Национального вопроса в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национального вопроса в Российской Федерации



В результате миграционных процессов на территории России имеются народы —вепсы, греки, поляки, армяне, азербайджанцы, молдаване, цыгане и другие, которые ни­когда не имели в России своей национальной государствен­ности и не проживают компактно на сколько-нибудь зна­чительной территории. Такие группы населения принято называть национальными меньшинствами. Национальным меньшинством может считаться такая группа населения, которая стремится сохранить и развить свои национальные, языковые, культурные и иные особенности.

Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 27 предусматривает, что «в тех странах, где

существуют этнические, религиозные и языковые мень­шинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими чле­нами той же группы пользоваться своей культурой, ис­поведовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». Из этой нормы вытекает право национальных меньшинств на свое национальное са­мовыражение. Возможной формой самовыражения нацио­нального меньшинства является культурно-национальная автономия, которая не предполагает право на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно нано­сить ущерб интересам других этнических общностей.

Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации урегулированы Федеральным за­коном от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия в Российской Федерация — это форма национально-культурного само­определения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной эт­нической общности, находящейся в ситуации национально­го меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельно­го решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Исходя из данного определения можно выделить прин­ципы национально-культурной автономии:

• свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

• самоорганизация и самоуправление;

• многообразие форм внутренней организации нацио­нально-культурной автономии;

• сочетание общественной инициативы с государствен­ной поддержкой;

• уважение языка, культуры, традиций и обычаев граж­дан различных этнических общностей;

• законности.

Организационные основы национально-культурной ав­тономии определяются спецификой расселения граждан °ссийской Федерации, относящих себя к определенным эт­ическим ^общностям, и уставами национально-культурных автономии. Примером национально-культурной автономии 368

Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

могут быть армянское, азербайджанское и т.п. землячества в городах и регионах России. Национально-культурная ав­тономия может быть местной, региональной, федеральной.

Местная национально-культурная автономия учреж­дается на общем собрании (сходе) граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и постоянно проживающих на территории со­ответствующего муниципального образования. Учредите­лями местной национально-культурной автономии наря­ду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соот­ветствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к опреде­ленной этнической общности, на конференции (съезде) мо­гут учредить региональную национально-культурную авто­номию в пределах субъекта РФ.

Делегаты региональных национально-культурных ав­тономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учре­дить федеральную национально-культурную автономию.

Финансирование деятельности национально-культурных автономий осуществляется за счет средств: национально-культурных автономий, их учреждений, организаций, част­ных лиц; бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе предусматривать в бюджетах субъектов Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного са­моуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организа­циям государственное и муниципальное имущество в соб­ственность или аренду в порядке, установленном законода­тельством РФ и законодательством субъектов РФ.

Важной целью национально-культурной автономии явля­ется обеспечение права на сохранение, развитие и использо­вание национального (родного) языка. Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор

16.5. Национально-культурная автономия...

языка воспитания и обучения в рамках тех возможностей, которые предоставляются системой образования в соответ­ствии с законодательством России и ее субъектов.

Для достижения этой цели национально-культурные автономии могут: образовывать негосударственные (обще­ственные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке; создавать негосударственные (общественные) об­разовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке; разрабатывать учебные программы, учеб­ники, другую учебную литературу, необходимые для обе­спечения права на получение образования на национальном (родном) языке; участвовать в разработке государственных общеобразовательных стандартов, а также примерных про­грамм для государственных и муниципальных образова­тельных учреждений с обучением на национальном (род­ном) языке и т.п.

Национально-культурная автономия вправе: ^ получать поддержку со стороны органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной само­бытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

^ обращаться в органы законодательной (представи­тельной) и исполнительной власти, органы местно­го самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

^ создавать СМИ в порядке, установленном законода­тельством РФ, получать и распространять информа­цию на национальном (родном) языке; ^ сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

^ следовать национальным традициям и обычаям, воз­рождать и развивать художественные народные про­мыслы и ремесла;

^ создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функциони­рование в соотвегствии с законодательством РФ; ^ участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; 370 Глава 16. Конституционна-прав о вой статус субъектов РФ

^ устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гу­манитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.008 с.)