Срок полномочий и ответственность Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Срок полномочий и ответственность Президента Российской Федерации



Срок полномочий Президента России — шесть лет.

Основания досрочного прекращения полномочий Прези­дента России предусмотрены ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Их можно подразделить на два вида. Первый — обстоятель­ства, наступающие по инициативе и волеизъявлению Пре­зидента РФ. В их числе: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, Второй вид — досрочное прекращение полно­мочий в силу обстоятельств, не зависящих от воли Прези­дента. Это отрешение от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех меся-пев с момента досрочного прекращения исполнения полно­мочий.

Кроме перечисленных в Конституции РФ возможны и другие основания досрочного прекращения полномочий Президента: смерть, выезд за пределы России на постоян­ное место жительства, выход из гражданства России и по­лучение гражданства другого государства.

Отставка — довольно широкий по содержанию термин, применимый ко всем основаниям досрочного прекращения полномочий Президента. Поэтому в случае принятия фе­дерального закона о статусе Президента РФ следовало бы добавить термин «добровольная» отставка и урегулировать ее процедуру. Отсутствует также законодательное регули­рование процедуры реализации прекращения полномочий Президента в связи со стойкой неспособностью по состоя­нию здоровья исполнять полномочия1, что требует более подробной правовой регламентации.

Формой ответственности Президента РФ является отре­шение его от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения против Прези­дента РФ для отрешения его от должности может быть вне­сено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы и должно содержать кон­кретные указания на признаки преступления, предусмо-

1 См.: Крзобаена Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дисс. -канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 27—28.

19.3. Срок полномочий и ответственность Президента...

тренного ст. 93 Конституции РФ, которое вменяется в вину Президенту РФ. Затем предложение о выдвижении обвине­ния против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой с учетом пропорционального представительства фракций, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Специальная комиссия проверяет обоснованность вы­движения обвинения против Президента РФ, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, пра­вильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных регламентом, до при­нятия Государственной Думой решения о выдвижении об­винения.

Проект постановления о процедуре обсуждения пред­ложения о выдвижении обвинения против Президента РФ вместе со списком приглашаемых экспертов и других лиц вносятся специальной комиссией в Совет Государственной Думы, который направляет его не позднее чем за три дня до дня заседания Государственной Думы депутатам Госу­дарственной Думы, Президенту РФ и вносит проект поста­новления на рассмотрение Государственной Думы,

Палата большинством голосов от общего числа депута­тов Государственной Думы принимает проект постановле­ния за основу, а если нет письменных поправок, то прини­мает его в целом. В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ принимают участие де­путаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеют представители фракций.

По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты при­нимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предло­жению о выдвижении обвинения.

Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной из­мене или совершении иного тяжкого преступления в пя­тидневный срок направляется в Совет Федерации, а также оерховный Суд РФ — для дачи заключения о наличии 8 деиствиях Президента признаков преступления, и в Кон- 430

Глава 19. Президент Российской Федерации

ституционный Суд РФ — для дачи заключения о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения.

Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об осно­ваниях выдвижения обвинения против Президента РФ.

Затем слово предоставляется Председателю Конституци­онного Суда РФ для оглашения заключения Конституци­онного Суда РФ о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

После этого заслушивается заключение Комитета Сове­та Федерации по конституционному законодательству.

Президенту РФ либо его представителю предоставляет­ся слово по его желанию.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от долж­ности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.

Решение Совета Федерации об отрешении Президен­та РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Оно считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постанов­лением Совета Федерации.

Если за решение Совета Федерации об отрешении Пре­зидента РФ от должности не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется по­становлением Совета Федерации,

Постановление Совета Федерации незамедлительно до­водится через СМИ до всеобщего сведения.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.07.1999 № Ю-П пришел к выводу, что предусмотренное ч. 3 ст. 92 Конституции РФ положе­ние о временном исполнении Председателем Правитель­ства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президен­том своих полномочий, перечисленных в ч. 2 ст. 92 Кон-

19.4. Основные функции и полномочия Президента...

ституции, а также на иные исключительные случаи, когда Президент своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом ре­шения о временном возложении исполнения обязанностей Президента на Председателя Правительства РФ.

Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать рефе­рендум, а также вносить предложения о поправках и пере­смотре положений Конституции РФ.

19.4. Основные функции и полномочия Президента Российской Федерации

 

 

Основные функции Президента России определены в ст. 80 Конституции РФ. Для реализации функций Пре­зиденту предоставлены соответствующие полномочия, т.е. каждой функции корреспондируют определенные полно­мочия.

Президент России является гарантом Конституции РФ. В этом качестве он должен защищать Конституцию РФ, т.е. обеспечивать ее соблюдение другими органами государ­ственной власти, должностными лицами, иными субъекта­ми. В юридической литературе имеется мнение о том, что полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.07.1995 № 10-П отметил, что это означает отказ от прямого действия Конституции. Поддерживая приоритет законодательного регулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, Конституционный Суд не исключил возмож­ность использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда соответствую­щий круг общественных отношений не урегулирован феде­ральным законом.

Президент не наделен правом оценивать конституцион­ность нормативного акта палаты Федерального Собрания, он лишь может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Президент России является гарантом прав и свобод че­ловека и гражданина. В этом качестве Президент высту- 432

Глава 19. Президент Российской Федерации

пает при реализации всех своих полномочий. Реализация этой функции Президентом происходит через: воздействие на законодательную, исполнительную и судебную власть путем определения основных направлений государствен­ной политики; участие в федеральном законодательном процессе; участие в формировании и функционировании высших органов государственной власти; непосредственное руководство органами власти во всех важных сферах госу­дарственной жизни, а также взаимодействие с ними при ре­шении общегосударственных задач.

Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Фе­дерации, ее независимости и государственной целостности. Для реализации этой функции Президент наделен полно­мочиями Верховного главнокомандующего, который в мир­ное время осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, а в чрезвычайных обстоятельствах осуществляет непосредственное руководство ими.

Президент как глава государства обеспечивает согласо­ванное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти. Отношения Президента РФ с други­ми органами государственной власти строятся на основе принципов самостоятельности и независимости органов государственной власти, с одной стороны, и единства вла­сти — с другой. Необходимость обеспечения единства го­сударственной власти определяет обязанность Президента принимать меры для преодоления разногласий между ор­ганами государственной власти в случаях, когда такие раз­ногласия препятствуют нормальному осуществлению госу­дарственной власти и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Согласительные процедуры используются Президен­том для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов РФ. Формами согласительной процедуры могут быть; переговоры, третей­ский суд, оказание так называемых добрых услуг.

Президент РФ как глава государства определяет основ­ные направления внутренней и внешней политики Россий­ского государства. Эта функция конкретизируется в праве Президента обращаться к Федеральному Собранию с еже­годными посланиями о положении в стране, об основных

19.4. Основные функции и полномочия Президента...

направлениях внутренней и внешней политики государства. Хотя послания Президента адресованы Федеральному Со­бранию, однако они обязательны для исполнения прежде всего Правительством РФ.

Полномочия Президента по реализации основных функ­ций можно классифицировать по сферам общественных от­ношений, в которых они реализуются.

Полномочия Президента России в области прав и сво­бод человека и гражданина. Конституция РФ прежде все­го определяет Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это приоритетные задачи Президента, которые определяют содержание остальных президентских полномочий, реализуемых им как лично, так и через органы государственной власти.

Б широком смысле все полномочия Президента РФ, за­крепленные Конституцией России, федеральными консти­туционными законами и федеральными законами, направ­лены на достижение главной цели — гарантировать права и свободы человека и гражданина.

В узком смысле Президент имеет конкретный перечень полномочий в области правового статуса личности. Пре­жде всего это принятие решений по вопросам гражданства в случаях натурализации, т.е. приобретения гражданства по заявлению определенного лица при соблюдении не­обходимых для этого условий, оптации (перехода части территории одного государства к другому) и т.д. Для пред­варительного рассмотрения вопросов гражданства при Пре­зиденте РФ действует образованная им Комиссия по во­просам гражданства.

К ведению Президента отнесено предоставление полити­ческого убежища. Порядок предоставления политического убежища регулируется Положением о порядке предостав­ления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. К полномочиям Президента относится принятие указа о по­миловании, который принимается в результате рассмотре­ния персонального обращения к Президенту осужденного.

В числе полномочий Президента РФ: награждение го­сударственными наградами; присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. Прези­дент вправе учреждать новые награды. Так, Указом Пре­зидента РФ от 08.08.2000 № 1463 был утвержден Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия —434

Глава 1 9. Президент Российской Федерации

Георгиевском Кресте и их описание. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными па-градами, при Президенте действует образуемая им Комис­сия по государственным наградам. Президент утвердил По­ложение об этой комиссии.

Полномочия Президента России в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием. Во взаимоотношениях с Феде­ральным Собранием Президент РФ назначает выборы Го­сударственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент имеет право на роспуск Государственной Думы в связи с трехкратным отклонением Государствен­ной Думой кандидатур Председателя Правительства, пред­ложенных Президентом (ст. 111 Конституции РФ) и выра­жением Государственной Думой повторно в течение трех месяцев недоверия Правительству. В последнем случае если Государственная Дума выразила недоверие Прави­тельству, то Президент вправе объявить об отставке Пра­вительства либо не согласиться с решением палаты. При повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия Правительству Президент объявляет об отставке Прави­тельства либо распускает Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ).

При проведении парламентского расследования по фак­там грубого и массового нарушения прав человека итого­вый доклад, утвержденный палатами Федерального Собра­ния, направляется Президенту России.

Существенные полномочия принадлежат Президенту России в области законодательного процесса. Они позво­ляют гарантировать со стороны главы государства приня­тие законов, отвечающих интересам соблюдения и зашиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспече­ния охраны суверенитета Российской Федерации, ее не­зависимости и государственной целостности. Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государ­ственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных на­правлениях внутренней и внешней политики государства. Он вправе наложить вето на принятый закон и вернуть его на новое рассмотрение. Причинами отклонения закона мо­жет быть принципиальное несогласие с основными поло-

19.4. Основные функции и полномочия Президента...

жениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона. По­средством выполнения этих полномочий Президент обеспе­чивает и гарантирует единое правовое пространство на всей территории России.

На практике также имеют место регулярные встречи, со­вещания и консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным зако­нопроектам.

Президент назначает своих полномочных представите­лей в Государственной Думе и Совете Федерации. Пред­ставители Президента назначаются иногда и для участия в рассмотрении конкретных законопроектов, вносимых от имени Президента в Государственную Думу.

Полномочш Президента России в сфере взаимоотноше­ний с Правительством РФ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства; в силу ст. 83 и 117 Конституции РФ принимает решение об отставке Правительства РФ без участия Госу­дарственной Думы; по предложению Председателя Прави­тельства назначает на должность и освобождает от долж­ности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Президент представляет Государственной Думе канди­датуру для назначения на должность Председателя Цен­трального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Цен­трального банка.

13 мая 2000 г. Указом Президента в Российской Федера­ции был учрежден институт полномочного представителя в федеральном округе, назначаемого Президентом и ответ­ственного перед ним.

Задачами полномочного представителя являются: ор­ганизация в федеральном округе работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики, сформулированной и адресованной Президентом РФ ор­ганам государственной власти; контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе. 436

Глава 19. Президент Российской Федерации

19.4. Основные функции и полномочия Президента...

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасно­сти РФ, в состав которого входят министры обороны, ино­странных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы безопасности и другие лица.

Президент формирует Администрацию Президента — рабочий орган Президента, исполняющий возложенные на него права и обязанности.

Полномочия Президента России в сфере взаимодействия с судебной властью и прокуратурой. Президент представля­ет Совету Федерации кандидатуры для назначения на долж­ности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов. Президент не только участвует в формировании судебных органов, но способствует совер­шенствованию судебной системы России. С этой цель при нем создан Совет по вопросам совершенствования право­судия.

Президент взаимодействует с органами прокуратуры. Он вносит в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ; предложение об освобождении от должно­сти Генерального прокурора РФ. Поскольку из Конститу­ции РФ и Федерального закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации» вытекает обязательность отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время рас­следования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент РФ во исполнение указанных предпи­саний не только вправе, но и обязан — в отсутствие ино­го регулирования — издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).

Генеральный прокурор ежегодно представляет Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Полномочия Президента России в области формирова­ния и деятельности органов государственной власти субъ­ектов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в слу­чае противоречия этих актов Конституции РФ и федераль­ным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и граж­данина до решения этого вопроса соответствующим судом

(ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Так, Президент РФ приоста­новил своим указом действие постановления администра­ции Красноярского края от 22 февраля 1994 г., которым назначался референдум по проекту краевого закона «Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае», посколь­ку реализация постановления администрации привела бы к нарушению ряда положений федеральной Конституции, в частности ч. 2 ст. 66 и ч. 1 ст. 77, устанавливающих про­цедуру принятия устава края.

Президент РФ осуществляет согласительные процедуры в случае конфликтных ситуаций между органами государ­ственной власти субъектов РФ.

Более подробно основы взаимодействия Президента Рос­сии и законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Они заключаются в следующем.

По представлению Президента России законодательные органы государственной власти субъекта РФ оформляют решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Президент РФ вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта Федерации, отрешить его от должности, распустить законодательный орган государ­ственной власти субъекта РФ в случаях, установленных указанным Федеральным законом.

Полномочия Президента России в области обороны и без­опасности. Президент является Верховным Главнокоманду­ющим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии про­тив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным со­общением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федераль­ным конституционным законом.

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вво­дит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. 438

Глава 1 9. Президент Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.03 с.)