Стадии производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел.



Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие стадии производства по делам об административных правона­рушениях:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) рассмотрение дела и вынесение постановлений или определений но нему;

3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

4) исполнение постановлений по делам об административных право­нарушениях;

Рассмотрим подробнее эти стадии.

Первая стадия - Возбуждение дела об административном правонарушении:

Статья 28.1. КоАП РФ определяет, что поводами к возбуждению де­ла об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполно­моченными составлять протоколы об административных правонарушени­ях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от обще­ственных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, ука­тывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ча­стью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорож­ного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, ви­деозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении соб­ственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случа­ях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, транспорт­ное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения администра­тивного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об адми­нистративном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного рас­следования (статья 28.7 КоАП РФ). Применительно к деятельности органов внутренних дел административное расследование может проводиться в слу­чаях выявления административного правонарушения в области законода­тельства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их пре­курсорах, миграционного законодательства, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест про­исхождения товаров, общественной нравственности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; в области дорожного движения и на транспорте, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Ре­шение о возбуждении дела об административном правонарушении и прове­дении административного расследования принимается должностным лицом органа внутренних дел, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об администра­тивном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонаруше­нии, или его заместителя - на срок не более одного месяца; решением руко­водителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - ни срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется про­токол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

5) вынесение постановления по делу об административном правона­рушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 28.3 КоАП РФ закрепил перечень должностных ниц, уполномоченных составлять протоколы об административных право­нарушениях, первыми в этом перечне указаны сотрудники органов внут­ренних дел (полиции) и это далеко не случайно, так как в административ­ной юрисдикции органов внутренних дел находится наибольшее количе­ство административных правонарушений, содержащихся в особенной ча­ет КоАП. Министр внутренних дел Российской Федерации конкретизи­ровал категории сотрудников органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Каковы же сроки составления протокола об административном правонарушении? Статья 28.5 КоАП РФ гласит:

1) немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

2) в течение 2 суток с момента выявления административного пра­вонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице;

3) после проведения административного расследования в соответ­ствии со ст. 28.7 КоАП РФ по отдельным видам административных правонарушений, когда необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, требующих значительных временных затрат. Для прове­дения административного расследования сотрудником органа внутренних дел выносится определение, а прокурором - постановление немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

При выявлении факта правонарушения и правонарушителя сотрудник полиции вправе:

а) подвергнуть административному наказанию нарушителя на месте без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ), если за правонарушение может быть назначено наказание в виде предупреждения или штрафа, либо правонарушение зафиксировано в автоматическом режиме специаль­ных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видео-, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

6) составить протокол на месте, если правонарушитель оспаривает назначенное ему наказание или если составление протокола является обя­зательным;

в) доставить правонарушителя в полицию, другой государственный орган для составления протокола при невозможности составить его на ме­сте, если составление протокола является обязательным.

Если правонарушитель оспаривает назначенное ему наказание или за данное правонарушение должен составляться протокол в обязательном порядке, сотрудник полиции составляет протокол. Однако, если обстоя­тельства не позволяют это сделать (темно, идет дождь, скопление народа и т.д.) принимается решение о доставлении нарушителя в полицию. При до­ставлении в орган внутренних дел нарушителя сотрудник полиции со­ставляет об этом протокол. О доставленном в орган внутренних дел пра­вонарушителе дежурный по органу обязан сделать запись об этом в Книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел.

При составлении протокола об административном правонарушении в нем указывается: дата и место его совершения; должность, фамилия и ини­циалы лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; ме­сто, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правона­рушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совер­шившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившее правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Нарушитель вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию прото­кола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола об административном правонарушении нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, преду­смотренные статьей 28.2. Кодекса, о чем делается отметка в протоколе. Кроме того, в соответствии с этой же статьей ему должна быть вручена копия протокола по его просьбе, а также по просьбе потерпевшего.

В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, в це­лях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспе­чения производства по делам об административных правонарушениях, допускается административное задержание лица и другие меры обеспече­ния производства по делу.

Дело об административном правонарушении может содержать сле­дующие документы:

1) протокол сотрудника полиции о доставлении правонарушителя в орган внутренних дел;

2) протокол об административном задержании нарушителя;

3) протокол об административном правонарушении;

4) справка о проверке по адресному бюро (ЦАБ) территориального органа ФМС России о регистрации нарушителя по месту жительства или пребывания;

5) справка о проверке по информационному центру ГУ МВД (УМВД) или по учетам ГРОВД о фактах привлечения ранее лица к адми­нистративной ответственности и (или) уголовной ответственности, о установлении розыска (если таковой имеется);

6) объяснения нарушителя, потерпевшего и свидетелей;

7) протоколы: личного досмотра или досмотра вещей, товаров, транспорта, изъятия вещей и другие необходимые в каждом конкретном случае документы.

Вторая стадия - рассмотрение дела и вынесение по нему постановления.

С момента получения начальником органа внутренних дел, его заместителями или другими должностными лицами дела об административном правонарушении от сотрудника, возбудившего дело, начинается вторая стадия - рассмотрение дела и вынесение по нему постановления.

Должностное лицо органа внутренних дел при подготовке к рас­смотрению дела обязано выяснить следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмот­рения дела именно этим должностным лицом, то есть не является ли он родственником лица, участвующего в производстве; лично, прямо или косвенно не заинтересован в разрешении дела;

3) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотре­ния по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы, то есть самоотвод и отвод должностного лица;

При подготовке к рассмотрению дела в случае необходимости выно­сится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, об истребовании дополнительных материалов, про­ведении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола и других материалов дела из-за непра­вильного их оформления;

5) о передаче материалов по подведомственности.

В то же время КоАП РФ предусматривает, что при наличии обстоя­тельств, исключающих производство по делу, должно быть вынесено по­становление о прекращении дела.

По общему правилу, дела об административном правонарушении рассматриваются по месту его совершения (или по ходатайству правона­рушителя - по месту его жительства). Дело может быть рассмотрено по месту нахождения органа, проводившего административное расследова­ние. Дело об административном правонарушении несовершеннолетнего может быть рассмотрено по его месту жительства.

Закон не определяет единых сроков рассмотрения дел и поэтому де­ла могут быть рассмотрены в следующие сроки (ст. 29.6 КоАП РФ):

1) в 15-дневный срок со дня получения дела должностным лицом;

2) в 2-х месячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

3) не более чем 1 месяц на основании определения о продлении сро­ка рассмотрения;

4) не позднее 48 часов с момента административного задержания нарушителя;

5) в день получения протокола об административном правонаруше­нии, за совершение которого влечет административный арест.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении от­ражен в статье 29.7. КоАП РФ и начинается с объявления, кто рассматривает дело, какое дело и кто привлекается по делу к административной ответствен­ности, Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физиче­ского лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонаруше­нии, показания других лиц (если таковые имеются), участвующих в произ­водстве по делу, исследуются иные доказательства. Очевидно, что для приня­тия законного и обоснованного решения по делу об административном пра­вонарушении сотрудник органа внутренних дел (полиции), в чьей компетен­ции находится принятие решение по делу, должен всесторонне рассмотреть его, учесть все доводы правонарушителя, убедиться в правильности квалифи­кации состава рассматриваемого административного правонарушения.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих произ­водство по делу;

2) объявления устного замечания;

3) прекращении производства по делу и передачи материалов проку­рору, в дознание или предварительное следствия при наличии признаков преступления.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или его представителю или представителю юридического лица, а также потер­певшему по его просьбе либо высылается этим лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено также определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномо­ченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

2) о передаче дела по подведомственности.

Третья стадия - пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в связи с обжалованием и ни опротестованием постановления.

Постановление по делу, вынесенное должностным лицом органа внут­ренних дел, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу подается судье, в орган, долж­ностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые в течение трех суток со дня поступления жалобы обязаны направить ее со всеми материалами в вышестоящий суд, орган или должностному лицу.

Важным положением КоАП РФ является то, что жалоба на постановление по делу может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, орган, должностному лицу.

Срок обжалования по делу - в течение 10 дней со дня вручения или получении копии постановления.

Срок рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом ор­гана внутренних дел (вышестоящим судом) - в течение 10 дней со дня ее поступления, а жалоба об административном аресте - в течение 1 суток с момента подачи жалобы.

Виды решений по жалобе могут быть следующими:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удо­влетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не ухудшается поло­жение нарушителя;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмот­рение лицам, полномочным рассматривать дело;

5) об отмене постановления и о направлении дела по подведом­ственности.

Оглашение решения, принятого по жалобе: а) немедленно после его вынесения, при этом копия решения по жалобе вручается или высылается виновному физическому или юридическому лицу в срок до 3 суток; б) в день вынесения решения по жалобе административно арестованного лица.

Важной гарантией защиты прав граждан является также принесения протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения по жалобам (ст. 30.10 КоАП РФ), а также принесения протеста прокурором па вступившее в законную силу постановления по делу об администра­тивном правонарушении, решений по результатам жалоб и протестов (ст. 30.11 КоАП РФ).

Четвертая стадия - исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрим общие положения:

1) вступление постановления в законную силу;

2) обращение постановления к исполнению;

3) приведение в исполнение постановления;

4) отсрочка и рассрочка исполнения постановления;

5) приостановление исполнения постановления;

6) прекращение исполнения постановления;

7) давность исполнения постановления;

8) окончание производства по исполнению постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ):

1) после истечения срока, установленного для обжалования поста­новления, если оно не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если это решение не было обжаловано или опроте­стовано вновь, за исключением случаев, если решением отменяется выне­сенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию ре­шения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением от­меняется вынесенное постановление.

Постановление по делу подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.

Обращение постановления по делу к исполнению возлагается на долж­ностное лицо органа внутренних дел, вынесшее постановление в течение трех суток со дня вступления его в законную силу, а в случае рассмотрения жало­бы или протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение (ст. 31.3 КоАП РФ).

Приведение в исполнение постановления по делу осуществляется органами и лицами, вынесшими постановление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.046 с.)