Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутреннее устройство и органы Государственной ДумыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внутреннее устройство и органы Государственной Думы определены Регламентом Государственной Думы. К числу таких органов относятся: Председатель Государственной Думы и его заместители, Совет Государственной Думы, фракции, комитеты и комиссии. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией. Председатель Государственной Думы: а) ведет заседания палаты; б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией РФ и полномочиями, предоставленными ему Регламентом; в) организует работу Совета Государственной Думы; г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Коми- 20.4. Государственная Дума тета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы, а также выполняет иные функции, предусмотренные Регламентом. Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы. Они замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы.
Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Его членами с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы. В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы. Если фракция имеет в Совете Государственной Думы не более одного представителя, то в отсутствие по уважительной причине такого представителя в заседании Совета Государственной Думы может принимать участие с правом решающего голоса руководитель указанной фракции. В случае отсутствия по уважительной причине и руководителя фракции по его письменному поручению в заседании Совета Государственной Думы может принимать участие с правом решающего голоса его заместитель. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать: полномочные представители Президента и Правительства РФ в Государственной Думе, а также представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы. На заседаниях Совета Государственной Думы вправе присутствовать 478 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации депутаты Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы. Совет Государственной Думы решает такие вопросы, как: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принятие решения о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц; формирование проекта порядка работы очередного заседания Государственной Думы; созыв по предложению Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от обше-го числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередных заседаний палаты и другие важные вопросы.
Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федеральных списков кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, объединяются во фракции. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции она может образовывать руководящий орган (руководящие органы). В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из со- 20.4. Государственная Дума става фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы уведомляет о выходе депутата из состава фракции Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции полномочия депутата Государственной Думы прекращаются. Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка, который получил менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании и не допущенных к распределению депутатских мандатов, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Такие депутаты вправе предлагать кандидатов на должности, избрание которых осуществляется Государственной Думой, имеют право на выступление в Государственной Думе, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственной Думы. Если в составе данного федерального списка кандидатов избраны два депутата Государственной Думы, указанные права обеспечиваются одному из них. Для решения стоящих перед Государственной Думой задач она образует из числа депутатов палаты внутренние вспомогательные органы — комитеты Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы: вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам Проекта федерального бюджета; проводят анализ практики применения законодательства. 480
Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации Государственная Дума Государственная Дума образует комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам; но финансовому рынку; по экономической политике и предпринимательству; по собственности; по промышленности; по строительству и земельным отношениям; по науке и наукоемким технологиям и др. Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы, Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности, которые предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.
Заседание комитета проводит председатель комитета или его заместитель по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета. Комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы — члену данного комитета в связи с отсутствием па заседании комитета по уважительной причине. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав, а также полномочные представители Президента и Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии. Кроме того, на заседании могут присутствовать статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, — члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты. При этом количество членов Общественной палаты, принимающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пять человек. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы и иные рабочие органы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласно-На заседаниях комитета, комиссии могут присутство-482 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации вать представители СМИ. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.
В соответствии со ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы на срок полномочий Государственной Думы данного созыва. В числе таких комиссий: мандатная и по вопросам депутатской этики. Они также формируются на основе пропорционального представительства фракций. Для выполнения функций организационного, правового, информационного, социально-бытового, аналитического, материально-технического и иного обеспечения деятельности Государственной Думы создается Аппарат, состоящий из государственных служащих. Аппарат Государственной Думы включает: Руководителя Аппарата; его первого заместителя и заместителей; секретариата Председателя Государственной Думы, его первого заместителя, заместителей Председателя палаты и Руководителя Аппарата; Аналитическое управление; Организационное управление; Парламентскую библиотеку; Правовое управление; Приемную Государственной Думы и другие подразделения. 20.4.4. Порядок работы Государственной Думы Основной организационной формой деятельности Государственной Думы являются сессии. Сессия — определенный период времени, в течение которого проводятся заседания палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях, а также с избирателями. Начало и конец сессии определяется постановлением Государственной Думы. Сессии Государственной Думы созываются двараза в год. Они бывают весенними и осенними, очередными и внеочередными. На первое заседание вновь избранная Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители 20.4. Государственная Дума ВЗ фракций по согласованию между ними. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает Счетную комиссию, Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Временный секретариат. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей из числа кандидатур, предложенных фракциями. Как правило, Председателем Государственной Думы избирают представителя партии, располагающей большинством мест в палате. По всем кандидатурам проводится обсуждение. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа избранных депутатов палаты. Заседания палат Федерального Собрания проходят, как правило, раздельно. Совместные заседания палат Федерального Собрания проводятся для заслушивания: послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно, по вторникам, средам и пятницам. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. На любом заседании Государственной Думы могут присутствовать: Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, Председатель и члены Правительства РФ, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель, заместители Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный рокурор РФ, Председатель ЦИК РФ. Другие лица могут присутствовать на заседаниях Государственной Думы только при наличии специальных пропусков. На заседаниях Государственной Думы в 17 ч проводит-4 *час голосованиям, на который выносятся только тс зако- 434 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации ны, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты. Совет Государственной Думы собирается регулярно, по понедельникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в комитетах, комиссиях и во фракциях и дней работы депутатов с избирателями. Заседания комитета проводятся по мере необходимости. но не реже двух раз в месяц. Заседания комиссии проводятся в порядке, установленном для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом Государственной Думы. Как правило, по средам с 12.30 до 14 ч проводится «правительственный час», на который приглашаются федеральные министры, иные должностные лица для ответов на вопросы депутатов. Письменные вопросы и предложения направляются депутатами в Совет Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до проведения «правительственного часа». Заседание Государственной Думы начинается с регистрации депутатов. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат обязан присутствовать на заседании палаты. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. Регламент Государственной Думы предусматривает круг вопросов, которые подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы. Это: послания и обращения Президента РФ; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; проект федерального закона о федеральном бюджете и др. Председательствующий на заседании Государственной Думы: руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления с докладом, содокладами, в прениях; ставит вопросы на голосование и подводит его итоги и т.п. Он не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим участникам заседания. 20.4. Государственная Дума Продолжительность докладов не должна превышать 15 минут, 10 минут — для содоклада и 10 минут — для заключительного слова. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях — до 5 минут. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голосования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наибольшее число голосов. Решение по нему считается принятым, если при голосовании он набрал достаточное для принятия число голосов. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. Качественное голосование представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленно- на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: 486 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо». При проведении открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с результатами поименного голосования. В режиме поименного голосования с использованием электронной системы обеспечиваются результаты поименного голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения депутатов. В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума во время сессии по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. На парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией РФ. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Государственной Думы на соответствующий комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей СМИ, общественных объединений и общественности. Они начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лип следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Они принимаются большинством принявших участие в парламентских слушаниях депутатов Государственной Думы. По инициативе комитета, комиссии Государственной Думы, фракции в помещениях Государственной Думы, могут проводиться совещания, «круглые столы», семинары, Законодательный процесс конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы. 20.5. Законодательный процесс Законодательный процесс — процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состоящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультативные. Основными являются следующие стадии: • законодательная инициатива и предварительное рассмотрение; • рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой; • рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой; • подписание и обнародование законов Президентом РФ. К факультативным стадиям относятся: • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации; • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ. Первой стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы и ее предварительное рассмотрение. Законодательная инициатива означает официальное внесение в Государственную Думу законопроекта управомоченными субъектами. Конституция РФ закрепляет следующий круг субъектов права законодательной инициативы: Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы осуществляется 8 форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы Рф и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих зако- 488 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации нов утратившими силу, либо о неприменении на территории России актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должен быть представлен ряд документов, перечисленных в Регламенте Государственной Думы. В их числе: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; перечень законов РФ и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и другие документы. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы, который передает зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, определяющий соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ. Решение профильного комитета о соответствии законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы в течение 14 дней. Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект соответствует требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение: назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту, а в случае необходимости назначить также комитет-соисполнитель; включить законопроект в примерную программу законопроектной рабо- 20.5. Законодательный процесс ты Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию; направить законопроект в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления отзывов в ответственный комитет. В случае если в Государственную Думу после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия или одобрения аналогичного законопроекта в первом чтении. Если в Государственную Думу внесены альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее, устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и поручает ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее. Если Совет Государственной Думы принял решение о включении поступивших ранее законопроектов в проект порядка работы Государственной Думы, принятие к рассмотрению новых альтернативных законопроектов по тому Же вопросу прекращается. 490 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы — членов данного комитета. В состав рабочей группы также могут входить депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, других организаций, эксперты и специалисты. Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Второй стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов Государственной Думой. Оно осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы. Законопроекты, за исключением тех, что перечислены в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, могут быть рассмотрены Государственной Думой без отзывов на них Правительства РФ, отзывов, предложений, замечаний других субъектов права законодательной инициативы, если отзывы, предложения, замечания не были представлены в установленный Советом Государственной Думы срок. Законодательный процесс При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дастся оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета. Представитель ответственного комитета сообщает о позиции по законопроекту ответственного комитета, а также комитетов-соисполнителей, информирует депутатов Государственной Думы о результатах рассмотрения ответственным комитетом заключения Общественной палаты по результатам экспертизы данного законопроекта. При рассмотрении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Государственной Думы информацию о позиции органов государственной власти субъектов Федерации, представивших в Государственную Думу отзывы на законопроект. Обсуждение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ, начинается с обоснования представителями указанных субъектов права законодательной инициативы необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в котором содержится анализ высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. При рассмотрении законопроекта по решению палаты, принятому большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, может быть отведено время для ответов па вопросы депутатов Государственной Думы по существу законопроекта, а затем заслушиваются предложения и замечания фракций, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных (представительных) органов
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.02 с.) |