Тема 6. Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации



Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ.

Система и виды органов государственной власти в субъектах РФ.

Избирательное право и процесс в субъектах РФ.

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, их ответ­ственность за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства.

Организация местного самоуправления в субъектах РФ.

 

Тема 7. Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Проблемы исполнения органами государственной власти субъектов РФ решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) су­дов субъектов РФ.

Обзор практики толкования региональных основных законов.

3.3. Лекции

Лекции для студентов очной формы обучения

Объем – 14 часов

 

№ п/п Наименование лекции Тематика (план) лекции Объем часов Задания для подготовки к лекции
1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации: 1. Децентрализация федеративного устройства России на рубеже 80-90-х годов XX века. 2. Влияние деклараций о государственном суверенитете республик в составе России и Федеративного договора 1992 года на развитие федерализма в государстве. 3. Принятие первых конституций и уставов субъектов РФ. Современное состояние регионального конституционного законодательства. 4. Соотношение федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов РФ. 5. Принцип прямого действия конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и особенности реализации на региональном уровне. 2 ч. 1. Ознакомиться с содержанием Федеративного договора 1992 г. 2. Изучить, что понимается под таким явлением, как «парад суверенитетов». 3. Изучить и проанализировать ст. 4, 5, 66 Конституции РФ.
2. Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставвы) субъектов Российской Федерации: 1. Верховенство конституций (уставов) в региональной системе права. 2. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и содержание. 3. Особенности структуры и логика построения текста региональных основных законов. 4. Способы принятия основных законов в государственных образованиях: сравнительный анализ российской и международной практики. 5. Пересмотр конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и способы. 6. Внесение изменений в конституции (уставы) субъектов РФ 2 ч. 1. Прочитать соответствующие главы учебника (учебников) по конституционному праву Российской Федерации. 2. Ознакомиться со структурой Устава Кировской области 1996 г. 3. Прочитать соответствующие главы учебника (учебников) по конституционному праву Российской Федерации. 4. Ознакомиться с порядком принятия конституции Республики Татарстан 1992 г. и устава Кировской области 1996 г. и провести сравнительно-правовой анализ.
3. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации: 1. Роль регионального конституционного законодатель­ства в становлении и развитии конституционного строя России. 2. Закрепле­ние политических, социально-экономических и духовных основ консти­туционного строя в конституциях (уставах) РФ. 3. Институты прямой и представительной демократии в субъектах РФ: теория и практика реализации. 2 ч. 1. Прочитать главы учебника (учебников) по конституционному праву Российской Федерации, раскрывающие понятие основ конституционного строя. 2. Найти и ознакомиться с законами Кировской области, регулирующими порядок проведения референдума и выборов на территории субъекта.
4. Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации: 1. Закрепление в конституциях (уставах) субъектов РФ принципов взаимоотношений личности и государства. 2. Отражение в региональной системе права основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гарантий их реализации и способов защиты. 2 ч. 1. Ознакомиться со ст. 2 и гл. 2 Конституции РФ.
5. Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: 1. Субъекты в составе Российской Федерации: виды и особенности их конституционно-правового статуса. 2. Переименование, изменение статуса субъектов РФ, принятие и образование в ее составе нового субъекта. 3. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов. Национально-культурная автономия. 2 ч. 1. Ознакомиться с главой 3 Конституции РФ. 2. Выяснить, какие субъекты РФ изменили свое наименование после принятия Конституции РФ 1993 г. 3. Выяснить, какие новые субъекты были образованы в составе России после 1993 г.
6. Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: 1. Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ. 2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 3. Организация местного самоуправления в субъектах РФ. 2 ч. 1. Проанализировать ст. 11, 72, 77 и 78 Конституции РФ с целью уяснения принципов формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. 2. Ознакомиться с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
7. Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации: 1.Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: правовой статус и роль в осуществлении охраны норм конституций (уставов). 2.Толкование конституций (уставов) субъектов РФ: понятие, способы, виды. 2 ч. 1. Ознакомиться со ст. 4, 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».  

 

Лекции для студентов заочной формы обучения

Объем – 2 часа.

 

№ п/п Наименование лекции Тематика (план) лекции Объем часов Задания для подготовки к лекции
1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации: 1. Децентрализация федеративного устройства России на рубеже 80-90-х годов XX века. 2. Влияние деклараций о государственном суверенитете республик в составе России и Федеративного договора 1992 года на развитие федерализма в государстве. 3. Принятие первых конституций и уставов субъектов РФ. Современное состояние регионального конституционного законодательства. 4. Соотношение федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов РФ. 5. Принцип прямого действия конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и особенности реализации на региональном уровне. 2 ч. 1. Ознакомиться с содержанием Федеративного договора 1992 г. 2. Изучить, что понимается под таким явлением, как «парад суверенитетов». 3.Изучить и проанализировать ст. 4, 5, 66 Конституции РФ.

 

 

Лекции
для студентов отделения сокращенной подготовки
заочной формы обучения и отделения целевой подготовки
заочной формы обучения

Объем – 2 часа.

№ п/п Наименование лекции Тематика (план) лекции Объем часов Задания для подготовки к лекции
1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации: 1. Децентрализация федеративного устройства России на рубеже 80-90-х годов XX века. 2. Влияние деклараций о государственном суверенитете республик в составе России и Федеративного договора 1992 года на развитие федерализма в государстве. 3. Принятие первых конституций и уставов субъектов РФ. Современное состояние регионального конституционного законодательства. 4. Соотношение федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов РФ. 5. Принцип прямого действия конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и особенности реализации на региональном уровне. 2 ч. 1. Ознакомиться с содержанием Федеративного договора 1992 г. 2. Изучить, что понимается под таким явлением, как «парад суверенитетов». 3.Изучить и проанализировать ст. 4, 5, 66 Конституции РФ.

3.4. Практические занятия

Практические занятия для студентов очной формы обучения

Объем – 22 часа.

№ п/п Тема практического занятия Объем часов Задания для подготовки к практическому занятию
1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации: 1. Децентрализация федеративного устройства России на рубеже 80-90-х годов XX века: конфликт республиканского и союзного законодательства; распад СССР. 2. «Парад суверенитетов» в РСФСР (1990-1991 гг.). Декларации о государственном суверенитете республик в составе России. 3. Федеративный договор 1992 г.: содержание и юридическое значение. 4. Принятие первых конституций и уставов субъектов РФ в постперестроечный период. Эволюция и современное состояние регионального конституционного законодательства. 5. Соотношение федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов РФ. 6. Принцип прямого действия конституций (уставов) субъектов РФ. Роль текущего регионального законодательства в реализации конституций и уставов субъектов РФ. 4 ч. 1. Найти и ознакомиться с содержанием 2-3 деклараций о государственном суверенитете республик в составе России. 2. Привести несколько примеров конституций (уставов), которые были приняты в начале 90-х гг. XX века. 3. Проанализировать особенности и условия принятия Устава Кировской области, выяснить, содержание каких правовых институтов подверглось изменению. 4. Ознакомиться с Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 5. Найти 2-3 нормативных правовых акта Кировской области, которые детализируют соответствующие нормы Устава Кировской области 1996 г.
2. Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации: 1. Признаки и свойства региональных основных законов: учредительный характер; реальность; верховенство в региональной системе права; базовый характер; стабильность; итоговый характер; наличие программных положений; соответствие федеральной Конституции. 2. Особенности структуры и логика построения текста региональных основных законов. Значение преамбулы, пере­ходных положений. Конституционно-правовые институты. 3. Пересмотр конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и способы. 4. Внесение изменений в конституции (уставы) субъектов РФ. 5. Конституционный референдум. 4 ч. 1. Проанализировать содержание и значение преамбулы Устава Кировской области 1996 г. 2. Обратить внимание на последовательность глав Устава Кировской области и сделать вывод об оптимальности структуры основного закона области. 3. Выяснить, кем был принят Устав Кировской области в 1996 г. 4. Обосновать, ссылаясь на нормы российского законодательства, возможность (невозможность) принятия Устава Кировской области путем референдума.
3. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации: 1. Основы конституционного строя - фундамент единства российской государственности. 2. Закрепле­ние политических, социально-экономических и духовных основ консти­туционного строя в конституциях (уставах) РФ. 3. Институты прямой и представительной демократии в субъектах РФ: теория и практика реализации. 2 ч. 1. Сформулировать свою позицию о целесообразности выделения в структуре Устава Кировской области 1996 г. самостоятельной главы 4 «Основы избирательной системы». 2. Подготовить обзор практики проведения выборов и референдумов на территории Кировской области с начала 2000-х гг.
4. Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации: 1. Основополагающие принципы взаимоотношений личности и государства, закрепленные в конституциях (уставах) субъектов РФ. 2. Отражение в региональной системе права основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гарантий их реализации и способов защиты. 2 ч. 1. Ознакомиться с содержанием Закона Кировской области «Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области». 2. Составить проект жалобы в орган публичной власти Кировской области по поводу нарушения основных прав (свобод)
5. Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: 1. Субъекты в составе Российской Федерации: виды и особенности их конституционно-правового статуса. 2. Республика как субъект РФ, характерные черты ее конституционно-правового статуса. 3. Край, область, города федерального значения как субъекты РФ, харак­терные черты конституционно-правового статуса этого вида субъектов. 4. Автономная область, автономные округа как субъекты РФ, характерные черты их конституционно-правового статуса. 5. Переименование, изменение статуса субъектов РФ, принятие и образование в ее составе нового субъекта. 6. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов. Национально-культурная автономия. 2 ч. 1. Ознакомиться с ФКЗ 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ 1997 г. «О наименованиях географических объектов», ФЗ 1996 г. «О национально-культурной автономии». 2. Проанализировать Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области». 3. Составить схему административно-территориального устройства Кировской области, используя Устав и соответствующий Закон Кировской области.
6. Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: 1. Система и виды органов государственной власти в субъектах РФ. 2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности органов законодательной власти в субъектах РФ. 3. Исполнительной власть в субъектах РФ. 4. Организация местного самоуправления в субъектах РФ. 6 ч. 1. Составить схему органов государственной власти Кировской области, отразив в ней наименование соответствующих органов, срок полномочий и способ формирования. 2. Ознакомиться с Законами Кировской области «О Законодательном Собрании Кировской области», «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», «О Губернаторе Кировской области». 3. Ознакомиться с Уставом муниципального образования «Город Киров» и выяснить, какие органы местного самоуправления реализуют муниципальную власть в Кирове.  
7. Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации: 1.Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: правовой статус и роль в осуществлении охраны норм конституций (уставов). 2.Толкование конституций (уставов) субъектов РФ: понятие, способы, виды. 2 ч. 1. Найти все субъекты РФ, в которых созданы конституционные (уставные) суды субъектов РФ. 2. Привести 2-3 примеры судебных решений конституционных (уставных) судов, которые были приняты в 2000-х гг. 3. Сформулировать проблемы исполнения органами государственной власти субъектов РФ решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) су­дов субъектов РФ.  

 

Практические занятия для студентов заочной формы обучения

Объем – 6 часов.

 

№ п/п Тема практического занятия Объем часов Задания для подготовки к практическому занятию
1. Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации: 1. Признаки и свойства региональных основных законов: учредительный характер; реальность; верховенство в региональной системе права; базовый характер; стабильность; итоговый характер; наличие программных положений; соответствие федеральной Конституции. 2. Особенности структуры и логика построения текста региональных основных законов. Значение преамбулы, пере­ходных положений. Конституционно-правовые институты. 3. Пересмотр конституций (уставов) субъектов РФ: понятие и способы. 4. Внесение изменений в конституции (уставы) субъектов РФ. 5. Конституционный референдум. 2 ч. 1. Проанализировать содержание и значение преамбулы Устава Кировской области 1996 г. 2. Обратить внимание на последовательность глав Устава Кировской области и сделать вывод об оптимальности структуры основного закона области. 3. Выяснить, кем был принят Устав Кировской области в 1996 г. 4. Обосновать, ссылаясь на нормы российского законодательства, возможность (невозможность) принятия Устава Кировской области путем референдума.
2. Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: 1. Субъекты в составе Российской Федерации: виды и особенности их конституционно-правового статуса. 2. Республика как субъект РФ, характерные черты ее конституционно-правового статуса. 3. Край, область, города федерального значения как субъекты РФ, харак­терные черты конституционно-правового статуса этого вида субъектов. 4. Автономная область, автономные округа как субъекты РФ, характерные черты их конституционно-правового статуса. 5. Переименование, изменение статуса субъектов РФ, принятие и образование в ее составе нового субъекта. 6. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов. Национально-культурная автономия. 2 ч. 1. Ознакомиться с ФКЗ 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ 1997 г. «О наименованиях географических объектов», ФЗ 1996 г. «О национально-культурной автономии». 2. Проанализировать Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области». 3. Составить схему административно-территориального устройства Кировской области, используя Устав и соответствующий Закон Кировской области.  
3. Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: 1. Система и виды органов государственной власти в субъектах РФ. 2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности органов законодательной власти в субъектах РФ. 3. Исполнительной власть в субъектах РФ. 4. Организация местного самоуправления в субъектах РФ. 2 ч. 1. Составить схему органов государственной власти Кировской области, отразив в ней наименование соответствующих органов, срок полномочий и способ формирования. 2. Ознакомиться с Законами Кировской области «О Законодательном Собрании Кировской области», «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», «О Губернаторе Кировской области». 3. Ознакомиться с Уставом муниципального образования «Город Киров» и выяснить, какие органы местного самоуправления реализуют муниципальную власть в Кирове.  

 

Практические занятия для студентов отделения сокращенной подготовки заочной формы обучения и отделения целевой подготовки
заочной формы обучения

Объем – 4 часа

 

№ п/п Тема практического занятия Объем часов Задания для подготовки к практическому занятию
1. Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: 1. Субъекты в составе Российской Федерации: виды и особенности их конституционно-правового статуса. 2. Республика как субъект РФ, характерные черты ее конституционно-правового статуса. 3. Край, область, города федерального значения как субъекты РФ, харак­терные черты конституционно-правового статуса этого вида субъектов. 4. Автономная область, автономные округа как субъекты РФ, характерные черты их конституционно-правового статуса. 5. Переименование, изменение статуса субъектов РФ, принятие и образование в ее составе нового субъекта. 6. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов. Национально-культурная автономия. 2 ч. 1. Ознакомиться с ФКЗ 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ 1997 г. «О наименованиях географических объектов», ФЗ 1996 г. «О национально-культурной автономии». 2. Проанализировать Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области». 3. Составить схему административно-территориального устройства Кировской области, используя Устав и соответствующий Закон Кировской области.  
2. Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: 1. Система и виды органов государственной власти в субъектах РФ. 2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности органов законодательной власти в субъектах РФ. 3. Исполнительной власть в субъектах РФ. 4. Организация местного самоуправления в субъектах РФ. 2 ч. 1. Составить схему органов государственной власти Кировской области, отразив в ней наименование соответствующих органов, срок полномочий и способ формирования. 2. Ознакомиться с Законами Кировской области «О Законодательном Собрании Кировской области», «О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области», «О Губернаторе Кировской области». 3. Ознакомиться с Уставом муниципального образования «Город Киров» и выяснить, какие органы местного самоуправления реализуют муниципальную власть в Кирове.  

 

3.5. Самостоятельная работа студента

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.022 с.)