Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 17. Руководство: власть и партнёрствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
17.1 Сущность и содержание руководства в организации
Изучение работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что руководство как понятие может иметь несколько толкований: · как персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом (распорядительство); · как особый вид управленческой деятельности, связанный с его принципиальным разделением на управление деятельностью и управление людьми (руководство); · как проявление лидерства в системе формальных отношений; · как тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия. Исходя из нашего представления управления, под руководством следует также понимать отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу управления. Обратной стороной отношений руководства являются отношения подчинения. Отношения руководства характеризуют субъект руководства – управляющую подсистему. Отношения подчинения характеризуют субъект подчинения – управляемую подсистему. Отношения руководства персонифицируются в деятельности руководителей - должностных лиц, наделенных определенным формальным статусом и отвечающих за деятельность организации или ее подразделений. Они носят универсальный характер, поскольку в иерархии формальной организации каждый руководитель выступает подчиненным по отношению к вышестоящему должностному лицу. В этой связи цели, функции, методы, средства и другие элементы управления являются, прежде всего, элементами руководства. Общая характеристика руководства включает описание элементов, этапов, уровней, моделей, структуры, методов, типов, стилей руководства и используемых руководителями источников власти (рис. 17.1). В процессе руководства руководитель и отчасти подчинённый проходят несколько последовательных взаимосвязанных этапов: исследования; сбора, обработки, анализа информации; планирования; организации; контроля. По своей сущности совокупность данных этапов представляет собой процесс принятия решений по достижению целей руководимого объекта, а также руководство процессами их достижения или алгоритм достижения цели (АДЦ). Каждый из этапов является совокупностью определённых действий (функций). Поэтому этапы АДЦ правомерно обозначить как функции АДЦ (ФАДЦ): исследовательскую (ИФАДЦ); информационную (ИнФАДЦ); плановую (ПФАДЦ); организационную (ОФАДЦ); контрольную (КФАДЦ). Исследовательская функция (ИФАДЦ) содержит выявление необходимости принятия управленческого решения и постановку проблемы. Информационная функция (ИнФАДЦ) - сбор, обработка, хранение, ана-
Рис. 17.1 - Общая характеристика руководства лиз информации и, при необходимости, доведение её до заинтересованных лиц. Функция планирования (ПФАДЦ) представляет собой разработку и принятие управленческого решения и включает в себя: определение цели; установление, разделение критериев; выработку, сравнение альтернатив; определение оценки риска; принятие рационального решения. Организация (ОФАДЦ) – это специфическая деятельность, обеспечивающая упорядоченность, пропорциональность и соотносительность совместной деятельности, а также налаживание координации по созданию и рациональному функционированию организационной системы. Контроль (КФАДЦ) - это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке. Реализация контрольной функции предполагает решение следующих задач: организации контроля в процессе исполнения решения; регулирование процесса исполнения решения, корректировку хода исполнения; корректировка решения; учет, анализ, оценку и подтверждение итогов исполнения. АДЦ, как инструмент руководства, позволяет: моделировать действия руководителя в сфере причин, приводящих к следствиям в виде результатов деятельности и достижения цели; разрабатывать структуры руководства объектом; разрабатывать штатное расписание подразделений и организаций; разрабатывать или анализировать любые документы; прогнозировать или анализировать события; разрабатывать и адаптировать автоматизированные системы руководства объектами. [26] Следует отметить, что процесс руководства может быть представлен также по стадиям управленческого цикла и этапам процесса принятия решения. Сопоставим три вышеуказанных процесса (табл. 17.1).
Таблица 17.1 - Содержание процесса руководства
Отношения руководства реализуются в рамках определённых организационных структур. На основании обоснованных ранее уровней организации нами выделяются два принципиально различных уровня деятельности по руководству: общего руководства (институциональный), представленный преимущественно собственниками предприятия и собственно управленческий (непосредственного управления организацией). В соответствии с ситуационным подходом к руководству, признавая взаимодействие руководителя с внешней средой, уровень непосредственного управления организацией можно подразделить на три уровня иерархии, подчеркивая различия взаимодействия для руководства на: высшем уровне: стратегическом (открытый сектор системы); среднем: тактическом, координационном (частично открытый сектор системы); низшем: оперативном уровне управления (закрытый сектор системы).[27] Исходя из сказанного, руководители могут быть подразделены по уровню властных полномочий — на руководителей высшего, среднего и низшего звена, что определяет различие в осуществляемой ими управленческой деятельности (стратегической, тактической, оперативной). Руководство в организациях – это сложное, динамичное отношение, состоящее, как отмечалось выше, из четырёх базовых элементов: руководителя, принимающего управленческое решение и осуществляющего управленческое воздействие; управленческого решения; канала, средств передачи информации, управленческого воздействия и обратной связи; подчинённого, которому предназначается исполнить управленческое решение. Это даёт возможность рассмотреть руководство как действие (воздействие), взаимодействие и как процесс. В зависимости от этого различаются модели руководства: руководство как действие; руководство как взаимодействие, руководство как процесс. Последовательность представления моделей руководства отражает генезис исследования феномена руководства в организации: от линейной модели одностороннего воздействия до модели процесса с учётом места конкретного руководителя в организационной структуре и с акцентом на внутренние и внешние факторы (рис. 17.3). К способам воздействия относятся методы управления (административные, экономические, социально-психологические) и методы влияния (используемые при личном общении, косвенные). В зависимости от особенностей использования способов руководящего воздействия в современной теории организации и управления различают прямое руководство - при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонения от программы, внешнего контроля соблюдения предписаний и опосредованное руководство - апеллирующее к использованию механизмов мотивации работников и контроля результата.[28] По содержанию организационных воздействий можно выделить следующие типы руководства: инструментальный; социально-психологический; силовой; диалогический.
Рис. 17.3 – Модели руководства в организации
Инструментальный тип руководства отражает поведение руководителя, которое возникает и осуществляется в связи с выполнением менеджером своих официально закреплённых служебных обязанностей. Деятельность менеджера, демонстрирующего инструментальный стиль руководства, имеет в основном рациональный характер. Функциональные критерии, такие как экономичность, конкурентоспособность или эффективность имеют приоритет. Менеджеры, ориентированные на решение задач, зачастую проявляют способность формулировать довольно рациональные и эффективные точки зрения и осуществлять свое поведение в направлении поставленной цели. Социально-психологический тип руководства характеризуется преимущественной ориентацией на отношения, связанные с личными пристрастиями и симпатиями или антипатиями работников друг с другу, основанными на одних и тех же или совершенно различных нормах и ценностях, сходных или отличающихся объектах отождествления и т. п. Силовой тип руководства основывается на использовании власти -способности и возможности руководителя оказывать определяющее воздействие на поведение других людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, прав, насилия и т. п. Он связан с попыткой расширения собственных возможностей влиять на поведение других людей или противостоять чужому влиянию. Диалогический тип руководства проявляется в том, что каждый из участников наделен определенными правами при реализации своих задач, которые выражаются во взаимодействии сторон с целью их реализации. Поэтому отношения руководства в этом случае не могут быть сведены к однонаправленным воздействиям даже при иерархически расположенных участвующих сторонах, так как в этом случае не гарантировано адекватное выражение их интересов. Диалог сторон реализуется, как правило, в форме переговоров и является цивилизованным средством разрешения противоречий между интересами разных организационных единиц и работников, уточнения и согласования их позиций, выработки скоординированной программы действий. Следует отметить, что конкретный руководитель в организации может демонстрировать в различных ситуациях либо какой-то один тип руководства, либо различные комбинации нескольких, либо все типы. Под стилем руководства (управления) понимаются особенности служебного поведения руководителя. Это способы, с помощью которых руководитель предпочитает строить отношения по руководству с подчинёнными в рамках определённой организационной структуры управления. Стиль руководства, прежде всего, обусловлен влиянием среды, типом руководства и способами воздействия.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.007 с.) |