Правовые основы и порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы и порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.



Административный надзор - это осуществляемое органами внутрен­них дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест ли­шения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным за­коном временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им возложенных судом обязанностей.

Правовой основой установления и осуществления административно­го надзора являются:

- Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об администра­тивном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

- Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за ими, освобожденными из мест лишения свободы»;

- Приказ МВД России от 08 июля 2011 г. № 818 «О порядке осу­ществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и другие нормативно-правовые акты. Админи­стративный надзор устанавливается для предупреждения совершения определенными категориями лиц, освобожденными из мест лишения сво­боды и перечисленными в законе, преступлений и других правонаруше­ний, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом по заявлению ад­министрации исправительного учреждения либо органа внутренних дел при наличии оснований, в отношении совершеннолетнего лица, освобож­даемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

- тяжкого или особо тяжкого преступления;

- преступления при рецидиве преступлений;

- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобож­денного из мест лишения свободы, подпадающего под одну из перечислен­ных категорий и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за со­вершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от их поведения в местах лишения сво­боды во время отбывания наказания или поведения после отбытия наказа­ния. В отношении остальных, перечисленных выше лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается, если:

- лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

- лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против по­рядка управления и (или) административных правонарушения, посягаю­щих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Таким образом, законодательно определен порядок установления административного надзора, согласно которого право на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора имеют администрации исправительных учреждений и органы внутренних дел.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

- запрещение пребывания в определенных местах;

- запрещение посещения мест проведения массовых и иных меро­приятий и участия в указанных мероприятиях;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, явля­ющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внут­ренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обяза­тельной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Суд в течение срока административного надзора на основании заяв­ления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представи­теля с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного ли­ца, а также о соблюдении им административных ограничений может ча­стично отменить административные ограничения или на основании заяв­ления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные под­надзорному лицу административные ограничения.

В зависимости от категории лиц, подпадающих под административ­ный надзор, он может быть установлен на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного для погашения судимости, или на срок, установленный для погашения судимости, за вычетом срока истек­шего после отбытия наказания. При наличии соответствующих оснований административный надзор может бьггь продлен каждый раз на срок до 6 месяцев, но не свыше срока, установленного для погашения судимости.

В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополни­тельного вида наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

- объявления поднадзорного лица в розыск;

- признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

- заключения поднадзорного лица под стражу.

После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Административный надзор устанавливается судом на основании за­явления исправительного учреждения или органа внутренних дел, и про­длевается судом также на основании заявления органа внутренних дел.

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более ад­министративных правонарушений против порядка управления и (или) ад­министративных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и обще­ственную нравственность.

Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзор­ного лица.

Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

- истечение срока административного надзора;

- снятие судимости с поднадзорного лица;

- осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

- вступление в законную силу решения суда об объявлении поднад­зорного лица умершим;

- смерть поднадзорного липа.

Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом, и положительно харак­теризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по ис­течении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в до­срочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершенно­летнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имею­щего непогашенную или неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если данное лицо, совершило в течение одного года два и более администра­тивных правонарушения против порядка управления и (или) администра­тивных правонарушений, посягающих на общественный порядок и обще­ственную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В таком случае административный надзор устанавливает­ся в течение срока, определенного законодательством Российской Феде­рации для погашения судимости.

Поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении админи­стративного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении ад­министративного надзора либо об установлении связанных с ним админи­стративных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющего­ся местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами;

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учре­ждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по ис­ключительным личным обстоятельствам разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося ме­стом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания

о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам;

5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребыва­ния в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребыва­ния, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если под­надзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам;

6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в опреде­ленное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребыва­ние вне указанного помещения.

Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внут­ренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим ор­ганом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по во­просам, связанным с соблюдением им установленных судом администра­тивных ограничений и выполнением обязанностей.

В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Феде­ральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных Фе­деральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных Федеральным законом обязанностей;

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобож­денного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребыва­ния, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое администра­тивное ограничение;

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту7 работы и (или) месту жи­тельства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения

о его поведении;

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом ад­министративных ограничений и выполнения предусмотренных Федераль­ным законом обязанностей;

3) входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являю­щееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в опре­деленное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребы­вание вне указанного помещения.

Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отно­шении которого установлены административные ограничения, предусмот­ренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденны­ми из мест лишения свободы» на пребывание вне жилого или иного поме­щения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:

1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого род­ственника;

2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской по­мощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохра­нения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жи­тельства или пребывания поднадзорного, либо в установленных судом пределах территории;

3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;

5) необходимость сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательное учреждение;

6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и

дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходя­щей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установ­ленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

б) прохождение предварительного собеседования;

в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового догово­ра, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установлен­ных судом пределах территории;

г) заключение трудового договора;

д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

е) государственная регистрация в качестве индивидуального пред­принимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Наиболее значимой разновидностью контрольно-надзорной деятель­ности полиции является административный надзор за лицами, освобож­денными из мест лишения свободы. Данный вид надзора представляет со­бой эффективное административно-принудительное средство борьбы с ростом рецидивной преступности в обществе. Его осуществление позво­ляет полиции успешнее решать вопросы предупреждения и пресечения преступлений, обеспечения прав и личных интересов граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.025 с.)