Глава 17. Система органов государственной власти в Российской Федерации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Система органов государственной власти в Российской Федерации



 

17.1. Понятие и признаки органа государственной власти

Закрепленная в ст. 3 Конституции РФ власть народа осу­ществляется через органы государственной власти. Прежде чем дать характеристику системы и видов органов государ­ственной власти в России, следует определиться с понятием органа государственной власти и его признаков. Для органа государственной власти РФ характерен ряд признаков.

1. Орган государственной власти — гражданин или груп­па граждан Российской Федерации. Так, Президент России как орган государственной власти состоит из одного граж­данина, отвечающего требованиям ст. 81 Конституции РФ, избранного в установленном федеральным законом поряд­ке. Верховный Суд РФ, будучи коллегиальным органом, со­стоит из группы граждан России, отвечающих требованиям ст. 119 Конституции РФ и федерального закона.

2. Орган государственной власти создается для решения стоящих перед государством задач и функций. Например, основными функциями законодательных органов государ­ственной власти согласно Конституции РФ являются зако­нодательная и представительная. Функциями органов госу­дарственного управления (Правительство РФ, аналогичные органы субъектов Федерации) признаются исполнительная и распорядительная. Судебные органы создаются для осу­ществления правосудия, органы прокурорского надзора -для осуществления надзора за законностью.

3. Орган государственной пласты образуется в установ­ленном Конституцией РФ и федеральным законом поряд­ке. Так, законодательные (представительные) органы го-

17.2. Система органов государственной власти России

сударственной власти, а также Президент РФ избираются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Председатель Правительства РФ, прокуроры назначаются.

4. Важнейший признак органов государственной вла­сти — наличие властных полномочий, которые складывают­ся из ряда взаимосвязанных элементов. В их числе: издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, их должностными лицами, общественными объединениями и гражданами; обеспече­ние выполнения установленных этими правовыми актами предписаний методами убеждения и принуждения; мате­риальное обеспечение выполнения предписаний правовых норм в рамках собственной компетенции.

5. Органы государственной власти действующ в уста­новленном Конституцией РФ порядке. Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти являются сессии, исполнительных органов государственной власти — заседания, судебных ор­ганов — осуществление конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, ор­ганов прокуратуры — протест на противоречащий закону правовой акт, судебные решения и приговоры, представле­ние прокурора о возбуждении уголовного дела или произ­водства об административном нарушении, участие в рас­смотрении дол судами.

6. Органы государственной власти в совокупности со­ставляют единую систему, являются частями единого го­сударственного аппарата.

Таким образом, орган государственной власти РФ пред­ставляет собой лицо или группу лиц, являющихся россий­скими гражданами, создаваемый для решения задач и функ­ций российского государства, образуемый и действующий в установленном Конституцией РФ порядке, наделенный государственно-властными полномочиями и являющийся частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

17.2. Система органов государственной власти России

Совокупность органов государственной власти РФ об-единую систему органов государственной власти, 380

Глава 17. Система органов государственной власти в РФ

1 12. Система органов государственной власти России

обусловленную их тесной взаимосвязью, взаимодействием и взаимозависимостью. Единство системы органов государ­ственной власти обусловлено наличием на всех уровнях ее функционирования общего и единственного источника — многонационального народа Российской Федерации, кото­рый вправе осуществлять свою власть как непосредствен­но, так и через систему органов государственной власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Основой системы органов государственной власти явля­ется их организационное единство, поскольку одни орга­ны назначаются другими, одни руководят деятельностью других, подконтрольны или подотчетны другим. Единство системы органов государственной власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В соответствии с принципом разделения властей в систе­ме органов государственной власти принято выделять три вида органов государственной власти: законодательные, ис­полнительные и судебные, которые составляют подсистемы единой системы органов государственной власти России.

Законодательные (представительные) органы государ­ственной власти — это прежде всего Федеральное Собра­ние РФ и законодательные (представительные) органы го­сударственной власти субъектов РФ. Основная особенность этих органов заключается в их представительном составе, так как они избираются народом, выражают волю россий­ского многонационального народа или его части, придают ей общеобязательный характер.

Законодательные (представительные) органы государ­ственной власти являются постоянно действующими выс­шими и единственными органами законодательной власти соответственно Российской Федерации и субъектов Фе­дерации. Они принимают законы — акты высшей юриди­ческой силы, которым должны соответствовать правовые акты других органов государственной власти, а также ор­ганов местного самоуправления. Посредством законов за­конодательные органы государственной власти определя­ют правовой статус иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решают основные во­просы государственной жизни.

Исполнительные органы государственной власти вклю­чают Президента России; Правительство РФ; федеральные

министерства, государственные комитеты; высших долж­ностных лиц субъектов РФ (руководителей высших испол­нительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов РФ.

Исполнительные органы государственной власти вы­полняют две основные функции; исполнительную и распо­рядительную. Исполнительная функция заключается в ис­полнении актов законодательных органов государственной власти и правовых актов вышестоящих исполнительных органов государственной власти. Распорядительная функ­ция предполагает организацию исполнения этих актов по­средством своих распоряжений. Свои акты органы испол­нительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Фе­дерации, федеральных законов и законов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти по территории деятель­ности подразделяют на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные — это Президент РФ, Правительство РФ, феде­ральные министерства, государственные комитеты, ведомства. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации — это высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства субъектов Федерации, их ми­нистерства, комитеты.

По характеру полномочий исполнительные органы госу­дарственной власти принято классифицировать на органы общей компетенции, решающие все общие вопросы государ­ственного управления, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами государ­ственного управления. К числу органов общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, высшие долж­ностные лица субъектов РФ (руководители высших испол­нительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов Федерации.

Исполнительные органы государственной власти специ­альной компетенции делят на отраслевые, ведающие во­просами отдельной сферы государственного управления (министерства), и межотраслевые, решающие определен­ные вопросы в сферах государственного управления (Фе­деральная антимонопольная служба).

Исполнительные органы государственной власти также ринято делить на коллегиальные и единоначальные. К кол- 382



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.005 с.)