Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Юридические свойства, структура, порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени О. Е. КУТАФИНА» ИНСТИТУТ (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове •^^•^^^•^•^^^•^^^••••^^•^••^^••^^•^••^^•^•^^••^^•^^•^^•Р^^^ИЁ^^И^Ш^^^^М^ИДИИШЁ^И^^МИИ^^^^И^^И^^М^^И^ИИ^^^ИШ^^^^ММ^^ИИЩ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНСТИТУЦИИ И УСТАВЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Направление подготовки: юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Форма обучения: очная и заочная
Киров 2012 по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация [степень] бакалавр) Автор: преподаватель И.А. Комарова
Программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «___» ________ 20___ года, протокол № __ 1. Цели освоения учебной дисциплины
Основные виды профессиональной деятельности, подготовка Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» в рамках изучения учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционно-правовыми нормами: ● нормотворческая; ● правоприменительная; ● правоохранительная; ● экспертно-консультационная; ● педагогическая деятельность. Целью учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: ● осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления; ● осуществления правозащитной деятельности на территории субъекта Российской Федерации в области прав и свобод человека и гражданина; ● осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам соотношения федеральной Конституции и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, принятия и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, регулирования основ конституционного строя, регламентации основ правового статуса личности, государственного устройства, организации системы органов государства и местного самоуправления в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, толкования и правовой охраны региональных основных законов; ● преподавания основ учебной дисциплины «Конституции и
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент в рамках учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации». В соответствии с п. 4.4. ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: ● участвовать в конституционно-правовых отношениях, в обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности, прежде всего, в пределах территории субъекта Российской Федерации; ● уважать конституционные ценности, нашедшие отражение в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, и занимать активную жизненную позицию в области их охраны; ● обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм, содержащихся в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации; ● владеть навыками разработки и экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и являющихся источниками конституционного права; ● владеть навыками властно-организационной и правоприменительной деятельности в сфере государственной власти, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации, разработки и экспертизы соответствующих правоприменительных актов; ● владеть навыками правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти субъекта Российской Федерации; консультирования граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод; ● владеть навыками консультирования органов и должностных лиц государственной власти, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, в области конституционного права; ● владеть навыками преподавания основ учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации». В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать: ● общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в федеральном и региональном конституционно-правовом законодательстве; ● место конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в единой системе права, их соотношение с федеральной Конституцией по юридической силе; ● значение, особенности содержания, структуры, порядка принятия и внесения изменений в конституции (уставы) Российской Федерации; ● особенности закрепления политических, социально-экономических и духовных основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации; ● принципы правового положения личности, способы защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в региональных основных законах; ● конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации; ● конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь: ● обобщать полученные знания в области регионального конституционного права; ● правильно применять теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации», в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; ● правильно определять региональные правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений; ● анализировать региональные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету учебной дисциплины; ● толковать конституционно-правовые нормы, содержащиеся в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, применяя различные способы и виды толкования; ● анализировать решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности; ● принимать правовые решения в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету учебной дисциплины. В результате освоения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями: · осознавать значимость конституционных ценностей для населения субъекта Российской Федерации и в конечном итоге в целом для государства и общества; · осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма; · развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права; · быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов, возникающих на территории отдельного субъекта Федерации; · соблюдать принципы этики юриста; · анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы регионального уровня; · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; В результате освоения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: · устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в региональной системе права; · оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию; · выявлять основные проблемы регионального конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения; · участвовать в разработке проектов региональных нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы; · осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъекта РФ, в целях выявления в них коррупциогенных положений; · демонстрировать знание решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации; · преподавать основы учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации»на необходимом теоретическом и методическом уровне.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» относится к вариативной части профессионального цикла ООП. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, дисциплина «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» относится к числу учебных дисциплин профессионального цикла (вариативная часть). Изучение курса «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» позволит студентам активнее следить и лучше понимать общественно-политические процессы в стране и регионах, а также ориентироваться в региональном конституционно-правовом законодательстве.
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Общенаучную основу изучения конституционного права составляют философия и логика. Студенты должны уметь применять знания в области философии и логики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Кроме того студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» служат теория и история государства и права, а также конституционное право. «Входными» знаниями, необходимыми для глубокого овладения дисциплины, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника; понятие конституции и ее особенности, понятие основ конституционного строя, правового статуса личности, принципов федеративного устройства, основ организации органов публичной власти в Российской Федерации. Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. Дисциплина вооружает студентов: · способностью соотносить нормы конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с федеральной Конституцией, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы региональных основных законов; · способностью толковать нормы конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с учетом базовых конституционных принципов; · способностью руководствоваться конституционными ценностями, способствуя укреплению конституционной законности; · навыками учета и систематизации правовых позиций конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их применения в соответствующих правовых ситуациях. 3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 72 часа (2 зачетные единицы). Тематический план для очной формы обучения
Тематический план для заочной формы обучения
Тематический план для отделения сокращенной подготовки
3.1 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
3.2. Содержание дисциплины (программа курса) Тема 1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в единой конституционно-правовой системе Федерации. Развал Союза ССР, децентрализация федеративного устройства России, Декларации о государственном суверенитете республик в составе России, Федеративный договор от 31 марта 1992 года. Принятие первых конституций и уставов субъектов РФ в постперестроечный период России. Эволюция регионального конституционного законодательства и его современное состояние. Соотношение Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ. Обеспечение единства конституционно-правовой системы РФ. Прямое действие конституций и уставов субъектов РФ. Роль текущего регионального законодательства в реализации конституций и уставов субъектов РФ. Образовательные технологии Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии: · лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации; · лекции - электронные презентации; · дискуссия; · мозговой штурм; · работа в малых группах; · презентация; · демонстрация; · выполнение эссе; · составление юридического документа; · комментирование научной статьи; · комментирование ответов студентов; · творческие задания; · решение задач; · анализ конкретных ситуаций; · Сократов метод; · «мини-конференция»; · «круглый стол»; · интервьюирование; · составление таблиц и схем; · встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений; · тестирование и др. Указанные технологии могут быть применены преподавателем для диагностики «входных» знаний студентов; могут применяться во время занятий (на лекциях и практических занятиях) и после – для аттестации, контроля и диагностики компетентностей «на выходе». При достаточных технических возможностях аудиторий, используемых для занятий, будут использованы такие методы как демонстрация учебных фильмов информационного характера или слайдов. В целом в учебном процессе интерактивные формы должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Какие именно аудиторные занятия проводятся с использованием интерактивных методов обучения, определяет преподаватель, проводящий аудиторные занятия со студентами.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 5.1. Формы текущего и промежуточного контроля Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах: · опрос; · проверка выполнения самостоятельных работ; · решение практических и ситуационных задач; · демонстрация презентаций; · тестирование. 5.2. Контрольные вопросы к зачету 1. Конституционная реформа в России 1989-1992-х годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов РФ. 2. Этапы развития конституций (уставов) субъектов РФ. 3. Значение Деклараций о государственном суверенитете республик в составе РФ и Федеративного договора от 31 марта 1992 г. для разработки конституций (уставов) субъектов РФ. 4. Соотношение конституций (уставов) субъектов РФ с Конституцией РФ. 5. Действие конституций (уставов) субъектов РФ во времени, пространстве и по кругу лиц. 6. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов РФ, 7. Структура конституций (уставов) субъектов РФ. 8. Значение преамбулы конституций (уставов) субъектов РФ. 10. Обеспечение единства конституционно-правовой системы РФ. 11. Конституции (уставы) субъектов РФ - база развития регионального законодательства. 12. Тенденции развития регионального конституционного законодательства. 13. Конституционная ответственность в субъектах РФ. 14. Толкование конституций (уставов) субъектов РФ. 15. Порядок пересмотра конституций (уставов) субъектов РФ и принятия поправок. 16. Конституционный референдум. 17. Конституционная законодательная инициатива. 18. Роль конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите их конституций (уставов). 19. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении соответствия Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ. 20. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов РФ. 21. Конституционные формы осуществления народовластия в РФ. 22. Конституционные основы организации и деятельности некоммерческих организаций в субъектах РФ. 23. Закрепление основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ. 24. Закрепление личных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ. 25. Закрепление политических прав и свобод гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ, 26. Закрепление социально-экономических и культурных прав и свобод в конституциях (уставах) субъектов РФ. 27. Закрепление основных обязанностей граждан в конституциях (уставах) субъектов РФ. 28. Развитие конституционных гарантий основных прав и свобод человека и гражданина РФ в законодательстве субъектов РФ. 29. Закрепление принципов федеративного устройства в конституциях (уставах) субъектов РФ. 30. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ. 31. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов РФ. 32. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации. 33. Конституционный порядок изменения правового статуса субъекта РФ. 34. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов в субъектах РФ. 35. Конституционные основы организации и деятельности системы органов государственной власти в субъектах РФ. 36. Конституционные основы организации законодательной власти в субъектах РФ. 37. Конституционные основы организации исполнительной власти в субъектах РФ. 38. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ. 39. Конституционные принципы организации системы органов местного самоуправления в субъектах РФ, 40. Президент РФ - гарант единства конституционно-правовой системы России.
Учебно-методическое обеспечение Студентам рекомендуется следить за публикациями по вопросам конституционного права в журналах «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право», «Правоведение» и др., а также за изменением и развитием федерального и регионального законодательства, регулирующего общественные отношения, относящиеся к предмету дисциплины. Следует использовать справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант». Полезно изучать судебн
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.009 с.) |