Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека.



1. Особенности становления и развития института УпПЧ.

2. Порядок назначения, основание и порядок освобождения УпПЧ.

3. Компетенция Омбудсмена.

4. Аппарат УпПЧ.

 

1. Особенности становления и развития института УпПЧ.

Во многих демократических государствах для дополнительной защиты прав и свобод человека и гражданина существует особый институт - Институт УпПЧ. Институт УпПЧ первоначально имел название Омбудсмен. Впервые институт омбудсмена был учрежден в Швеции в ХХ веке, позже получил распространение в других странах. Но лишь 70 лет спустя Шведское слово "омбудсмен" вошло в конституционно-правовые тексты. Во многих странах было установлено собственное наименование данного института: Уполномоченный по гражданским правам человека и гражданина (Польша), Народная правозащита (Австрия), Посредник-Медиатор (Франция), Адвокат народа (Румыния), Защитник народа (Испания).

Институт по своей природе в равной мере принадлежит государству и гражданскому обществу, поскольку призван разрешать конфликты индивидуально в государственных интересах. Этот орган рассматривает жалобы на нарушения конституционных прав и свобод, как правило, тогда, когда исчерпаны все иные законные пути их разрешения, анализирует состояние дел в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и докладывает об этом в парламент, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Сам же омбудсмен или иной аналогичный орган разрешить дело не может. Как правило, данный орган образуется парламентом, хотя существуют иные способы его формирования. В мировой практике существуют 3 модели института омбудсмена в зависимости от места в государственно-правовой системе, порядка его образования, подконтрольности, объёма полномочий:

1. Исполнительный омбудсмен - орган исполнительной власти, назначается правительством или Президентом, которому подконтролен и подотчётен. Встречается редко (Франция, некоторые штаты США, в России до введения института уполномоченного была комиссия по правам человека при Президенте\Губернаторе, которая сохраняется и в настоящее время в некоторых субъектах РФ).

2. Независимый омбудсмен - особая самостоятельная ветвь власти, уровень которой соответствует исполнительной, законодательной судебной. Назначается президентом или парламентом, но после того как он назначен, он не подчиняется никому из них. (Намибия, Португалия, Нидерланды).

3. Парламентский омбудсмен - находится в системе законодательной власти, назначается парламентом, подотчётен и подконтролен ему. Является органом парламента, обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную независимость от парламента.

Уполномоченный по правам человека в РФ, как государственный орган, является одним из достижений демократических преобразований РФ. Данный институт в РФ впервые получил юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятый 22 ноября 1991 ВС РСФСР. В конституции РФ 1993 институт УпПЧ получил закрепление в пункте "Д" ч.1 ст.103, в соответствии с которой ведение государственной думы РФ находится назначение и освобождение от должности УпПЧ в соответствии с ФКЗ.

26 февраля 1996 принят ФКЗ "Об УпПЧ", статья 40 которого гласит, что не позднее 30 дней Госдума РФ принимает постановление о назначении на должность УпПЧ.

В соответствии с ФКЗ, ФЗ, Законами субъектов, должность УпПЧ может учреждаться и в субъектах РФ.

В настоящее время должность уполномоченного по правам человека учреждена в большинстве субъектов РФ.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена лишь в ряде субъектов.

Должность уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантии гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и защита.

 

2. Порядок назначения, основание и порядок освобождения УпПЧ.

На должность может быть назначено лицо не моложе 35 лет, обладающий знаниями в сфере правовой защиты. Предложение вносится в Государственную Думу Президентом, членами СФ, депутатами Госдумы, депутатскими объединениями. Предложения вносятся не позднее 1 месяца до дня окончания срока полномочий предыдущего уполномоченного.

Срок деятельности – 5 лет с момента принесения присяги, одно и то же лицо не может быть назначено на должность не более 2 сроков подряд. Назначается и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов ГД. Полномочия уполномоченного прекращаются с момента принесения присяги новым уполномоченным.

Уполномоченный не имеет права:

1. Быть депутатом Государственной Думы РФ;

2. Членом СФ РФ;

3. Депутатом представительного органа субъекта РФ;

4. Находиться на государственной службе;

5. Заниматься иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью (преподавательской, научной и иной творческой деятельностью);

6. Заниматься политической деятельностью;

7. Быть членом политической партии либо иного ОО, преследующего политические цели;

Основания досрочного освобождения от должности:

1. Личное письменное заявление о сложении полномочий;

2. Если не прекратил заниматься деятельностью, не совместимой с его статусом в течении 14 дней с момента вступления в должность;

3. Вступление в силу обвинительного приговора суда;

4. Признание его недееспособным в виду болезни или по состоянию здоровья либо по иным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности (4 месяца подряд);

В случае досрочного прекращения полномочий, Госдума РФ в течение 2 месяцев со дня досрочного прекращения предыдущего уполномоченного назначает нового.

 

3. Компетенция Омбудсмена.

Рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод.

Жалоба должна быть подана уполномоченным не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод дня, когда заявителю стало известно об их нарушениях.

Получив жалобу, УпПЧ имеет право принять жалобу к рассмотрению, передать жалобу государственному органу, органу МСУ, их должностным лицам, к компетенции которых относиться рассмотрение жалобы по существу.

Разъяснить заявителю средства, который тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению: должен быть мотивирован, отказ не подлежит обжалованию. При проведении проверки Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать государственные органы, ОМСУ, присутствовать на заседании их коллегиальных органов, беспрепятственно посещать организации, запрашивать и получать необходимые материалы и сведения. Проводить самостоятельно с компетентными органами проверку деятельности государственных органов, ОМСУ, их д\лиц. Получать объяснения д\лиц, исключая судей, по вопросам подлежащим рассмотрению в ходе рассмотрения жалоб. Поручать компетентным учреждениям, проводить экспертизу, а также подготавливать заключения. Знакомиться с уголовными и гражданскими делами, а также делами об АП.

По результатам рассмотрения жалобы УпПЧ вправе:

Ø Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных действиями, решениями государственных органов, ОМСУ и их должностных лиц, а также участвовать лично либо через представителя в судебном процессе.

Ø Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела.

Ø Обратиться в прокуратуру или суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

Ø Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать в судебном заседании при рассмотрении дела в порядке надзора.

Ø Обратиться в КС с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным либо подлежащим применению.

При грубом или массовом нарушении прав и свобод человека и гражданина УпПЧ вправе:

· Выступить с докладом на очередном заседании Госдумы.

· Обратиться в Госдуму с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию факта, а также участвовать в работе данной комиссии.

По окончании каждого года УпПЧ готовит доклад о своей деятельности – Президенту, СФ, Госдуме, Правительству, КС, ВАС, Верховный суд, Генпрокурору и Председателю следственного комитета. В ряде случаев УпПЧ имеет право подготавливать специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод.

 

4. Аппарат УпПЧ.

Для обеспечения деятельности уполномоченного создается аппарат УпПЧ, который осуществляет:

1. Юридическое;

2. Организационное;

3. Информационно-справочное;

4. Научно-аналитическое;

5. Иное обеспечение деятельности уполномоченного.

УпПЧ и его аппарат является государственным органом с правом юридического лица. уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем, о его структурных подразделениях, управляет работой аппарата. УпПЧ имеет право издавать распоряжения. Финансирование деятельности уполномоченного и его аппарата производится из средств федерального бюджета.

Бойцова: «Что касается места уполномоченного в системе разделения властей, то данный вопрос еще не стал предметом рассмотрения юридической науки и остается открытым».

 

Тема 11



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.01 с.)