Тема 2. Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О. Е. КУТАФИНА»

ИНСТИТУТ (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове

•^^•^^^•^•^^^•^^^••••^^•^••^^••^^•^••^^•^•^^••^^•^^•^^•Р^^^ИЁ^^И^Ш^^^^М^ИДИИШЁ^И^^МИИ^^^^И^^И^^М^^И^ИИ^^^ИШ^^^^ММ^^ИИЩ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«КОНСТИТУЦИИ И УСТАВЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Направление подготовки: юриспруденция.

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.

Форма обучения: очная и заочная

 

Киров 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»

(квалификация [степень] бакалавр)

Автор: преподаватель И.А. Комарова

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

государственно-правовых дисциплин

«___» ________ 20___ года, протокол № __

1. Цели освоения учебной дисциплины

 

Основные виды профессиональной деятельности, подготовка
к которым осуществляется в рамках учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».

Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» в рамках изучения учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционно-правовыми нормами:

● нормотворческая;

● правоприменительная;

● правоохранительная;

● экспертно-консультационная;

● педагогическая деятельность.

Целью учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:

● осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления;

● осуществления правозащитной деятельности на территории субъекта Российской Федерации в области прав и свобод человека и гражданина;

● осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам соотношения федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, принятия и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, регулирования основ конституционного строя, регламентации основ правового статуса личности, государственного устройства, организации системы органов государства и местного самоуправления в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, толкования и правовой охраны региональных основных законов;

● преподавания основ учебной дисциплины «Конституции и
уставы субъектов Российской Федерации» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент в рамках учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п. 4.4. ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

● участвовать в конституционно-правовых отношениях, в обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности, прежде всего, в пределах территории субъекта Российской Федерации;

● уважать конституционные ценности, нашедшие отражение в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, и занимать активную жизненную позицию в области их охраны;

● обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм, содержащихся в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации;

● владеть навыками разработки и экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и являющихся источниками конституционного права;

● владеть навыками властно-организационной и правоприменительной деятельности в сфере государственной власти, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации, разработки и экспертизы соответствующих правоприменительных актов;

● владеть навыками правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти субъекта Российской Федерации; консультирования граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;

● владеть навыками консультирования органов и должностных лиц государственной власти, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, в области конституционного права;

● владеть навыками преподавания основ учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».

 

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».

В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать:

● общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в федеральном и региональном конституционно-правовом законодательстве;

● место конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в единой системе права, их соотношение с федеральной Конституцией по юридической силе;

● значение, особенности содержания, структуры, порядка принятия и внесения изменений в конституции (уставы) Российской Федерации;

● особенности закрепления политических, социально-экономических и духовных основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации;

● принципы правового положения личности, способы защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в региональных основных законах;

● конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации;

● конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь:

● обобщать полученные знания в области регионального конституционного права;

● правильно применять теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации», в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;

● правильно определять региональные правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;

● анализировать региональные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету учебной дисциплины;

● толковать конституционно-правовые нормы, содержащиеся в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, применяя различные способы и виды толкования;

● анализировать решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;

● принимать правовые решения в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету учебной дисциплины.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

· осознавать значимость конституционных ценностей для населения субъекта Российской Федерации и в конечном итоге в целом для государства и общества;

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма;

· развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права;

· быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов, возникающих на территории отдельного субъекта Федерации;

· соблюдать принципы этики юриста;

· анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы регионального уровня;

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

В результате освоения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

· устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в региональной системе права;

· оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию;

· выявлять основные проблемы регионального конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения;

· участвовать в разработке проектов региональных нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы;

· осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъекта РФ, в целях выявления в них коррупциогенных положений;

· демонстрировать знание решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации;

· преподавать основы учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации»на необходимом теоретическом и методическом уровне.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

 

Учебная дисциплина «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» относится к вариативной части профессионального цикла ООП.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, дисциплина «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» относится к числу учебных дисциплин профессионального цикла (вариативная часть).

Изучение курса «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» позволит студентам активнее следить и лучше понимать общественно-политические процессы в стране и регионах, а также ориентироваться в региональном конституционно-правовом законодательстве.

 

Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины

Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

Общенаучную основу изучения конституционного права составляют философия и логика. Студенты должны уметь применять знания в области философии и логики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Кроме того студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.

Теоретико-правовой основой учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» служат теория и история государства и права, а также конституционное право. «Входными» знаниями, необходимыми для глубокого овладения дисциплины, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника; понятие конституции и ее особенности, понятие основ конституционного строя, правового статуса личности, принципов федеративного устройства, основ организации органов публичной власти в Российской Федерации.

Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях.

 

Взаимосвязь с последующими дисциплинами

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.

Дисциплина вооружает студентов:

· способностью соотносить нормы конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с федеральной Конституцией, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы региональных основных законов;

· способностью толковать нормы конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с учетом базовых конституционных принципов;

· способностью руководствоваться конституционными ценностями, способствуя укреплению конституционной законности;

· навыками учета и систематизации правовых позиций конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их применения в соответствующих правовых ситуациях.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины - 72 часа (2 зачетные единицы).

Тематический план для очной формы обучения

Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Практи- ческие занятия СРС
  Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации.          
  Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации          
  Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации          
  Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации          
  Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации          
  Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации          
  Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Федерации          
             

Тематический план для заочной формы обучения

Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Практи- ческие занятия СРС
  Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации.     -    
  Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации   -      
  Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации   - -    
  Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации   - -    
  Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации   -      
  Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации   -      
  Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Федерации   - -    
             

Тематический план для отделения сокращенной подготовки
заочной формы обучения и отделения целевой подготовки
заочной формы обучения

Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Практи- ческие занятия СРС
  Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации.     -    
  Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации   - -    
  Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации   - -    
  Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации   - -    
  Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации   -      
  Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации   -      
  Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Федерации   - -    
             

3.1 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
  Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. ОК-3 ОК-4 ОК-7 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать: историко-политические причины принятия конституций (уставов) субъектов РФ; ● уметь: выделять особенности федеративного развития России на рубеже 80-90-х годов XX века; анализировать правовые акты, ставшие предпосылкой принятия конституций (уставов) субъектов РФ; характеризовать и сравнивать процессы принятия первых конституций (уставов) субъектов РФ в постперестроечный период России, в т.ч. устава Кировской области; выявлять и анализировать современные тенденции развития регионального конституционного законодательства; ● владеть: юридической терминологией в области федерализма; навыками обобщения и анализа исследуемых правовых актов.
  Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации. Механизм их реализации ОК-3 ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-4 ПК-5 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать: понятие и место в национальной системе права конституций (уставов) субъектов РФ; гарантии единства конституционно-правовой системы РФ; принцип прямого действия региональных основных законов; ● уметь: анализировать нормы Конституции РФ, устанавливающие ее соотношение с конституциями (уставами) субъектов РФ; охарактеризовать роль текущего регионального законодательства в реализации конституций (уставов) субъектов РФ; ● владеть: юридической терминологией, навыками работы с юридическими документами и научной литературой по данной теме.
  Юридические свойства и структура конституций (уставов) субъектов Российской Федерации ОК-3 ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-1 ПК-4 ПК-5 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать:отличительные черты и свойства конституций (уставов) субъектов РФ; основные структурные элементы региональных основных законов; ● уметь: демонстрировать знание содержания юридических свойств конституций (уставов) субъектов РФ; объяснять логику построения текста региональных конституций (уставов), формулировать значение преамбулы, переходных положений; ● владеть: научной терминологией в области теории конституции, методом сравнительного анализа; навыками обобщения, анализа информации о конституциях (уставах) субъектов РФ.
  Порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации ОК-3 ОК-4 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-4 ПК-5 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать:способы принятия и внесения изменений в текст конституций (уставов) субъектов РФ; ● уметь:характеризовать процедуру (порядок) пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов РФ, проводить различия указанных процедур; участвовать в разработке проекта закона о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта РФ в соответствии с поставленным заданием; ● владеть: научной терминологией в области теории конституции; методом сравнительного анализа; навыками обобщения, анализа информации о конституциях (уставах) субъектов РФ.
  Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-8 ОК-9 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-13 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать: содержание конституционных характеристик субъекта РФ (политических, экономических, социальных, духовных основ конституционного строя); особенности и значение института основ конституционного строя как фундамента российской государственности; осознавать социальную и правовую значимость основ конституционного строя для своей будущей профессии; ● уметь: анализировать социально значимые проблемы, связанные с реализацией основ конституционного строя в пределах субъекта РФ; применять нормы конституций (уставов) субъектов РФ, закрепляющих основы конституционного строя, к конкретной ситуации; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере реализации основ конституционного строя; понимать социальную ценность народовластия и институтов гражданского общества; ● владеть: владеть юридической терминологией в области основ конституционного строя в РФ; навыками работы с правовыми актами, навыками анализа изучаемых государственно-правовых явлений и процессов, методом сравнительного анализа.
  Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать:принципы взаимоотношений государства и личности, закрепляемые в конституциях (уставах) субъектов РФ;содержание, гарантии и способы защиты прав и свобод человека и гражданина в региональном конституционном законодательстве; осознавать как высшую ценность человека, его права и свободы; ● уметь: характеризовать место и роль института основ правового статуса личности в региональной системе права; раскрыть значение конституционных основ статуса личности для профессиональной деятельности, формирования правосознания и правовой культуры, подтверждая свои выводы конкретными примерами; сопоставлять конституционные права со свободами, а также с гарантиями и обязанностями человека и гражданина; классифицировать конституционные права и свободы человека и гражданина; обнаруживать факты нарушений и недопустимых ограничений конституционных прав и свобод, обосновывая свою позицию; участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; ● владеть: владеть конституционно-правовой терминологией в области основ правового статуса личности; навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемого правового института, методом сравнительного и системного анализа, навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
  Закрепление конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-13 ПК-15 ПК-16 ПК-17   ● знать:виды субъектов РФ,особенности и характерные черты их конституционно-правового статуса; возможные варианты территориальных изменений в России; понятие национально-культурной автономии; ● уметь: проводить сравнительный анализ правового статуса различных видов субъектов РФ, опираясь на текст федеральной Конституции и региональных основных законов; уметь толковать нормы Конституции РФ, закрепляющие основы федеративного устройства России, иллюстрируя их содержание примерами из практики Конституционного Суда РФ; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении конституционных принципов федерализма; характеризовать процедуру принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ; анализировать, сравнивать законодательство субъектов РФ об административно-территориальном устройстве; анализировать нормы, гарантирующие национально-культурную автономию в РФ и защиту прав коренных малочисленных народов. ● владеть:юридической и научной терминологией, навыками обобщения и анализа изученного материала.
  Конституционная система органов публичной власти в субъектах Российской Федерации ОК-1 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать:общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ; избирательное право и процесс в субъектах РФ; принципы осуществления местного самоуправления в субъектах РФ; ● уметь: давать характеристику конституционно-правовой регламентации системы органов государственной власти субъекта РФ; анализировать особенности реализации принципа разделения властей на уровне субъекта РФ; участвовать в разработке нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов государственной власти субъектов РФ; толковать правовые нормы, закрепляющие систему органов государственной власти субъектов РФ; составлять обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ; ● владеть:навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, связанных с формированием и деятельностью органов государственной власти субъектов РФ; владеть навыками подготовки юридических документов, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
  Правовая охрана и толкование конституций (уставов) субъектов Федерации ОК-3 ОК-4 ОК-7 ОК-8 ПК-5 ПК-13 ПК-15 ПК-16 ПК-17 ● знать:понятие конституционных (уставных) судов субъектов РФ; их роль в правовой охране региональных основных законов; толкование конституций (уставов) субъектов РФ; ● уметь:выявлять и характеризовать современные тенденции развития региональной конституционной юстиции; раскрывать основные проблемы, возникающие в сфере реализации решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ; проводить подбор практики толкования региональных основных законов; ● владеть:юридической терминологией в сфере конституционных основ системы органов публичной власти в субъектах РФ; навыками обобщения и анализа правовых актов в указанной сфере.

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации.

Развал Союза ССР, децентрализация федеративного устройства России, Декларации о государственном суверенитете республик в составе России, Фе­деративный договор от 31 марта 1992 года.

Принятие первых конституций и уставов субъектов РФ в постперестроечный период России. Эволюция регио­нального конституционного законодательства и его современное состояние.

Соотношение Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ. Обеспечение единства конституционно-правовой системы РФ.

Прямое действие конституций и уставов субъектов РФ. Роль текущего регионального законодательства в реализации конституций и уставов субъектов РФ.

Образовательные технологии

Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

· лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации;

· лекции - электронные презентации;

· дискуссия;

· мозговой штурм;

· работа в малых группах;

· презентация;

· демонстрация;

· выполнение эссе;

· составление юридического документа;

· комментирование научной статьи;

· комментирование ответов студентов;

· творческие задания;

· решение задач;

· анализ конкретных ситуаций;

· Сократов метод;

· «мини-конференция»;

· «круглый стол»;

· интервьюирование;

· составление таблиц и схем;

· встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений;

· тестирование и др.

Указанные технологии могут быть применены преподавателем для диагностики «входных» знаний студентов; могут применяться во время занятий (на лекциях и практических занятиях) и после – для аттестации, контроля и диагностики компетентностей «на выходе».

При достаточных технических возможностях аудиторий, используемых для занятий, будут использованы такие методы как демонстрация учебных фильмов информационного характера или слайдов.

В целом в учебном процессе интерактивные формы должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Какие именно аудиторные занятия проводятся с использованием интерактивных методов обучения, определяет преподаватель, проводящий аудиторные занятия со студентами.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

5.1. Формы текущего и промежуточного контроля

Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:

· опрос;

· проверка выполнения самостоятельных работ;

· решение практических и ситуационных задач;

· демонстрация презентаций;

· тестирование.

5.2. Контрольные вопросы к зачету

1. Конституционная реформа в России 1989-1992-х годов. Предпосыл­ки принятия конституций (уставов) субъектов РФ.

2. Этапы развития конституций (уставов) субъектов РФ.

3. Значение Деклараций о государственном суверенитете республик в составе РФ и Федеративного договора от 31 марта 1992 г. для разработки конституций (уставов) субъектов РФ.

4. Соотношение конституций (уставов) субъектов РФ с Конституцией РФ.

5. Действие конституций (уставов) субъектов РФ во времени, простран­стве и по кругу лиц.

6. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов РФ,

7. Структура конституций (уставов) субъектов РФ.

8. Значение преамбулы конституций (уставов) субъектов РФ.

10. Обеспечение единства конституционно-правовой системы РФ.

11. Конституции (уставы) субъектов РФ - база развития регионального законодательства.

12. Тенденции развития регионального конституционного законода­тельства.

13. Конституционная ответственность в субъектах РФ.

14. Толкование конституций (уставов) субъектов РФ.

15. Порядок пересмотра конституций (уставов) субъектов РФ и приня­тия поправок.

16. Конституционный референдум.

17. Конституционная законодательная инициатива.

18. Роль конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите их конституций (уставов).

19. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении соответствия Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ.

20. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уста­вах) субъектов РФ.

21. Конституционные формы осуществления народовластия в РФ.

22. Конституционные основы организации и деятельности некоммер­ческих организаций в субъектах РФ.

23. Закрепление основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ.

24. Закрепление личных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ.

25. Закрепление политических прав и свобод гражданина в конститу­циях (уставах) субъектов РФ,

26. Закрепление социально-экономических и культурных прав и свобод в конституциях (уставах) субъектов РФ.

27. Закрепление основных обязанностей граждан в конституциях (уста­вах) субъектов РФ.

28. Развитие конституционных гарантий основных прав и свобод чело­века и гражданина РФ в законодательстве субъектов РФ.

29. Закрепление принципов федеративного устройства в конституциях (уставах) субъектов РФ.

30. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ.

31. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федераль­ного значения, автономных образований как субъектов РФ.

32. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.

33. Конституционный порядок изменения правового статуса субъекта РФ.

34. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных наро­дов в субъектах РФ.

35. Конституционные основы организации и деятельности системы органов государственной власти в субъектах РФ.

36. Конституционные основы организации законодательной власти в субъектах РФ.

37. Конституционные основы организации исполнительной власти в субъектах РФ.

38. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

39. Конституционные принципы организации системы органов мест­ного самоуправления в субъектах РФ,

40. Президент РФ - гарант единства конституционно-правовой систе­мы России.

 

Учебно-методическое обеспечение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.134 с.)