ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административной юрисдикции органов внутренних дел (полиции) и ее особенности.



Прежде чем определить, что такое административная юрисдикция, необходимо уяснить, что означает общий термин «юрисдикция».

Юрисдикция (лат. - судопроизводство) - установленная законом сово­купность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности или непра­вомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Что же касается административной юрисдикции, то ее можно рас­сматривать как установленную законом деятельность органов исполни­тельной власти и должностных лиц по разрешению индивидуальных ад­министративных дел и применению соответствующих юридических санк­ций в административном порядке (без обращения в суд).

Административная юрисдикция - исполнительно-­распорядительная деятельность по применению установленных государ­ством нормативных предписаний к конкретным случаям, разрешению конфликтных правовых ситуаций в случае возникновения спора о праве либо нарушения установленных законодательством правил.

Опираясь на общие понятия юрисдикции и административной юрис­дикции можно определить административную юрисдикцию органов внут­ренних дел как исполнительно-распорядительную деятельность данных органов и их должностных лиц по разрешению индивидуальных админи­стративных дел и применению соответствующих юридических санкций к правонарушителям в административном порядке.

Таким образом, административная юрисдикция - составная часть правоохранительной деятельности органов внутренних дел, осуществляе­мой на основании и во исполнение законов.

Юрисдикция органов внутренних дел осуществляется по правилам административного процесса, включающего последовательные стадии ад­министративного производства - возбуждение административного дела, рассмотрение его по существу и принятие постановления, пересмотр по­становления, исполнение постановления. Законодательство РФ определяет подведомственность административных дел, компетенцию органов адми­нистративной юрисдикции по их разрешению, сроки рассмотрения дел, сроки и порядок обжалования и исполнения постановлений; права и обя­занности участников административного дела, разрешаемого в порядке административной юрисдикции, предусматривает гарантии прав лиц при применении к ним мер административного воздействия.

В связи с тем, что административная юрисдикция органов внутрен­них дел в большей степени связана с производством по делам об админи­стративных правонарушениях, то задачами этого вида административных производств являются (ст. 24.1. КоАП РФ):

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обс тоятельств каждого дела;

2) разрешение его в точном соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению ад- ми и истративных правонарушений

Принципы административно - юрисдикционной дея­тельности органов внутренних дел:

- законности (ст. 1.6 КоАП РФ);

- гласности (ст. 24.3 КоАП РФ);

- презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ);

- объективной истины (ст. 26.11 КоАП РФ);

- равенства граждан перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ);

- национального языка производства (ст. 24.2 КоАП РФ);

- экономичности и эффективности процесса (ст. 29.6 КоАП РФ);

- самостоятельности в принятии решения, ответственность долж­ностных лиц за надлежащее ведение дела (ст. ст. 29.9, 29.12. КоАП РФ);

- обеспечения, привлекаемому к ответственности права на защиту (ст. 25.5 КоАП РФ );

- индивидуальности наказания (ст. 4.1 КоАП РФ)

- реальности исполнения принятого по делу постановления (ст. 31.2 КоАП РФ).

Действующее законодательство предоставляет значительные права органам внутренних дел по рассмотрению дел об административных пра­вонарушениях и применению к лицам, виновным в их совершении, соот­ветствующих наказаний (ст. 23.3 КоАП РФ).

Роль административной юрисдикции в правоохранительной системе определяется ее назначением как средства борьбы с административными правонарушениями.

В процессе осуществления этого вида юрисдикции рассматриваются дела об административных правонарушениях по существу и применяются административные наказания.

Характерными признаками, позволяющими отграничить ее от иных форм административно-правовой деятельности, являются.

1. Наличие административного правонарушения.

2. Быстрота рассмотрения дела.

3. Издание юрисдикционного акта в установленной законом форме.

Наличие административного правонарушения юрисдикционная дея­тельность связывает с рассмотрением и разрешением административных дел и применением государственного принуждения. Разрешение дел об административных правонарушениях составляет основное содержание административно-юрисдикционной деятельности.

В отличие от правосудия, она является специализированным способом правовой защиты общественных отношений. Исследованию и оценке в про­цессе административной юрисдикционной деятельности подлежат как обсто­ятельства дела о конкретном административном правонарушении, так и соот­ветствующие нормы права, предусматривающие ответственность за него.

Центральное место при этом занимает главный предмет доказывания наличие или отсутствие такого правонарушения, виновность лица, его совершившего.

Уполномоченное должностное лицо рассматривает фактические об­стоятельства совершенного деяния через призму нормы, предусматрива­ющей административную ответственность за правонарушение.

Установление соответствия фактического состава правонарушения юридическому и составляет содержание правовой квалификации, без ко­торой немыслима юрисдикция.

В процессе рассмотрения дела об административном правонаруше­нии устанавливается наличие в действиях лица всей совокупности при­знаков, характеризующих конкретное административное правонарушение:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект (с 16 лет);

- субъективная сторона.

Квалификация административных правонарушений предполагает не только установление соответствия совершенного деяния той или иной норме Особенной части КоАП РФ, но само доказательство такого соот­ветствия. Поэтому административная юрисдикция включает в себя как установление фактических обстоятельств дела и личности виновного, так исследование и оценке данной информации с точки зрения ее достовер­ности и полноты.

Каждое решение по делу об административных правонарушениях должно основываться на точных и проверенных фактах. Для этого исполь­зуются юридические доказательства, главной функцией которых является установление объективной истины. Компетентный орган, рассматриваю­щий такое дело, вправе выносить решение только на основе фактов, кото­рые доказаны в установленных законом порядке и форме.

Исследованию и оценке в процессе административной юрисдикции подлежат также соответствующие нормы акта, устанавливающие админи­стративную ответственность. При этом важно установить, не нарушены ли их требования или требования иных норм.

Административно-юрисдикционными полномочиями обладают не все подразделения органов внутренних дел. Такое право предоставлено органам внутренних дел (полиции). Причем действующий Кодекс об ад­министративных правонарушениях РФ (ст. 23.3) значительно расширил круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях и назначать административные наказания.

Каждый из них вправе рассматривать только дела об административ­ных правонарушениях, которые отнесены законодательством к его ведению.

Административно-юрисдикционную деятельность органов внутрен­них дел от юрисдикционной деятельности других органов отличает:

- широкий круг охраняемых органами внутренних дел отношений, обусловленной исполнительно-распорядительной деятельностью;

- большой объем полномочий по применению мер обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях;

- возможность дифференцированного выбора правовых санкций к тем правонарушителям, которые состоят на учете в органах внутренних дел как лица, неоднократно совершившие правонарушения;

- значительный круг лиц, которым предоставлено право рассматри­вать дела и принимать по ним решения;

- упрощенный порядок производства по некоторой части дел (без составления процессуальных документов, например, за незначительные нарушения правил дорожного движения).

Вместе с тем, можно выделить и другие особенностиюрисдикцион­ной деятельности органов внутренних дел:

1) юрисдикция органов внутренних дел является исключительно ад­министративной, то есть внесудебной;

2) осуществление юрисдикционных полномочий органами внутрен­них дел является правоохранительной и правоприменительной деятельно­стью в области обеспечения общественного порядка и общественной без­опасности;

3) юрисдикция органов внутренних дел связана не только с рассмот­рением и разрешением конкретных административных дел, назначению административных наказаний, но тесно связана с реализацией компетен­ции неюридического характера (различные виды административного кон­троля (надзора);

4) органы внутренних дел применяют не все административные наказания, а только предупреждение и штраф. KoAIT РФ 2001 г. не отнес к компетенции органов внутренних дел лишение права на управление транспортными средствами, предоставив это полномочие судьям;

5) при рассмотрении дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел действует принцип единоначалия в отличие от других юрисдикционных органов, например, административных комис­сий, в которых дела рассматриваются только коллегиально;

6) органы внутренних дел обеспечивают исполнение некоторых видов ад­министративных наказаний, назначенных судами (например, исполнение адми­нистративного ареста, конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов).





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.007 с.)