Показатели эффективности менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности менеджмента



Любая деятельность человека имеет три основные характеристики: затраты (усилий, ресурсов, энергии), время отданное деятельности, результат (в виде произведённого продукта, услуг). Вот почему в практикеменеджмента существуют так называемые синтетические показатели, то есть построенные на сопоставлении простейших показателей и необходимом их соизмерении.

Это показатели: интенсивности действий; эффективности; производительности. При этом интенсивность представляет собой соизмерение усилий и времени, производительность – результата и времени, эффективность – усилий и результата во времени.

Оценка вносит определённость, показывает тенденцию, позволяет делать анализ управления по критерию эффективности и определять основные факторы, от которых зависит эффективность управления. Результат управления можно рассматривать как опосредованный и как непосредственный.

Опосредованно можно оценивать эффективность управления по критериям:

· динамики развития фирмы, тенденциям производительности (темп роста производительности, качество труда, инновационный потенциал фирмы)

· критериям результативности

П. Друкер выделяет следующие категории результативности менеджмента: действенность; экономичность; производительность; прибыльность; качество продукции; инновационная активность; качество трудовой жизни работников.

Действенность характеризует степень достижения целей организации, то есть отражает отношение фактически достигнутых результатов к планируемым.

 

 

Экономичность показывает степень использования организацией необходимых ресурсов, то есть соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

 

 

Производительность показывает комплексную результативность использования ресурсов (технологии, капитала, труда, и т.д.).

 

 

Прибыльность характеризует соотношение между доходами и суммарными издержками. Чем выше результат деятельности (доходы, прибыль), тем лучше работает та или иная организационная система.

 

 

Качество продукции – удовлетворённость покупателя, соответствие характеристик продукции (услуг) требованиям спроса.

Инновационная активность – процесс создания, внедрения и использования новшеств в различных областях деятельности организации, которые обеспечивают организации определенные конкурентные преимущества.

Качество трудовой жизни работников - отражают степень удовлетворения важных личных потребностей работников через деятельность в организации.

Непосредственным результатом управления является управленческое решение. Но это результат, который трудно оценить и выделить в качестве некоего показателя.

Так как управление обеспечивает координацию и согласовывает совместную деятельность людей в соответствии с общей целью, то в качестве непосредственного показателя можно рассматривать степень согласованности действий, которая включает не только организацию совместной деятельности, но и социально-психологическую атмосферу, профессионализм, экономию времени. Эти факторы можно оценить при помощи тестирования, экспертного опроса и рассматривать как непосредственный результат управленческой деятельности.

Основными факторами эффективности являются использование ресурсов, фактор времени, фактор достижения цели. Использование ресурсов характеризует: экономия ресурсов; структура ресурсов; качество ресурсов; пополнение и накопление ресурсов. Фактор времени отражает: своевременность решений; экономия времени; использование новых технологий; потенциал персонала (способность решать в срок профессионально). Достижение цели (целенаправленность управления): целеустановка (реальность); качество результата (значимость цели); стратегия; учёт потребностей рынка.

Для того чтобы обеспечивать необходимую эффективность управленческих решений, необходимо её оценивать. Оценка вносит определённость, показывает тенденцию, позволяет делать анализ управленческих решений по критерию эффективности и определять основные факторы, от которых зависит их эффективность.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное значение.

В качестве критерия эффективности управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с данным управленческим решением. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество отдельного управленческого решения. Для этого используют частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, материальных — материалоемкость продукции, основных фондов — фондоотдача.

Эффективность управления применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями.

Количественные показатели управленческих решений включают: трудовые показатели — экономию живого труда в сфере управления (численность работников, сокращение трудоемкости процессов управления); финансовые показатели — сокращение расходов; показатели экономии времени — сокращение продолжительности циклов производства и управления в результате внедрения новых технологий, техники, прогрессивных организационных процедур.

Особо важное значение имеют качественные показатели (социальная эффективность): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов производства и управления; рост квалификации менеджеров; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

Если в результате рационализации удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации и достигается экономический эффект.

При оценке эффективности управления нельзя забывать об учете фактора времени. Нужно иметь в виду, что некоторые управленческие решения не дают эффекта сразу, а проявляются только через какое–то время (например, решения по подбору и расстановке кадров, повышение уровня механизации и автоматизации управленческого труда и др.)

Оценивая эффективность менеджмента, нельзя сводить ее к определению лишь одного какого-либо показателя. Достоверная оценка может быть обеспечена лишь совокупностью показателей. Вместе с тем, непременным условием повышения эффективности деятельности организации является недопущение опережающего роста расходов на управление над ростом объемов основной деятельности (выпуск продукции, оказание услуг).

Контрольные вопросы и задания.

1. Раскройте сущность эффективности менеджмента.

2. Какие факторы влияют на эффективность управления?

3. Чем определяется социальная эффективность деятельности организации?

4. Каковы особенности оценки эффективности менеджмента?

5. Какие категории результативности выделил П. Друкер?

6. Какие показатели используют для определения и оценки эффективности менеджмента?

 

ГЛОССАРИЙ

Автократичный руководитель - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.

Автоматизированные складские системы - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.

Анализ производственных операций - определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.

Бюджет - план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.

Выборочный контроль при приёмке - метод контроля качества, при котором решение о приемке крупной партии принимается по результатам контроля небольшого количества образцов данной партии.

Гибкие производственные системы - процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени автоматизации без потери гибкости.

Гигиенические факторы - согласно двухфакторной теории Герцберга — это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.

Групповое мышление - тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Движущаяся сборочная линия - приспособление для перемещения производимого продукта от одного работника к другому, каждый работник при этом выполняет отдельные конкретные задания.

Демократический руководитель - руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.

Дисфункциональный конфликт - конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.

Добродетель - качества человека, оцениваемые положительно.

Зависимый спрос - тип спроса, который зависит от намерений организации производить другие изделия. Характерен, прежде всего, для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий.

Задания - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

Изучение методов организации труда - анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.

Инвентаризация умений и навыков - письменный учет навыков рабочих и служащих с указанием количества лиц, владеющих ими.

Качество трудовой жизни - степень удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации.

Коммуникация — обмен информацией между коммуникаторами - субъектами общения.

Компьютеризированное интегрированное производство -применение гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой управления производством.

Конверсионная система массового производства - тип конверсиционного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.

Конфликт - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.

Концепция маркетинга - научно обоснованный замысел (проект) организации деятельности организации вообще и (или) маркетинговой деятельности в частности, который основывается на конкретной идее, эффективной стратегии, необходимом оперативном инструментарии осуществления предпринимательства в целях достижения результатов, определяемых стратегическим планом предприятия. Концепции маркетинга разрабатываются на основе стратегического анализа планируемой или осуществляемой деятельности организации. Обоснование выбора конкретной концепции маркетинга организацией обычно включает следующие этапы: осуществление стратегического анализа внутренней и внешней среды; определение целей организации и целей маркетинговой деятельности; обоснование маркетинговой стратегии; выбор инструментария маркетинговой деятельности в целях достижения запланированных результатов. Изменения концепций маркетинга в основном определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власть).

Критический путь - самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшее время.

Кружок качества - группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.

Либеральный руководитель - руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроля за своей работой.

Лидер организации -человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.

Линейная или поточная планировка - метод размещения оборудования массового производства, где производственные операции почти аналогичны для всей выпускаемой продукции. Производственные ресурсы располагаются в виде последовательности рабочих станций в соответствии с производственными операциями.

Межличностный стиль решения конфликтов - пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.

Мелкосерийное производство - тип организации производственного процесса, при котором подразделения или обрабатывающие центры специализируются на определенных операциях. Обрабатываемые изделия (или обслуживаемый клиент) небольшими партиями проходят через систему.

Метод критического пути - техника осуществления руководства проектом, основной целью, которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе ее лежит допущение того, что длительность событий поддается достаточно точной оценке.

Механизация -использование машин вместо людей.

Модель массового обслуживания - модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очереди.

Модель потребительских ожиданий - прогноз, основанный на изучении потребителей организации.

Модель принятия решений Врума - Йеттона - вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.

Модель управления запасами - модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов.

Неформальная организация - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

Обучение нормам этики -процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.

Общение - особая форма активности субъекта, которая реализуется в межличностных отношениях; любые контакты людей.

Операционная система - общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения и планово-контрольной подсистемы.

Организационное лидерство - способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.

Организация формальная -группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Отборочный центр -испытательное заведение, в котором способности к выполнению трудовых навыков оценивают методами моделирования.

Оферта – формальное предложение какому-либо лицу заключить сделку с указанием всех необходимых для её заключения условий.

Перерабатывающая подсистема -подразделение в организации, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию.

Перцепция — межличностное восприятие друг друга субъектами общения.

Планирование материально-технических потребностей -система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь то, что нужно для выполнения ближайших планов производства.

Планирование персонала -применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.

Планировка с фиксированным местоположением -система, которая в основном используется при осуществлении проектов. При этом объект работы остается неподвижным, а производственные ресурсы доставляются на место работ по мере необходимости.

Подсистема обеспечения -подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы.

Показатель результативности -специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.

Пооперационная планировка -группирование производственных ресурсов по принципу выполняемой работы.

Поточная линия - комплекс оборудования, взаимосвязанного и ра­ботающего согласованно с заданным ритмом по единому технологическо­му процессу. Рабочие места располагаются в соответствии с последова­тельностью технологического процесса.

Правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни — основные принципы этического поведения, утверждаемые в буддизме (древнеиндийском религиозно-философском учении).

Практический императив — моральный закон общения в этике Канта, который утверждает принцип рассмотрения любого человека как «цели самой по себе» и исключает использование его как средства для достижения каких-либо целей.

Принципы этики - это абстрагированные, обобщенные представления, которые служат основанием для выработки каждым сотрудником собственной этической системы.

Производственная функция -виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.

Производственная мощность – максимально возможный объём выпуска продукции при полном использовании имеющегося в организации оборудования.

Производительность - в количественном выражении — это объем выпуска, деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле — относительная эффективность и экономичность организации.

Производственная система - совокупность элементов, в процессе взаимодействия которых происходит превращение отдельных составляющих системы в полезную продукцию.

Производство по принципу «Точно в срок» - система управления материально-техническими запасами, в которой продукция, комплектующие изделия и материалы поступают только тогда и в таком количестве, когда и сколько их требуется. Основная цель системы заключается в том, чтобы сократить издержки капитала и издержки хранения.

Профессиограмма – перечень требований, предъявляемых данной профессией, социальностью и должностью к человеку.

Сборочный конвейер -устройство, которое перемещает детали или обрабатываемые изделия от рабочего к рабочему. Каждый рабочий выполняет закрепленную за ним работу.

Система производства по типу проектов - вид производственного процесса, в котором каждая выпускаемая единица продукции уникальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.

Система с непрерывным процессом переработки вид процесса с выпуском больших количеств однородного продукта.

Система с фиксированной периодичностью -метод периодического восстановления уровня материально-технических запасов, например, раз в две недели. Объем заказа при этом зависит от объема наличия на момент заказа.

Система с фиксированным количеством - метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда этот уровень падает ниже заданной и неизменной величины. Объем заказа всегда остается одним и тем же.

Социальная адаптация в организации -процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.

Социальная ответственность -действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.

Стандартизация -использование в процессе производства и сборки однородных взаимозаменяемых деталей и узлов.

Страховая стоимость предпринимательского риска - это сумма убытков от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая. По договору имущественного страхования может быть застрахован риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или из-за изменения условий этой деятельности, по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

Стоимость риска - фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий.

Суфизм — философско-мистическое течение в исламе, в этической концепции которого подчеркивается важность общения с другими людьми.

Технологические категории Вудворд - широко известная система типов классификации технологий. Типы технологий включают малосерийное, крупносерийное и непрерывное производство.

Технологические категории Томпсона - система классификационных технологий. Они включают устойчивые или долговременные, среднесрочные и интенсивные типы технологий.

Технология -любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы — для получения желаемых продукций или услуг.

Титул - законное право собственности на недвижимость, имеющее документальную юридическую сторону.

Функциональный конфликт -конфликт, который ведет к повышению эффективности деятельности организации.

Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала -получение максимальной прибыли.

Четыре системы Лайкерта - постулат Рэнсиса Лайкерта, согласно которому существует четыре системы управленческого стиля: диктаторски-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический и вовлеченно-демократический.

Эмоции – это психический способ отношения человека к окружающему миру, другим людям, к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Эмоции тесно связаны с чувствами.

Этика -принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Этические нормы -система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

Эффективность производства -рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные за траты ресурсов организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 144 с.

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Издательство МГУ, 1988. – 432 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 343 с.

Анголенко Н.И. Т. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 391 с.

Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - с. 486-487.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М.: «Финансы и статистика», 2001. – 298 с.

Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. – М.: Гардарики, 1997. – 342 с.

Грант С. Эффективное управление сбытом. – Д.: Баланс-Клуб, 2002. - 467 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 579-587 с.

Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МИСИ, 2000. – 712 с.

Иванцевич Дж.И., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993. – 419 с.

Идельменов С.В., Идельменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.

Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.

Кирьянова Е.Н. Эффективное деловое общение// Секретарское дело. - 2004. - №1. - С. 45-49.

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. – 736 с.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие.- 5-е изд., перераб.и доп.- М.: Ось-89, 2004. - 274 с.

Лафта Дж. К. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 416.

Ловецкий Г.И. Экономическая психология: Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 341 с.

Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 2001. – 718 с.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями: Пер с англ, / У. Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 1986. - 256 с.

Мосеев Р.Н. Парадоксы деловой этики.// Секретарское дело. - 2004. - № 5.- С..49-51.

Менеджмент (Управление персоналом): учебно-методический модуль / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Издательство Ипполитова, 2003. – с. 176.

Мэделин Б.А. Забытое умение слушать. - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 46 с.

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1991. - с. 636.

Основы менеджмента./ Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – с. 402.

Петровский А.В Опыт построения социально психологической концепции групповой активности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С.6-18.

Петровский А.В. Общая психология. - М.: Прогресс, 1986. - С. 16-36.

Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2005. – 532 с.

Практическая психология для менеджеров. – М. Филинъ, 1996. – 368 с.

Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс... - 2-е изд. - М.: Мысль, 2002. - с. 37.

Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 140 с.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -Спб.: Речь, 2003. - с. 23.

Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с.

Тимофеев М.И. Деловое общение: Учеб. пособие.- М.: ПРИОР, 2004. – 311 с.

Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 346 с.

Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 356 с.

Чаусов Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне / Под общей редакцией А.В. Матвеева. – М.: Серебряная нить, 2005. – с. 151-204.

Чаусов Н.Ю., Королёв В.В., Чаусова Л.А. Проблемы организации управления сбытом молока и молочной продукции / Под ред. Н.Ю. Чаусова. – М.: Серебряная нить, 2005. – 133 с.

Экономика (организации предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – 2 -е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, - 2006. – 618 с.

Allan C. Fillej, Robert J. House, Stephen Kerr. Managerial Process and Organizational Behavior. 2 nd. – Glenview, III.: Scott, Foresman, 1976. – p. 211.

AMA Board Approves New Definition, Marketing News. – March I, 1985. – p. 1.

J.P. Kotter. Power, Dependence and Effective Management. – Harvard Business Review. – July-August. – 1977. – p. 133.

Lott A.J., Lott B.E. Group cohesiveness as interpersonal: a review of relation­ ships with antececedent and consequent variables // Psychological bulletin, 1965. v. 64.

Milqram S. Behavioral study of obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology. - Vol. 67. – 1963. – p. 377.

Milqram S. Obedience to authority: An experimental view. – New York: Harper & Row, 1974. – p. 158.

Patricia A. Galagan. Executive Development in a Changing World // Training and Development Journa. - June 1990. - pp. 23-41.

Ralph S. Alexander (Chairman), Marketing Definitions: A. Glossary of Terms. – Chicago: American Marketing Association, 1960. – p. 15.

Stogdill R.M. Group productivity, drive and cohesiveness // Organizational
behavior and human performance, 1972. - р. 8.

 


[1] Менеджмент (Управление персоналом): учебно-методический модуль / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Издательство Ипполитова, 2003. – с. 176.

[2] Allan C. Fillej, Robert J. House, Stephen Kerr. Managerial Process and Organizational Behavior. 2 nd. – Glenview, III.: Scott, Foresman, 1976. – p. 211.

[3] Patricia A. Galagan. Executive Development in a Changing World // Training and Development Journa. - June 1990. - pp. 23-41.

[4] Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Издательство МГУ, 1988. – 432 с.

 

[5] Лафта Дж. К. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 416.

[6] Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1991. - с. 636.

[7] Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. – М.: Гардарики, 1997. – с. 5.

[8]Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации / Под ред. Г.Э. Слезингера. – М.: Экономика, 1987. - с. 121.

[9] Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2005. –с. 16.

[10] Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - с. 486-487.

[11] Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс... - 2-е изд. - М.: Мысль, 2002. - с. 37.

[12] Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2005. –с. 383-404.

 

[13] Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2005. – с. 388.

 

[14] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 343 с.

[15] Практическая психология для менеджеров. – М. Филинъ, 1996. – с. 30.

[16] Практическая психология для менеджеров. – М. Филинъ, 1996. – с. 32.

[17] Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992. - с. 36.

[18] Петровский А.В Опыт построения социально психологической концепции групповой активности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С.6-18.

[19] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство МГУ, 1988. – 432 с.

[20] Lott A.J., Lott B.E. Group cohesiveness as interpersonal: a review of relation­ ships with antececedent and consequent variables // Psychological bulletin, 1965. v. 64.

 

[21] Петровский А.В. Общая психология. - М.: Прогресс, 1986. - С. 16-36.

[22]Stogdill R.M. Group productivity, drive and cohesiveness // Organizational
behavior and human performance, 1972. - р. 8.

 

[23] Чаусов Н.Ю. Организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности бизнеса // Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне / Под общей редакцией А.В. Матвеева. – М.: Серебряная нить, 2005. – с. 151-204.

 

[24] Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992. - с. 127-129.

[25] Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992. - с. 128.

[26] Анголенко Н.И. Т. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – с. 49.

[27] Лафта Дж. К. Менеджмент. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 398.

[28] Лафта Дж. К. Менеджмент. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 397.

[29] J.P. Kotter. Power, Dependence and Effective Management. – Harvard Business Review. – July-August. – 1977. – p. 133.

[30] Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями: Пер с англ, / У. Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 1996. - с. 110.

[31] Milqram S. Behavioral study of obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology. - Vol. 67. – 1963. – p. 377.

[32] Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МИСИ, 2000. – с. 139.

[33] Milqram S. Obedience to authority: An experimental view. – New York: Harper & Row, 1974. – p. 158.

[34] Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992. - с. 65.

 

[35] Титова Л.Г. Деловое общение.: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с. 61.

[36] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Пресс, 2001. - с. 82.

 

[37] Тимофеев М.И. Деловое общение: Учеб.пособие. - М.: ПРИОР, 2004. – с. 74.

 

[38] Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -Спб.: Речь, 2003. - с. 23.

[39] Мэделин Б.А. Забытое умение слушать. - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 46 с.

[40] Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 579-587 с.

[41] Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. - С. 587- 606.

[42] Иванцевич Дж.И., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993. – 419 с.

[43]Грант С. Эффективное управление сбытом. – Д.: Баланс-Клуб, 2002. 467 с.

[44] Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 2001. – с. 21.

[45] Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990- – с. 59.

[46] Чаусов Н.Ю., Королёв В.В., Чаусова Л.А. Проблемы организации управления сбытом молока и молочной продукции / Под ред. Н.Ю. Чаусова. – М.: Серебряная нить, 2005. – 133 с.

[47] Ralph S. Alexander (Chairman), Marketing Definitions: A. Glossary of Terms. – Chicago: American Marketing Association, 1960. – p. 15.

[48] AMA Board Approves New Definition, Marketing News. – March I, 1985. – p. 1.

[49] Основы менеджмента./ Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – с. 402.

[50] Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 163

[51] Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. - с. 149

[52] Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 21-24.

[53] Экономика (организации предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – 2 -е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, - 2006. – С. 408

 

[54] Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 144 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.146 с.)