Порядок деятельности Совета Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок деятельности Совета Федерации



Основной формой деятельности Совета Федерации яв­ляются весенняя и осенняя сессии, в течение которых прово­дятся заседания палаты и ее органов, парламентские слуша­ния, дни Совета Федерации в субъектах РФ, работа членов Совета Федерации в субъектах РФ.

Каждому члену Совета Федерации отводится в зале за­седаний Совета Федерации постоянное место, оформленное табличкой с указанием его фамилии, инициалов, а также обо­рудованное необходимыми для работы электронными и тех­ническими средствами. Для Председателя Совета Федера­ции и заместителей Председателя Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты.

В зале заседаний Совета Федерации отводятся места для Президента РФ, Председателя Правительства РФ, де­путатов Государственной Думы, членов Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражно­го Суда РФ и руководителей других органов государствен­ной власти.

Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются СМИ. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседа­ния, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Феде­рации или группой членов Совета Федерации численно­стью не менее 25 человек.

Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и при­нимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых во­просов, задавать вопросы, давать справки. Липам, присут­ствующим на заседании Совета Федерации, по решению Совета Федерации может быть предоставлено слово для выступления.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необ­ходимости, но не реже двух раз в месяц, в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего за­седаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее — с 16 до 18 часов.

20.3. Совет Федерации

Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляет­ся до 10 дней для работы в субъектах РФ, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект РФ и обратно.

Внеочередное заседание Совета Федерации может со­зываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его веде­нию, либо по предложению не менее одной трети от обще­го числа членов Совета Федерации. Предложение комите­та, комиссии Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Фе­дерации.

Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания па­латы. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация. За­седание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа чле­нов Совета Федерации.

Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Вопросы подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Со­вета Федерации в следующем порядке;

а) послания и обращения Президента РФ;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, от­носящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ;

в) проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ. одобренные Государственной Думой; федеральные консти­туционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Фе­дерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ;

г) предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ;

л) предложения о направлении запросов Совета Феде-Рации в Конституционный Суд РФ.

•заседание Совета Федерации ведет председательствую­щий, которым может быть Председатель Совета Федерации, 4Б6 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Председательствующий на заседании Совета Федера­ции: объявляет об открытии и о закрытии заседания; ведет заседание палаты; предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок; предоставляет слово по порядку ведения заседания; ставит на голосование проекты актов Совета Федерации, другие вопросы в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации; организует голосование и подсчет голо­сов, оглашает результаты голосования и тд.

В ходе заседания Совета Федерации председатель­ствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать вы­ступления, давать характеристику выступающим. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до при­нятия решения по обсуждаемому вопросу другому пред­седательствующему.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; высту­пление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кан­дидатуре; выступление по мотивам голосования; выступле­ние по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

Продолжительность доклада, содоклада, заключитель­ного слова и выступления кандидата на выборную (назна­чаемую) должность устанавливается председательствую­щим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную (назначаемую) должность, но она не должна превышать: 15 минут — для доклада, 10 минут — для содоклада, 5 ми­нут — для заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность.

Для выступления в прениях предоставляется до пяти минут, для выступления по обсуждаемой кандидатуре, по порядку ведения заседания, для предложения, справки, информации, заявления, обращения — до трех минут, для выступления по мотивам голосования, вопроса к доклад-

20.3. Совет Федерации

чику и содокладчику (содокладчикам) — до одной минуты. По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, приняв­ших участие в голосовании, но не менее чем одной четвер­тью голосов от общего числа членов Совета Федерации, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повест­ки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления.

По истечении установленного времени микрофон вы­ступающего отключается без предупреждения. Предсе­дательствующий вправе продлить время для выступле­ния по просьбе выступающего, но но более чем на одну минуту.

Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, за исключением тех, для которых Регламентом установ­лен иной порядок рассмотрения, рассматриваются Сове­том Федерации в следующем порядке: доклад; содоклад (содоклады); вопросы к докладчику и содокладчику (со­докладчикам); выступления в прениях; заключительное слово докладчика; заключительное слово содокладчика (содокладчиков); выступления по мотивам голосования по принятию проекта акта Совета Федерации за основу; голосование по принятию проекта акта Совета Федерации за основу; обсуждение поправок к проекту акта Совета Фе­дерации и голосование по ним; голосование по принятию акта Совета Федерации в целом.

После принятия решения о прекращении прений пред­седательствующий на заседании Совета Федерации выяс­няет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия палаты предоставляет ему слово. Члены Совета Федерации, не выступившие в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные (на­значаемые) должности имеют право на заключительное слово.

В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для оглашения предложений, заявлений, обраще­нии, информирования, дачи справок. На каждое выступле­ние выделяется не более трех минут.

Члены Совета Федерации вправе распространять в зале заседаний Совета Федерации документы и материалы, от­носящиеся к вопросам, включенным в повестку дня. Любые 468

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

документы и материалы должны быть подписаны инициа­тором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем Совета Федерации либо по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование на заседании Совета Федерации осущест­вляется с использованием электронной системы или бюл­летенями. Голосование на заседании Совета Федерации осушс-ствляется с использованием электронной системы, если палатой не принято иное решение.

Решение о способе голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа чле­нов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации.

Для проведения голосования бюллетенями Совет Феде­рации создает из числа своих членов Счетную комиссию, которая является рабочим органом заседания Совета Фе­дерации.

Голосование может быть открытым с помощью элек­тронной системы, если палатой не принято иного решения. На каждом заседании Совета Федерации перед началом ис­пользования электронной системы член Совета Федерации может получить лично или зарегистрировать свою персо­нальную карточку. Персональные карточки, не прошедшие регистрацию на текущем заседании Совета Федерации, счи­таются недействующими, а их использование блокируется.

Тайное голосование проводится с использованием элек­тронной системы или бюллетенями. По результатам тай­ного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. Результаты тайного голосования объявляются Счетной ко­миссией на заседании Совета Федерации.

Поименное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому более чем одной пятой от чис­ла членов Совета Федерации, принявших участие в голосо­вании, но не менее одной десятой от общего числа членов Совета Федерации, с использованием электронной системы или именными бюллетенями.

Отчеты о результатах поименных голосований включа­ются в стенограмму заседания Совета Федерации и могут

Совет Федерации

быть опубликованы в СМИ. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмо­трен Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации. По процедурным вопросам решение принимается большин­ством голосов членов Совета Федерации, принявших уча­стие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голо­сов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Регламентом.

Совет Федерации принимает постановления по вопро­сам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, феде­ральными конституционными и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Фе­дерации.

По общеполитическим и социально-экономическим во­просам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и по­становления палаты.

Совет Федерации вправе принимать участие в парла­ментском расследовании. Для этого создается парламент­ская комиссия на паритетных началах с Государственной Думой.

На заседаниях Совета Федерации проводится «прави­тельственный час», на котором руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководители государственных внебюджетных фондов дают ответы на вопросы членов Совета Федерации. Пред­седатель Правительства РФ приглашается на заседание па­латы не реже одного раза в год.

Совет Федерации на заседании вправе направить парла­ментский запрос установленному Регламентом кругу орга­нов и должностных лиц.

Устный ответ на парламентский запрос Совета Федера­ции должностное лицо дает на ближайшем заседании Со­вета Федерации или в установленный палатой срок. Пись­менный ответ на парламентский запрос Совета Федерации Должностное лицо направляет в Совет Федерации не позд­нее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса Совета Федерации, если иной срок не установлен Советом Федерации. Он оглашается председательствую­щим на заседании Совета Федерации. Копии письменного 470 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

ответа направляются всем членам Совета Федерации в те­чение пяти дней после его получения.

Совет Федерации может принять решение о повторном направлении парламентского запроса, в случае если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным.

Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. Они проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам их ведения или группы членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек. Парламентские слушания могут проводить­ся совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы, парламентами иностранных государств. Совет Фе­дерации может проводить как открытые, так и закрытые парламентские слушания.

Представители СМИ и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются. По итогам пар­ламентских слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы. Указанные документы утверждаются комитетом (комиссией) палаты, ответственным за подго­товку проведения парламентских слушаний, или Советом палаты, либо Советом Федерации.

Материалы открытых парламентских слушаний осве­щаются в СМИ. Материалы и стенограммы парламентских слушаний в течение 10 дней передаются в Парламентскую библиотеку.

По решению Совета Федерации, Совета палаты в Совете Федерации могут проводиться форумы, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия по вопросам ведения палаты. Инициаторами проведения этих меропри­ятий могут быть Совет палаты, Председатель Совета Феде­рации, комитеты, комиссии Совета Федерации.

В Совете Федерации могут проводиться пресс-конфе­ренции Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, председателей и заме­стителей председателей комитетов, комиссий Совета Фе­дерации, членов Совета Федерации. Порядок проведения пресс-конференций в Совете Федерации устанавливается Председателем Совета Федерации.

Специфической формой деятельности Совета Федера­ции являются Дни Совета Федерации, которые по решению Совета палаты могут проводиться в субъектах РФ. Цель

Государственная Дума

этого мероприятия — представление субъекта РФ в Совете Федерации.

Ежегодной формой подведения итогов деятельности Со­вета Федерации по мониторингу законодательного обеспе­чения основных направлений внутренней и внешней поли­тики РФ является подготовка доклада Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации. Доклад представляется, как правило, на первом заседании весенней сессии Председателем Совета Федерации.

Обеспечение деятельности Совета Федерации осущест­вляет Аппарат Совета Федерации, который обладает пра­вами юридического лица. Структура Аппарата Совета Фе­дерации утверждается Председателем Совета Федерации. Аппарат Совета Федерации осуществляет правовое, орга­низационное, информационное, документационное обе­спечение деятельности Совета Федерации, парламентских слушаний и других мероприятий, проводимых палатой.

20.4. Государственная Дума

Состав и срок полномочий

Государственная Дума является палатой парламен­та, призванной представлять интересы населения России в целом. В ней происходит согласование правил поведения между различными социальными группами, группами ин­тересов, финансовыми группами. В Государственной Думе эти правила согласуются текстуально и становятся закона­ми. Таким образом, происходит лоббирование различными группами населения норм, направленных на самоограниче­ние и ограничение других.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Поря­док их избрания подробно регулируется Федеральным за­коном «О выборах депутатов Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации*.

Депутаты Государственной Думы избираются по феде­ральному избирательному округу пропорционально чис­лу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в Депутаты Государственной Думы. Федеральный избира­тельный округ, по которому избираются депутаты Госу­дарственной Думы, включает в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории Рос- 472

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

сийской Федерации, считаются приписанными к федераль­ному избирательному округу.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Фе­дерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Го­сударственной Думы не может быть депутатом иных пред­ставительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Срок полномочий Государственной Думы после изме­нения, внесенного в Конституцию РФ в 2008 г., составляет пять лет. Такой срок позволяет вновь избранным депутатам приобрести знания, профессиональные навыки законотвор­ческой деятельности, наладить парламентский контроль. Вместе с тем этот срок позволяет гарантировать сменяе­мость депутатского состава.

Конституция РФ допускает возможность досрочного прекращения полномочий Государственной Думы в сле­дующих случаях.

1. После трехкратного отклонения представленных кан­дидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правитель­ства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).

2. В случае выражения Государственной Думой недове­рия Правительству РФ Президент вправе объявить об от­ставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в тече­ние трех месяцев повторно выразит недоверие Правитель­ству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правитель­ства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

3. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Прави­тельству РФ. Если Государственная Дума в доверии отка­зывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).

Конституция РФ предусматривает три ситуации, при которых недопустимо досрочное прекращение полномочий Государственной Думы.

Государственная Дума

Во-первых, Государственная Дума не может быть рас­пущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Консти­туции РФ, в течение года после ее избрания.

Во-вторых, Государственная Дума не может быть распу­щена с момента выдвижения ею обвинения против Прези­дента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

В-третьих, Государственная Дума не может быть рас­пушена в период действия на всей территории РФ военно­го или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.032 с.)