Политические права и свободы человека и гражданина 275 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические права и свободы человека и гражданина 275



К числу субъективных прав гражданина по участию в ре­ферендуме относятся: право на инициирование референду­ма; право подписи в поддержку одной и той же инициати­вы проведения референдума; право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом; право на участие в финансировании референдума; право на участие в агитационной деятельности; право быть на­блюдателем на участке референдума; право быть уполно­моченным представителем инициативной группы; право обжаловать решения и действия (бездействие) органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие в референдуме; право голоса, включая воз­можность досрочного голосования, получения открепитель­ного талона; право на информирование о ходе и результатах референдума.

Право равного доступа к государственной службе зафиксировано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и означает равное право гражданина на занятие любой государствен­ной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дис­криминации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, на­циональности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соот­ветствующей должности.

Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве при­сяжного и арбитражного заседателя.

Введение в Российской Федерации присяжных заседа­телей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда присяжных заседателей и гарантией обвиняемому пра­ва на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). Учреждение суда при­сяжных на всей территории России завершено к 1 января 2010 г., когда п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ был введен в дей- 276

Глава 12. Конституционные права и свободы человека...

ствие в Чеченской Республике. Особенностью суда при­сяжных является соединение в судебном разбирательстве двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий — судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Первые при рассмотрении уголовных дел призваны решать вопросы, требующие юридической оценки, а присяжные заседате­ли — вопросы факта. Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении тяжких преступлений.

Граждане Российской Федерации могут реализовать свое право на отправление правосудия в качестве арби­тражных заседателей. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях ар­битражных судов субъектов Российской Федерации* арби­тражными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безу­пречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финан­совой, юридической, управленческой или предпринима­тельской деятельности не менее пяти лет.

Перечень требований, предъявляемых к арбитражным заседателям, в основном совпадает с требованиями к при­сяжным заседателям. Вместе с тем арбитражными заседате­лями не могут быть лица, совершившие проступок, умаля­ющий авторитет судебной власти; лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе лицензии.

Право на обращения в государственные органы и ор­ганы местного самоуправления установлено ст. 33 Консти­туции РФ.

Данное право не предусмотрено международными доку­ментами о правах человека и составляет особенность кон­ституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет право граждан об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Норма ст. 33 Конституции РФ развивается Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на обращение граждан выступает одной из форм реализации свободы мысли и слова, конкретизацией пра­ва на участие в управлении делами государства, является



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.003 с.)