Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы государственно-территориального устройства.

Поиск

1. Понятие и виды форм государственного устройства.

2. Унитарное государство и его характеристика.

3. Конфедерация и его характеристика.

4. Федерация и его характеристика.

5. Становления и развитие российской модели федерализма.

6. Общая характеристика современного российского федерализма. Принципы федеративного устройства.

7. Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов.

 

1. Понятие и виды форм государственного устройства.

Любое государство имеет свою территорию, определяющую пространственные пределы. Под территорией в широком смысле в международном праве понимается различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Территория подразделяется на три типа:

1) Государственная территория – территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории.

2) Территория с международным режимом – лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности и находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с нормами международного права – это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно, находящееся за пределами континентального шельфа.

3) Территория со смешанным режимом – континентальный шельф и исключительная экономическая зона – это районы, которые не находятся под суверенитетом определенного государства и не входят в состав государственной территории, но каждое прибрежное государство имеет право на разведку и разработку природных ресурсов в прилегающих к нему территориях континентального шельфа, а также на охрану природной среды этих районов.

Государственно-территориальное устройство – система взаимоотношений между государством в целом и его территориальными составными частями, их населением и действующими там органами публичной власти. Характер данных отношений определяет форму государственно-территориального устройства.

Форма государственно-территориального устройства (ГТУ) – это территориально-организационная структура реализации государственной власти.

В зависимости от характера и структуры составных частей система взаимоотношений между центральной властью и его территориальными частями выделяют следующие формы ГТУ:

· Унитарное государство;

· Федеративное государство;

· Конфедеративное государство;

 

2. Унитарное государство и его характеристика.

Подавляющее большинство стран мира – примерно 85% - избрало в качестве ГТУ унитарную форму (Франция, Испания, Индонезия, Италия и тд.). При этом, как правило, ни в наименовании, ни в основах конституционного строя унитарная форма государства не закрепляется. Более того в конституциях данных стран зачастую нет ни специальных разделов, ни статей, посвященных данным вопросам.

Унитарное государство – форма ГТУ, при котором территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, статус которых определяется актами текущего законодательства центральной власти.

Признаки:

1) Состоит из административно-территориальных образований.

2) Административно-территориальные образования не обладают политической самостоятельностью.

3) Статус административно-территориальных образований регулируется актами текущего законодательства центральной власти.

4) В государстве единая система законодательства, единая система органов власти.

5) В государстве однолинейная налоговая система, обеспечивающая единый государственный бюджет.

6) Центральная власть осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов государственной власти.

Виды унитарных государств.

1. В зависимости от централизации государственной власти различают

· Централизованные - административно-территориальные единицы полностью зависят от центральной власти (Таджикистан).

Централизованные в свою очередь по степени централизации подразделяются на:

o Крайне-централизованные: характерно для недемократических государств, жесткая вертикаль подчинения среднего и нижнего уровня центральной власти, который назначает и утверждает своих представителей для управления регионами (Тайланд).

o Умеренно-централизованные.

· Децентрализованные – административно-территориальные единицы обладают высокой степенью компетенции и самостоятельности (Франция).

o Высокая степень децентрализации

o Низкая степень децентрализации.

2. В зависимости от правового статуса административно-территориальных единиц государства различают симметричные – простое унитарное государство, все административно-территориальные единицы одноименные и имеют одинаковый правовой статус (Индонезия, Египет) и ассиметричные – сложные унитарные государства; помимо административно-территориальных единиц существуют автономии, которые обладают более высокой степенью самостоятельности. Автономии зачастую наделяются признаками государственности: создают собственные законодательные органы, обладают правом принятия законодательных актов, помимо государственного языка могут признаваться официальными и иные языки (Грузия, Италия). Наличие на территории данной страны одной, двух или даже трех автономий не выводит ее за рамки унитарности и не превращает ее в федерацию. Центральная власть имеет право в одностороннем порядке преобразовать свои автономии в простые административно-территориальные единицы либо вообще упразднить территориальные образования.

Две основные причины создания автономий в унитарном государстве:

Ø Экономическая отсталость отдельных территорий.

Ø Необходимость разрешить национальный или религиозный вопрос.

Административно-территориальное деление имеют почти все государства за исключением Мальты, Вахтейн, Науру из-за особой малочисленности населения

Административно-территориальное деление может быть двухзвенным (провинции-муниципалитеты в Нидерландах), трехзвенным (область-провинция-коммуна в Италии) и даже четырехзвенным (департамент-район-регион-община во Франции).

3. Конфедерация и его характеристика.

Исторически конфедерации чаще всего предшествовала федерация. Как правило, являлась результатом распада федерации или унитарного государства (США до 1787 года, Германия до 1867 года). Конфедерация, как правило, не имеет общего единого гражданства, единой правовой и налоговой системы, хотя могут создаваться собственный парламент, правительство и глава конфедерации. Суверенными остаются их субъекты и органы данных субъектов. Решения конфедерации имеют обязательную силу для субъектов только после их ратификации субъектами. Обладают правом нуллификации, то есть отклонения. Органы конфедерации состоят из представителей ее субъектов.

Конфедерация – это форма союза государств, при которой входящие в ее состав государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

Признаки:

1) Они образуются на основе соответствующих договоров.

2) Субъекты имеют право свободного выхода из нее (сецессия).

3) Суверенитет государства принадлежит субъектам, входящим в ее состав.

4) Никакие решения конфедерации не имеют обязательной силы без их одобрения субъектами.

5) Постоянно действующие органы в конфедерации не обладают государственно-властными полномочиями.

6) Предметы введения конфедерации составляют небольшой круг вопросов (вопросы войны и мира; формирования единой армии, системы коммуникации и тд.).

7) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов, входящих в ее состав субъектов.

8) Отсутствует союзное гражданство.

9) Образуются только те органы конфедерации, которые необходимы для решения общих задач.

Многие черты присущи ЕС. В частности они имеют общие межгосударственные органы, например, Европарламент (избирается гражданами стран, входящих в ЕС).

 

4. Федерация и его характеристика.

В настоящий момент 27 государств мира избрали федеративную форму ГТУ.

Федерация – форма ГТУ, представляющая собой сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, которые обладают определенной юридической, политической самостоятельностью.

Федеративная форма ГТУ присуща тем государствам, которые состоят из множества регионов, отличающихся между собой политическими, экономическими, этическими условиями.

Признаки:

1) Территориальное деление.

2) В некоторых федерациях субъекты имеют собственную конституцию, гражданство.

3) Двухлинейная система налогообложения.

4) Как правило, существуют органы двух уровней.

5) Субъекты не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода, лишены права участия в международных отношениях. В ряде федеративных государств, в том числе и в РФ, допускается ограниченное участие субъектов в международных отношениях.

Виды федерации:

1) По способу формирования:

· Образуется на основе договоров, соглашений учредительного характера, которые заключается между несколькими самостоятельными государствами (Танзания).

· Учреждается путем принятия конституции или поправок к ней (Индия).

· Смешанная (договорно-конституционная) – создается на основе конституции с широким использованием договоров (РФ).

2) По способу распределения, осуществления властных полномочий:

· Централизованные – субъекты обладают незначительным объемом полномочий.

· Децентрализованные – субъекты обладают широким объемом полномочий.

3) В зависимости от соотношения национальных и территориальных признаков:

· Национальные федерации - субъекты создаются с учетом расселения по национальному, этническому признаку (Бельгия).

· Территориальные федерации – субъекты создаются без учета национальных этнических особенностей (США, Германия).

· Национально-территориальные федерации – часть субъектов создается с учетом национальных особенностей, остальная часть по территориальному признаку (РФ).

4) В зависимости от статуса субъектов:

· Симметричные – как правило, субъекты одноименны и имеют одинаковый правовой статус (Германия)

· Асимметричные – различные наименования субъектов и различный правовой статус (РФ, США).

Чиркин подчеркивает, что полностью симметричных государств не бывает. Однако имеются определенные различия правовых статусов субъектов различных государств.

5) В зависимости от степени самостоятельности субъектов федерации:

· Федерация с суверенными субъектами. Мюлерсон подчеркивает, что, на сколько бы ни обладал субъект широкими полномочиями, он не является суверенным образованием; суверенитетом обладает только федерация. Противоположное мнение: субъекты остаются суверенными до тех пор пока обладают правом одностороннего изменения своего конституционно-правового статуса. Таким образом, государственный суверенитет это не только международная правосубъектность, но и право сецессии, то есть обладают правом изменить свой конституционно-правовой статус субъекта федерации, на статус свободно присоединившегося государства (ассоциированное государство). Например, Пуэрто-Рико в составе США.

· федерация с несуверенными субъектами – субъекты обладают широкими полномочиями, но не обладают на сецессию.

 

5. Становления и развитие российской модели федерализма.

Весь период становления ГТУ России можно разделить на два этапа:

1) Государственное устройство Российской империи.

Россия провозглашалась унитарным государствам, делилась на губернии, губернии делились на провинции, провинции делились на уезды. В конце 19 века произошло усложнение ГТУ, оно стало более дробным – уезды делились на волости. По окраинам империи было выделено 14 областей особого военного, полицейского надзора. Введены генерал-губернаторства, которые объединяли несколько губерний и областей. К началу 20 века ГТУ характеризуется как очень сложное и иерархичное.

2) Становление Российского федерализма.

o Довоенный период.

В состав СССР вошло, РСФСР имело наиболее сложное устройство из всех 16 республик.

o Военный период

В составе РСФСР была ликвидирована часть национальных образований.

o Послевоенный период

Стабилизация государственного устройства. 1991 год - распад СССР и образование нового государства – РФ, в состав которого вошли 89 субъектов. Все субъекты можно разделить на группы: суверенные республики, политико-территориальные образования и национально-территориальные образования.

o Современный период

В настоящий момент в РФ входит 83 субъекта: 46 областей, 21 республика, 9 краев,2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

 

Изменения, произошедшие в составе субъектов:

С 1 декабря 2005 года произошло объединение Пермской области и Коми-Пермятского АО с образованием Пермского края.

С 1 января 2007 года произошло объединение Красноярского края и Эвенкийского АО, Таймырского АО с образованием Красноярского края.

С 1 июля 2007 года – Камчатская область и Корякский АО с образованием Камчатского края.

С 1 января 2008 года – Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО с образованием Иркутской области.

С 1 марта 2008 года объединились Читинская область и Агинский Бурятский АО с образованием Забайкальского края.

 

6. Общая характеристика современного российского федерализма. Принципы федеративного устройства.

 

 

7. Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.008 с.)