позволили выделить три стиля управления, которые различались по содержанию решений, предлагаемым лидером группе и технике (приемам, способам) осуществления этих решений. В соответствии с этим Г.М. Андреева описала каждый из стилей по двум характеристикам (табл. 15.2).[4] Таблица 15.2 - Характеристика стилей управления
В целом, поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения, которое получает многочисленные трактовки, что резко усложняет их практическую апробацию. Исследования показали, что не существует одного эффективного стиля управления, подходящего для всех ситуаций. Ситуационный подход основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного набора качеств менеджера и стиля руководства и лидерства и рассмотрении этих аспектов в контексте совокупности условий, в которых протекает деятельность менеджера, и типа решаемых им задач. В основу ситуационного подхода к изучению руководства и лидерства положены следующие постулаты: сходство между организационными структурами свидетельствует о наборе качеств менеджера, который в данных условиях может выступать в роли лидера; уникальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение менеджера; в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества менеджера будут оптимальными. В теории организации и управления были разработаны следующие основные ситуационные модели лидерства: модель Р. Таниенбаума и У. Шмидта; модель Ф. Фидлера; модель П. Херсея и К. Бланшарда; модель Р. Хауза и Т. Митчелла; модель Дж. Стинсона и Т. Джонсона; модель В. Врума, Ф. Йеттона и А. Джаго. Данные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства в организации. В этих моделях имеют место существенные отличия стилей руководства и лидерства, набор ситуационных факторов и пути нахождения связи между ними. По-разному в этих моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Ф. Фидлера - это уровень выполнения работы, у П. Херсея и К. Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а В. Врум и А. Джаго рассматривают эффективность управленческого решения и общую эффективность организации. Модель В. Врума, Ф. Йеттона и А. Джаго показала свою эффективность для выбора соответствующего стиля руководства, а модели Ф. Фидлера, П. Херсея и К.Бланшарда, Р. Хауза и Т. Митчелла - для повышения качественного уровня управленческого труда. Как отмечает Дж. К. Лафта,[5] лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо теорию. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности свой работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решения, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникновением перед подчиненными проблем, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Тем не менее, и в настоящее время описание качеств менеджера может представлять актуальную задачу, в особенности при оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность. В этом случае используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающие различные группы качеств. Работа менеджера
Словарь русского языка С.И Ожегова определяет работу как занятие, труд, деятельность.[6] Значимость управленческой деятельности в организации привела к появлению в теории управления деятельностного подхода – обобщённой и систематизированной совокупности знаний об исходных принципах и закономерностях упорядочения связей и взаимодействий в организации и окружающей её среде.[7] Управленческий труд реализуется через творческие, логические и технические (вспомогательные) работы и операции. Творческие работы и операции представляют логико-мыслительные действия (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизацию, выводы, расчёты, прогнозы, принятие решений). Они носят специфический характер и не поддаются строгой регламентации, так как здесь большое значение имеют опыт и интуиция. Логические работы и операции выполняются в определённой последовательности. Они, как правило, легче регламентируются соответствующими документами. Технические операции часто повторяются, просты по исполнению, не требуют высокой подготовки исполнителя (сбор, обработка информации, оформление документов и т.д.). Установлено, что удельный вес творческих процессов у руководителей составляет до 60%, у специалистов до 40%, технические исполнители выполняют до 20% логических операций. Управленческий труд является специфическим умственным трудом, связанным с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, с преобразованием информации. Его особенности: сложность; широкий диапазон; творческий, вероятностный характер; невозможность полного нормирования; недостатки в работе руководителей и специалистов более ощутимо сказываются на результатах производства. Основными элементами процессов управленческого труда с технологической и организационной точек зрения являются управленческие операции. Управленческие операции – это трудовые операции служащих, выделяющиеся по функционально-технологическим признакам и входящие в состав различных управленческих работ. В обобщённой форме все управленческие операции можно объединить в две группы: работа с людьми и работа с документами. Г.Э. Слезингер[8] подразделил управленческие операции на 10 классов, объединённых в три группы (рис. 15.1).
Рис. 15.1 - Классификация управленческих операций по функционально-технологическим признакам
Управленческий труд в организации невозможен без определенной его организации. Под организацией управленческого труда следует понимать систему действий по объединению, согласованию, упорядочению, приведению в стройную систему деятельности работников управления, направленную на решение стоящих перед ними задач. Организация управленческого труда - это закрепление процессов разделения и кооперации, проявляющееся в распределении и расстановке кадров по органам управления, регламентировании их деятельности и обеспечении условий для нормальной работы. Организация управленческого труда требует научного подхода. Под научной организацией управленческого труда понимают систематический процесс совершенствования существующей организации управленческого труда на основе применения достижений науки и передовой, практики. Она предусматривает соблюдение основных принципов организации труда: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности. Принцип специализации предусматривает концентрацию однородных работ в специализированном подразделении, на рабочем месте, у конкретного исполнителя. Работник управления способен достигать наилучших результатов, если он сосредоточивает свои усилия на каком-то конкретном, определенном виде деятельности, Каждое звено аппарата управления и каждый занятый в нем работник должны выполнять строго определенную функцию. Принцип пропорциональности выражает необходимость установления правильных пропорций между различными частями аппарата управления или отдельными исполнителями. Принцип параллельности означает одновременное выполнение различных трудовых операций с целью сокращения продолжительности цикла работ. Например, параллельная работа различных подразделений и служб организации над соответствующими разделами бизнес-плана или годового отчета ускоряет процесс разработки данных документов. Принцип прямоточности предусматривает кратчайший путь движения информации от места ее возникновения до места использования. Обеспечивается рациональной планировкой служебных помещений, продуманным размещением мебели и оргтехники, рабочих мест, совершенствованием средств связи. Принцип непрерывности определяет необходимость осуществления процесса управленческого труда с минимумом перерывов или вообще без них. Непрерывная взаимосвязь процессов труда, обусловленная его разделением и кооперацией, предъявляет требования в отношении непрерывности их осуществления, поскольку несвоевременное выполнение одной операции влечет за собой задержку всех последующих работ. Необходимым условием обеспечения непрерывности процесса управленческого труда является строгое соблюдение установленного порядка выполнения каждым исполнителем закрепленных за ним обязанностей. Принцип ритмичности означает требование равномерного выполнения всех операций или нескольких связанных между собой трудовых процессов, осуществление их в едином темпе (ритме). Ритмичность трудовой деятельности вытекает из того, что выполнение отдельных операций в единой производственной цепочке обусловлено функционированием ряда других операций, выполняемых отдельными работниками. Соблюдение указанных принципов является одним из важных условий рациональной организации управленческого труда. Все они тесно связаны и взаимообусловлены, каждый из них имеет самостоятельное значение и вместе с тем применяется во взаимодействии с другими принципами. Научный анализ организации управленческого труда предполагает проведение исследований использования рабочего времени работниками управления. Изучение затрат рабочего времени проводится различными методами: анкетированием, устным опросом, фотографией рабочего дня, самофотографией, хронометражём, методом моментных наблюдений. По результатам исследований разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации и повышению эффективности труда персонала управления. К подобным мероприятиям могут быть отнесены: нормирование управленческого труда, обеспечивающее научно обоснованное определение численности работников управления; разработка рациональных форм разделения и кооперации труда и совершенствование на этой основе структуры управления; совершенствование организации рабочих мест и условий труда; механизация и автоматизация управленческого труда; рационализация режимов труда и отдыха; совершенствование стиля работы и культуры управления; повышение квалификации работников управления; составление планов работы; регламентация и формализация труда; улучшение использования рабочего времени; рационализация информационного обеспечения и делопроизводства и другие.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.012 с.) |