Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство является необходимым атрибутом государства. Однако если унитарное государство непосредственно делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, территория которых подразделяется в свою очередь на административно-территориальные единицы. Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве и иные нормативные правовые акты субъекта РФ. Административно-территориальное устройство субъекта РФ — это научно обоснованное разделение его территории на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей и сложившейся инфраструктуры. Границей административно-территориального образования является закрепленная в установленном порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления. Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ, как правило, совпадают с границами соответствующих муниципальных образований. Научно обоснованное разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы базируется на принципах. 16.6. Административно-территориальное устройство субъектов... 371 Важнейшим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плотности населения, тяготение населенных пунктов к определенным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формирования эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Вторым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать соответствие - а исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы. Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный принцип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его компактного проживания в рамках одной административно-территориальной единицы. Цель этого принципа — развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп малочисленных народов, проживающих на территории субъекта РФ. Четвертым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать максимальное приближение к населению как государственного аппарата, так и органов местного самоуправления. Обязательным принципом административно-территориального устройства субъектов РФ является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых, упразднении существующих административно-территориальных единиц. Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно-территориального деления субъекта Федерации, имеющая Установленный законодательством статус и наименование. Виды административно-территориальных единиц многообразны. Территория субъекта РФ делится в первую оче-Редь на сельские районы, и города. 372 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ Сельский район — административно-территориальное образование, не входящее в состав других административно-территориальных образований, состоящее из нескольких сельсоветов, поссоветов и (или) городов районного значения и имеющее единый административный центр. Разновидностью сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ. Так, в Алтайском крае имеется Славгородский немецкий национальный район.
Город краевого (областного, республиканского) значения — административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. Город краевого (областного, республиканского) значения должен насчитывать не менее 50 тыс. человек. Крупные города делятся на внутригородские районы. Внутригородской район — административно-территориальное образование, входящее в состав города краевого (областного, республиканского) значения, состоящее из части его территории и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. На территории субъекта Федерации имеются города районного значения — административно-территориальное образования, входящие в состав сельского района, состоящие из города с прилегающими к нему землями, необходимыми для развития и обслуживания города. Город районного значения должен насчитывать не менее 11—15 тыс. человек. Численность населения города регулируется законами об административно-территориальном устройстве каждого субъекта РФ по-разному. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. 16.6. Административно-территориальное устройство субъектов... 373 На территории сельского района находятся поселки и села. Поселок городского типа (рабочий, курортный, дачный) — территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры либо основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью населения не менее 3000 человек. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Сельский населенный пункт — село, деревня, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. Сельское поселение — территориальная единица, состоящая из нескольких объединенных обшей территорией сельских населенных пунктов, границы которой совпадают с границами муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения. На территории субъекта РФ может находиться закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). ЗАТО — это административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Например, в Московской области находятся три ЗАТО: город Крас-нознаменск, поселок Восход, поселок Молодежный.
Административным центром административно-территориального образования является городской или сельский населенный пункт, расположенный на территории соответствующего административно-территориального образования, который в установленном порядке определен в качестве местонахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления. В последние 20 лет появились новые, нетрадиционные административно-территориальные единицы. Так, террито- 374 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ рия города Москвы делится на округа, округа — на городские районы. В результате укрупнения субъектов РФ, объединения двух и более субъектов Федерации некоторые бывшие субъекты РФ стали административно-территориальными единицами с особым статусом. Так, Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № б-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» в ч. 1 ст. 5 закрепил, что в составе нового субъекта РФ в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. Этот особый статус устанавливается федеральными законами, уставом (конституцией) и законами нового субъекта РФ. Особый статус административно-территориальных единиц предполагает сохранение за ними территории, которую они имели до объединения с другими субъектами РФ. В уставах вновь образованных субъектов РФ имеются специальные нормы об этнических меньшинствах, проживающих на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В структуре исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может действовать специальный исполнительный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом. Так, в Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководитель которого (министр) является префектом — представителем края на территории округа.
В Пермском крае Законодательное собрание состоит из 60 депутатов, двое из которых представлены по квоте, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Аналогичная норма имеет место в Красноярском крае. Другие административно-территориальные единицы с особым статусом аналогичного представительства в парламенте субъекта РФ не имеют. Решение вопросов административно-территориальном устройства отнесено к компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Так, к вопросам административно-территориального устройства законодательного органа Литература государственной власти субъекта Федерации, как правило, относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление и перенос административных центров районов; рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам или их переименовании. К ведению исполнительного органа власти субъекта РФ (губернатор, глава администрации) относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение городов районного подчинения, поселков (рабочих или дачных), сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и других типов сельских населенных пунктов); внесение в законодательный орган государственной власти субъекта проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства; подготовка материалов с предложениями о присвоении наименований административно-территориальным единицам и их переименовании, направление их в законодательный орган государственной власти; присвоение имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед государством, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов; регистрация, учет и систематизация административно-территориальных единиц субъекта Федерации. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Перечислите основные элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ и лайте определение каждого из них. 2. Назовите особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ. 3. Дайте характеристику предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. 4. Что вы знаете о правовом регулировании национально-культурной автономии в Российской Федерации? 5. Расскажите об административно-территориальном устройстве субъектов РФ (понятие, принципы, виды). Литература
1. Анненкова, В. Г. Модернизация федеративных отношений и укрепление единства Российской Федерации /376
Глава 1 6. Конституционно-правовой статус субъектов РФ В. Г. Анненкова // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуднен-ко. - Т. 2. - М, 2009. - С. 19-24. 2. Витрук, Н. В. Конституционный принцип «верности федерации* в практике Конституционного Суда Российской Федерации / Н. В. Витрук // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2003. — № 3. 3. Кокатов, А. Я. Актуальные проблемы федеративного устройства России / А. Н. Кокотов. — СПб., 2002. 4. Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития / И. А. Конюхова. — М., 2004. 5. Коркмасова, К. Д. Конституционные основы российского федерализма и общенациональная идея России / К. Д. Коркмасова. - Ростов н/Д, 2002. 6. Кутафий, О. Е. Российская автономия / О. Е. Кута-фин. - М., 2007. 7. Лебедев, А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика) / А. Н. Лебедев. - М., 1999. 8. Левин, И. Д. Суверенитет / И. Д. Левин. - СПб., 2003. 9. Насибуллин, Р. А. Русские дореволюционные государ-ствоведы о федерализации России / Р. А. Насибуллин // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. - Т. 2. - С. 9-18. 10. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994. 11. Ромашов, П. А. Основные конституционно-правовые элементы особого статуса административно-территориальной единицы / П. А. Ромашов. — Пермь, 2008. 12. Хабриева, Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации / Т. Я. Хабриева. — М., 2003. 13. Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. С. А. Авакьяна. - М., 2006. 14. Чиркин, В. Е. Современное федеративное государство / В. Е. Чиркин. - М., 1997.
Раздел VI ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
•
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.034 с.) |