Глава 1 6. Конституционно-правовой статус субъектов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 6. Конституционно-правовой статус субъектов РФ



16.3. Предметы ведения и полномочия субъектов...

лизия породила конфликты по вопросам бюджетных пла­тежей. Сложилась ситуация, когда основная экономическая деятельность ведется на территории автономного округа, а платежи изымаются в краевой, областной бюджеты. Это было характерно, например, для отношений между Ханты-Мансийским автономным округом и Тюменской областью.

Проблема соотношения их статуса была предметом рас­смотрения Конституционного Суда РФ, который постано­вил, что вхождение автономного округа в состав края, обла­сти не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утра­чивает элементы своего статуса — территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. «Вхождение* не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Федерации, поскольку он впра­ве по своему усмотрению распоряжаться тем объемом пол­номочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ.

Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и на­селения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государ­ственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответ­ствующих субъектов РФ и договором между их органами государственной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов РФ край, область, автономный округ как самостоя­тельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на до­бровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономно­го округа.

Отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов государственной власти края, области на автономный округ (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Кон­ституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области»).

Города федерального значения в составе Российской Федерации

Спецификой правового статуса городов федерального значения в составе Российской Федерации является соче­тание одновременно статуса субъекта РФ и статуса насе­ленного пункта — города. Правовой статус Москвы можно рассматривать в четырех аспектах:

1) Москва как населенный пункт — город;

2) Москва как субъекг РФ;

3) Москва — столица Российской Федерации;

4) Москва — административный центр другого субъекта Федерации — Московской области.

Отличительной особенностью краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов от республик является наличие в качестве основ­ного закона — устава. Устав принимается только законо­дательным органом государственной власти перечисленных субъектов РФ. Специальный орган для изменения устава не создается. Поправки в устав могут вноситься как квали­фицированным, так и простым большинством голосов де­путатов законодательного органа государственной власти (Москва, Тюменская область).

16.3. Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия субъектов РФ можно подразделить на два вида: 1) совместные предметы веде­ния и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, определенные в ст. 72 Конституции РФ; 2) исключитель­ные полномочия и предметы ведения субъекта РФ. Они устанавливаются на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч- 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов РФ, не затраги­вающие конституционные основы и прерогативы федераль­ного законодателя, определяются ими самостоятельно.

Совместные предметы ведения и полномочия Россий­ской Федерации можно классифицировать по следующим группам. 362



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.004 с.)