Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации



Формами конституционно-правовой ответственности законодательного органа государственной власти субъек­та РФ являются: досрочное прекращение его полномочий высшим должностным лицом субъекта Федерации; преду­преждение со стороны Президента РФ; роспуск Президен­том РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законода­тельного органа государственной власти субъекта РФ при наличии трех условий:

— в случае принятия данным органом конституции (уста­ва) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным зако­нам, принятым по предметам ведения Российской Федера­ции и предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ;

— если такие противоречия установлены соответствую­щим судом;

— законодательный орган государственной власти субъ­екта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Кроме того, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полно­мочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в пра­вомочном составе законодательный орган государственной

22.4. Конституционно-правовая ответственность органов... 543

власти субъекта Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание. Такое решение может быть принято в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда в форме указа.

Основанием для вынесения предупреждения со стороны Президента РФ являются:

1) установление соответствующим судом, что законо­дательным органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Консти­туции РФ, федеральным конституционным законам и фе­деральным законам;

2) законодательный орган государственной власти субъ­екта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного ре­шением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недейству­ющим;

3) после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного органа государ­ственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созда­ны препятствия для реализации закрепленных Конституци­ей РФ, федеральными конституционными законами и фе­деральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

При наличии вышеперечисленных оснований Прези­дент РФ выносит предупреждение законодательному орга­ну государственной власти субъекта РФ в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Пре­зидентом РФ предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполне­нию решения суда, он вправе распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ. Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Федерации прекращаются со дня вступления в силу реше­ния Президента РФ о роспуске указанного органа. 544 Глава 22. Организация системы органов... власти субъектов РФ

Срок, в течение которого Президент России вправе вы­нести предупреждение законодательному органу государ­ственной власти субъекта РФ или принять решение о ро­спуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Другим основанием для роспуска Президентом РФ зако­нодательного органа государственной власти субъекта РФ является ситуация, при которой после представления в тре­тий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Федерации законодательный орган государ­ственной власти субъекта РФ принял решение о ее откло­нении. Решение Президента РФ о роспуске законодатель­ного органа государственной власти субъекта федерации принимается в форме указа.

В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной вла­сти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы.

Формами конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта РФ является отре­шение высшего должностного лица субъекта РФ от долж­ности Президентом РФ.

Основанием для принятия такого решения Президен­том РФ является прежде всего выражение законодатель­ным органом государственной власти субъекта РФ недо­верия высшему должностному лицу субъекта Федерации. Недоверие высшему должностному липу может быть вы­ражено в случае:

— издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соот­ветствующим судом, а высшее должностное лицо субъек­та РФ не устранит указанные противоречия в течение ме­сяца со дня вступления в силу судебного решения;

— установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, консти­туции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

— ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.

Решение законодательного органа государственной вла­сти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта Федерации принимается двумя третями голосов

Вопросы и задания для самоконтроля

от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

В двухпалатном законодательном органе государствен­ной власти субъекта РФ решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя тре­тями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной таким правом консти­туцией (уставом) субъекта Федерации.

Соответствующее решение направляется на рассмотре­ние Президента РФ. Решение Президента об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может быть отрешено от должности Президентом РФ в связи с утра­той доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Начиная с середины февраля 2007 г. за шесть с половиной месяцев Президент РФ отправил в отставку восемь глав субъектов РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Расскажите об избрании, о компетенции, структуре и по­рядке деятельности органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

2. Каков статус депутатов законодательных (представитель­ных) органов государственной власти субъектов РФ?

3. Дайте характеристику органов исполнительной власти в субъектах РФ. Расскажите:

а) о правовом статусе высшего должностного лица республики в составе Российской Федерации;

б) о правовом статусе правительства республики;

в) о министерствах, государственных комитетах и других орга­нах государственного управления республик;

г) об органах исполнительной власти краев, областей, городов Федерального значения, автономной области, автономных округов;

л) о правовом статусе главы администрации.

4. Расскажите об ответственности органов государственной власти субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федераль­ных законов и судебных решений. 546 Глава 22. Организация системы органов... власти субъектов РФ

Литература

 

1. Авакъян, С. А. Изменение статуса субъекта Россий­ской Федерации: проблемы и пути их решения / С. А. Ава­къян // Вестник Московского университета. Серия пра­во. - 2003. - № 12.

2. Автономов, А. С. Региональные парламенты в совре­менной России / А. С. Автономов, А. А Захаров, Е. М. Ор­лова. - М, 2000.

3. Андреев, А. В, Представительная власть в субъектах Российской Федерации: общее и особенное / А. В. Андреев, А. Т. Карасев // Правоведение. — 2003. № 1.

4. Булаков, О. Н. К вопросу о законодательных (предста­вительных) органах государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации / О. Н. Булаков // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материа­лы Мсждунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нудненко. - Т. 2. - М., 2009. - С. 107-111.

5. Васильев, В, И. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирова­ния, компетенции и организации работы: учеб. пособие / В. И. Васильев, А. В. Павлушкин, А. Е. Постников. — М., 2001.

6. Гранкин, И. В. Законодательные органы власти субъ­ектов Российской Федерации / И. В. Гранкин. — М., 1998.

7. Нудненко, Л. А. Конституционно-правовой статус де­путата законодательного органа власти в Российской Фе­дерации / Л. А. Нудненко. — СПб., 2004.

8. Цалиев, А. М. Органы власти и законодательство субъ­ектов Российской Федерации: состояние и проблемы со­вершенствования / А. М. Цалиев. — М., 2007.

9. Ярва, Р. М. Двухпалатный законодательный (пред­ставительный) орган государственной власти субъекта Фе­дерации: сравнительно-правовое исследование: авторсф. дисс.... канд. юрид. наук / Р. М. Ярва. — Челябинск, 2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.013 с.)