Внутреннее устройство и органы Государственной Думы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутреннее устройство и органы Государственной Думы



Внутреннее устройство и органы Государственной Думы определены Регламентом Государственной Думы. К числу таких органов относятся: Председатель Государственной Думы и его заместители, Совет Государственной Думы, фракции, комитеты и комиссии.

Председатель Государственной Думы, первые замести­тели Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из чис­ла депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидатов на должность Председателя Государствен­ной Думы вправе выдвигать фракции. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае если на долж­ность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем фрак­ции, он вправе совмещать пребывание на указанной долж­ности и руководство фракцией.

Председатель Государственной Думы: а) ведет заседания палаты; б) ведает вопросами внутреннего распорядка пала­ты в соответствии с Конституцией РФ и полномочиями, предоставленными ему Регламентом; в) организует работу Совета Государственной Думы; г) осуществляет общее ру­ководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Коми-

20.4. Государственная Дума

тета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руково­дителя Аппарата и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы, а также выполняет иные функции, предусмотренные Регламентом.

Государственная Дума принимает решение о числе за­местителей Председателя Государственной Думы. Они за­мещают Председателя Государственной Думы в его отсут­ствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность ко­митетов и комиссий Государственной Думы, решают дру­гие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанно­стей между заместителями Председателя Государственной Думы.

Для предварительной подготовки и рассмотрения ор­ганизационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Его членами с правом ре­шающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы. В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государствен­ной Думы. Если фракция имеет в Совете Государствен­ной Думы не более одного представителя, то в отсутствие по уважительной причине такого представителя в заседа­нии Совета Государственной Думы может принимать уча­стие с правом решающего голоса руководитель указанной фракции. В случае отсутствия по уважительной причине и руководителя фракции по его письменному поручению в заседании Совета Государственной Думы может прини­мать участие с правом решающего голоса его заместитель.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе уча­ствовать: полномочные представители Президента и Пра­вительства РФ в Государственной Думе, а также предста­вители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматрива­ется вопрос о законопроектах, внесенных данными субъ­ектами права законодательной инициативы. На заседани­ях Совета Государственной Думы вправе присутствовать 478

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

депутаты Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы решает такие вопросы, как: формирование проекта примерной программы зако­нопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принятие решения о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государ­ственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц; формирование проекта порядка ра­боты очередного заседания Государственной Думы; созыв по предложению Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от обше-го числа депутатов Государственной Думы, или по предло­жению Председателя Государственной Думы внеочередных заседаний палаты и другие важные вопросы.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государ­ственной Думы, который подписывается председательству­ющим на заседании Совета Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федеральных списков кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, объединяются во фракции. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе со­ответствующего федерального списка кандидатов.

Фракция избирает из своего состава руководителя фрак­ции и заместителя руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции она может образовывать руково­дящий орган (руководящие органы). В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Числен­ность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фрак­ции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламен­ту и организации работы Государственной Думы письмен­ное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из со-

20.4. Государственная Дума

става фракции в Комитете Государственной Думы по Ре­гламенту и организации работы Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по Регламенту и органи­зации работы Государственной Думы уведомляет о выходе депутата из состава фракции Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

В случае выхода депутата Государственной Думы из со­става фракции полномочия депутата Государственной Думы прекращаются.

Депутаты Государственной Думы, избранные в соста­ве федерального списка, который получил менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в го­лосовании и не допущенных к распределению депутатских мандатов, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Такие депутаты вправе пред­лагать кандидатов на должности, избрание которых осу­ществляется Государственной Думой, имеют право на вы­ступление в Государственной Думе, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов де­ятельности Государственной Думы. Если в составе данно­го федерального списка кандидатов избраны два депутата Государственной Думы, указанные права обеспечиваются одному из них.

Для решения стоящих перед Государственной Думой задач она образует из числа депутатов палаты внутренние вспомогательные органы — комитеты Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы: вносят предло­жения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очеред­ную сессию; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государ­ственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступив­шим на рассмотрение Государственной Думы; рассматрива­ют и исполняют поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запро­сы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам Проекта федерального бюджета; проводят анализ практики применения законодательства. 480

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

Государственная Дума

Государственная Дума образует комитеты: по консти­туционному законодательству и государственному строи­тельству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социаль­ной политике; по бюджету и налогам; но финансовому рын­ку; по экономической политике и предпринимательству; по собственности; по промышленности; по строительству и земельным отношениям; по науке и наукоемким техно­логиям и др.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва, на основе принципа пропорционального представительства фракций.

Численный состав каждого комитета определяется Госу­дарственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы, Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председа­теля Государственной Думы, обязан состоять в одном из ко­митетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. За­седание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа чле­нов комитета.

Комитет может создавать подкомитеты по основ­ным направлениям своей деятельности, которые предва­рительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям ко­митета.

Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать уча­стие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.

Заседание комитета проводит председатель комитета или его заместитель по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседа­нии комитета по уважительной причине депутат Государ­ственной Думы заблаговременно информирует председате­ля комитета. Комитет своим решением вправе установить

порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы — члену данного комитета в связи с отсутствием па заседании коми­тета по уважительной причине.

Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на засе­дании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета.

В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав, а также полномочные представители Президента и Пра­вительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законо­проекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии. Кроме того, на заседании могут присутствовать статс-секретари — заместители (первые заместители) ру­ководителей федеральных органов исполнительной власти, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, — члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты. При этом количество членов Общественной палаты, прини­мающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пять человек.

На заседание комитета, комиссии могут быть пригла­шены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ.

Для выяснения фактического положения дел и обще­ственного мнения по вопросам законопроектной деятельно­сти и по другим вопросам, находящимся в ведении комите­тов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы и иные рабочие органы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, пред­ставителей государственных органов и иных организаций.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласно-На заседаниях комитета, комиссии могут присутство-482

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

вать представители СМИ. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных ор­ганов и иных организаций.

В соответствии со ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ Го­сударственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы на срок полномочий Госу­дарственной Думы данного созыва. В числе таких комиссий: мандатная и по вопросам депутатской этики. Они также формируются на основе пропорционального представи­тельства фракций.

Для выполнения функций организационного, правового, информационного, социально-бытового, аналитического, материально-технического и иного обеспечения деятельно­сти Государственной Думы создается Аппарат, состоящий из государственных служащих. Аппарат Государственной Думы включает: Руководителя Аппарата; его первого заме­стителя и заместителей; секретариата Председателя Госу­дарственной Думы, его первого заместителя, заместителей Председателя палаты и Руководителя Аппарата; Аналити­ческое управление; Организационное управление; Парла­ментскую библиотеку; Правовое управление; Приемную Государственной Думы и другие подразделения.

20.4.4. Порядок работы Государственной Думы

Основной организационной формой деятельности Госу­дарственной Думы являются сессии. Сессия — определен­ный период времени, в течение которого проводятся засе­дания палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Го­сударственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракци­ях, а также с избирателями. Начало и конец сессии опреде­ляется постановлением Государственной Думы.

Сессии Государственной Думы созываются двараза в год. Они бывают весенними и осенними, очередными и внеочеред­ными. На первое заседание вновь избранная Государствен­ная Дума собирается на 30-й день после избрания. Прези­дент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государ­ственной Думы или его заместителя заседания Государ­ственной Думы могут вести поочередно представители

20.4. Государственная Дума

ВЗ

фракций по согласованию между ними. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государ­ственной Думы избирает Счетную комиссию, Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государ­ственной Думы и Временный секретариат.

На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей из числа кандидатур, предложенных фракциями. Как правило, Председателем Государствен­ной Думы избирают представителя партии, располагающей большинством мест в палате. По всем кандидатурам про­водится обсуждение. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более поло­вины голосов от числа избранных депутатов палаты.

Заседания палат Федерального Собрания проходят, как правило, раздельно. Совместные заседания палат Феде­рального Собрания проводятся для заслушивания: посла­ния Президента РФ о положении в стране, об основных на­правлениях внутренней и внешней политики государства; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руко­водителей иностранных государств.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно, по вторникам, средам и пятницам. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого за­седания, если предложение об этом внесено председатель­ствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Го­сударственной Думы или фракцией, Председателем Госу­дарственной Думы, Председателем Правительства РФ.

На любом заседании Государственной Думы могут при­сутствовать: Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, Председатель и члены Правитель­ства РФ, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель, заместители Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный рокурор РФ, Председатель ЦИК РФ. Другие лица могут присутствовать на заседаниях Государственной Думы толь­ко при наличии специальных пропусков.

На заседаниях Государственной Думы в 17 ч проводит-4 *час голосованиям, на который выносятся только тс зако- 434 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

ны, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты.

Совет Государственной Думы собирается регулярно, по понедельникам и четвергам, за исключением дней рабо­ты депутатов в комитетах, комиссиях и во фракциях и дней работы депутатов с избирателями.

Заседания комитета проводятся по мере необходимости. но не реже двух раз в месяц. Заседания комиссии проводят­ся в порядке, установленном для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными закона­ми или Регламентом Государственной Думы.

Как правило, по средам с 12.30 до 14 ч проводится «пра­вительственный час», на который приглашаются федераль­ные министры, иные должностные лица для ответов на во­просы депутатов. Письменные вопросы и предложения направляются депутатами в Совет Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до проведения «правительствен­ного часа».

Заседание Государственной Думы начинается с реги­страции депутатов. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат обязан присутствовать на засе­дании палаты.

Заседания Государственной Думы проводятся в соот­ветствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государствен­ной Думы примерной программой законопроектной рабо­ты Государственной Думы на текущую сессию. Регламент Государственной Думы предусматривает круг вопросов, ко­торые подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы. Это: послания и обращения Пре­зидента РФ; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; проект феде­рального закона о федеральном бюджете и др.

Председательствующий на заседании Государственной Думы: руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления с докладом, содокладами, в пре­ниях; ставит вопросы на голосование и подводит его итоги и т.п. Он не вправе высказывать собственное мнение по су­ществу обсуждаемых вопросов, комментировать выступле­ния депутатов Государственной Думы, давать характери­стику выступающим участникам заседания.

20.4. Государственная Дума

Продолжительность докладов не должна превышать 15 минут, 10 минут — для содоклада и 10 минут — для за­ключительного слова. Выступающим в прениях предостав­ляется до 10 минут, для повторных выступлений в прени­ях — до 5 минут.

Решения Государственной Думы принимаются на ее за­седаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на за­седании Государственной Думы осуществляется с исполь­зованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.

Голосование с использованием электронной системы мо­жет быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздер­жался». Подсчет голосов и предъявление результатов голо­сования в абсолютном и процентном выражениях произво­дятся по каждому голосованию.

Рейтинговое голосование представляет собой ряд по­следовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому го­лосованию производится только по окончании голосова­ния по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голо­сования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наи­большее число голосов. Решение по нему считается приня­тым, если при голосовании он набрал достаточное для при­нятия число голосов.

Альтернативное голосование представляет собой голосо­вание только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результа­тов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Качественное голосование представляет собой альтерна­тивное голосование с качественной оценкой поставленно-

на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: 486

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

«очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо».

При проведении открытого голосования с использовани­ем электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с результатами поименного голосования. В режиме поименного голосования с использованием элек­тронной системы обеспечиваются результаты поименного голосования, формируются и распечатываются по установ­ленной форме списки с результатами поименного голосова­ния, которые доводятся до сведения депутатов.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государ­ственная Дума во время сессии по вопросам своего веде­ния проводит парламентские слушания. На парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией РФ. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициа­тиве Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций. Организация и проведе­ние парламентских слушаний возлагается Советом Госу­дарственной Думы на соответствующий комитет, комис­сию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей СМИ, общественных объединений и обще­ственности. Они начинаются кратким вступительным сло­вом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово предста­вителю комитета, комиссии Государственной Думы продол­жительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламент­ских слушаниях депутаты Государственной Думы и при­глашенные лица. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лип следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и отве­ты на них. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Они принимаются большинством принявших участие в парла­ментских слушаниях депутатов Государственной Думы.

По инициативе комитета, комиссии Государственной Думы, фракции в помещениях Государственной Думы, мо­гут проводиться совещания, «круглые столы», семинары,

Законодательный процесс

конференции и другие мероприятия, связанные с законо­дательной деятельностью Государственной Думы.

20.5. Законодательный процесс

Законодательный процесс — процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультативные.

Основными являются следующие стадии:

• законодательная инициатива и предварительное рас­смотрение;

• рассмотрение законопроектов и принятие законов Го­сударственной Думой;

• рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;

• подписание и обнародование законов Президентом РФ.

К факультативным стадиям относятся:

• повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Советом Федерации;

• повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Президентом РФ.

Первой стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы и ее предварительное рассмотрение. Законодательная инициа­тива означает официальное внесение в Государственную Думу законопроекта управомоченными субъектами.

Конституция РФ закрепляет следующий круг субъектов права законодательной инициативы: Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Го­сударственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законо­дательной инициативы принадлежит также Конституци­онному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арби­тражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется 8 форме внесения в Государственную Думу: проектов феде­ральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие зако­ны Рф и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих зако- 488

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

нов утратившими силу, либо о неприменении на террито­рии России актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должен быть представлен ряд документов, перечисленных в Регламенте Государственной Думы. В их числе: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного ре­гулирования и изложение концепции предлагаемого зако­нопроекта; текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесше­го законопроект; перечень законов РФ и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных за­конов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Рос­сийской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного за­кона, федерального закона; финансово-экономическое обо­снование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и другие документы.

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы, который передает зарегистриро­ванный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, определяющий соответствие законопроекта тре­бованиям ст. 104 Конституции РФ.

Решение профильного комитета о соответствии зако­нопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы в течение 14 дней.

Если, по мнению профильного комитета, подготовлен­ный к внесению в Государственную Думу законопроект со­ответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение: назначить один из комитетов Государственной Думы от­ветственным по законопроекту, а в случае необходимости назначить также комитет-соисполнитель; включить зако­нопроект в примерную программу законопроектной рабо-

20.5. Законодательный процесс

ты Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию; направить законопроект в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Прави­тельство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, пред­ложений и замечаний.

Законопроекты по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов РФ Совет Государствен­ной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы на­правляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъек­тов Федерации для подготовки и представления в Госу­дарственную Думу отзывов на указанные законопроекты. Совет Государственной Думы с учетом предложений от­ветственного комитета устанавливает срок представления отзывов в ответственный комитет.

В случае если в Государственную Думу после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Го­сударственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия или одобрения аналогичного законопроекта в первом чтении.

Если в Государственную Думу внесены альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законо­проекта по тому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чте­нии законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее, устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и поручает ответственному комитету под­готовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее.

Если Совет Государственной Думы принял решение о включении поступивших ранее законопроектов в проект порядка работы Государственной Думы, принятие к рас­смотрению новых альтернативных законопроектов по тому Же вопросу прекращается. 490 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

Для работы над законопроектом комитет может соз­дать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы — членов данного комитета. В состав рабочей груп­пы также могут входить депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, предста­вители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государствен­ной власти, других организаций, эксперты и специалисты.

Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика из состава членов ответственного ко­митета. Докладчик координирует деятельность членов ра­бочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докла­дывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответ­ственного комитета в установленный ими срок осуществля­ет правовую экспертизу законопроекта.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Госу­дарственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государ­ственной Думы для внесения на рассмотрение Государ­ственной Думы.

Второй стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроектов и принятие федеральных за­конов Государственной Думой. Оно осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законо­дательством или Регламентом Государственной Думы.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответствен­ного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Го­сударственной Думы, в Правительство РФ и субъекту пра­ва законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопро­екта на заседании Государственной Думы.

Законопроекты, за исключением тех, что перечислены в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, могут быть рассмотрены Государственной Думой без отзывов на них Правитель­ства РФ, отзывов, предложений, замечаний других субъ­ектов права законодательной инициативы, если отзывы, предложения, замечания не были представлены в установ­ленный Советом Государственной Думы срок.

Законодательный процесс

При рассмотрении Государственной Думой законопро­екта в первом чтении обсуждается его концепция, дастся оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значи­мости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права за­конодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответствен­ного комитета. Представитель ответственного комитета сообщает о позиции по законопроекту ответственного ко­митета, а также комитетов-соисполнителей, информирует депутатов Государственной Думы о результатах рассмо­трения ответственным комитетом заключения Обществен­ной палаты по результатам экспертизы данного законо­проекта. При рассмотрении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъек­тов РФ представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Государственной Думы информа­цию о позиции органов государственной власти субъек­тов Федерации, представивших в Государственную Думу отзывы на законопроект.

Обсуждение законопроекта, внесенного Президен­том РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, зако­нодательными (представительными) органами субъектов Федерации, Конституционным Судом РФ, Верховным Су­дом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ, начинается с обоснования представителями указанных субъектов пра­ва законодательной инициативы необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в ко­тором содержится анализ высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.059 с.)