Конституционно-правовая природа Российской Федерации 335 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовая природа Российской Федерации 335



ставительным) органом государственной власти субъек­та Федерации, так и референдумом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Устав может приниматься только законодательным (представитель­ным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Консти­туции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контроля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъек­тов РФ."

В-третьих, федеративное устройство Российской Феде­рации основано на принципе ее государственной целостно­сти. Гарантиями государственной целостности Российской Федерации являются предписания Конституции РФ:

- о целостности и неприкосновенности ее территории;

- единстве экономического пространства, предполагаю­щем отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемеще­ния товаров, услуг и финансовых средств;

- верховенстве Конституции РФ и федеральных зако­нов на всей территории России;

- едином гражданстве Российской Федерации;

- об отсутствии у субъектов РФ права выхода из соста­ва Федерации или иного изменения статуса без согла­сия Российской Федерации;

В-четвертых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы госу­дарственной власти. Государственная власть Российской Федерации реализуется через систему высших органов го-ударственной власти РФ и органы государственной вла­сти всех субъектов Федерации. Единство системы органов государственной власти в Российской Федерации обуслов-ено: единством источника власти — российский много-ациональный народ; единством принципов построения стемы органов государственной власти; единством целей Деятельности системы органов государственной власти.

'-пятых, в основе федеративного устройства России

ежит принцип разграничения предметов ведения и полно-

и между органами государственной власти Российской

- ерации и органами государственной власти субъек- 336 Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

тов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государ­ственной власти в Российской Федерации подразделяются; на исключительную компетенцию федеральных органов го­сударственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совмест­ную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) и исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяе­мую «по остаточному принципу* и закрепляемую консти­туциями и уставами субъектов РФ.

В-шестых, федеративное устройство Российской Феде­рации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Равноправие народов Российской Федерации означа­ет равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической, социальной жизни.

Самоопределение наций вытекает из суверенитета на­ций, означающего право на самостоятельное решение во­просов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности. Этот принцип закреплен международ­ными документами.

Формой самоопределения народов в Российской Фе­дерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граж­дан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов со­хранения самобытности, развития языка, образования, на­циональной культуры (Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при от­несении себя к определенной этнической общности; добро­вольной самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с госу­дарственной поддержкой; уважения языка, культуры, тра­диций и обычаев граждан различных этнических общно­стей; законности.

Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям коренных малочисленных народов в соответствии с обще-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.006 с.)