Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности сотрудников полиции после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Поиск

Наибольшее количество обязанностей сотрудников органов внут­ренних дел приходится на завершающий этап применения физической си­лы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это те действия, кото­рые сотрудник полиции производит после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, среди них:

1). осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадав­ших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов загора­ний и повреждений объектов жизнеобеспечения (после применения спе­циальных средств);

2). обеспечение лицам, получившим в результате применения физиче­ской силы, специальных средств или огнестрельного оружия телесные по­вреждения, первой помощи;

3). принятие мер к предоставлению пострадавшему медицинской помощи;

4). обеспечение охраны места применения физической силы, специаль­ных средств и оружия, повлекших смерть, ранение граждан или значитель­ный материальный ущерб;

5).уведомление прокурора о случаях смерти или ранения граждан, наступивших в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

6).уведомление родственников или близких лиц гражданина, постра­давшего в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

7). уведомление руководителя органа внутренних дел и представление сотрудником рапорта о применении специальных средств и огнестрельного оружия, а также физической силы, повлекшем смерть или ранение лиц.

Первое, что надлежит сделать после применения специальных средств - это произвести осмотр местности и помещений, в которых они применялись. В процессе осмотра выявляются лица, пострадавшие от применения специальных средств, несработавшие специальные изделия. Такие изделия подлежат обезвреживанию. Так, как применение отдельных видов специальных средств может повлечь за собой возникновение очагов возгораний, то сотруднику надлежит внимательно обследовать место их применения и, по возможности локализовать эти очаги. Производится также устранение иных негативных последствий применения специаль­ных средств, в случае необходимости - дегазация помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О полиции», со­трудник органов внутренних дел, применивший физическую силу, специильные средства или огнестрельное оружие, обязан оказать лицам, полу­чившим в результате их применения телесные повреждения первую по­мощь, а также обеспечить предоставление медицинской помощи.

Первая помощь состоит, прежде всего, в перенесении пострадавшего в безопасное место (если эго необходимо), остановке кровотечения. Обес­печение предоставления медицинской помощи состоит в самостоятельном пни через дежурного ОВД вызове скорой медицинской помощи либо до­ставлении пострадавшего в лечебное учреждение.

Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия - по­сягавшим, задерживаемым, пассажирам останавливаемого транспортного средства и случайным лицам (например, прохожим), причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым ли­цам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо вначале произвести наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия для оказания сопротивления или нападения.

В некоторых случаях сложившаяся ситуация может воспрепятство­вать выполнению сотрудниками полиции рассматриваемой обязанности (получивший ранение преступник не бросил оружия, продолжает угро­жать сотруднику полиции и т.д.). Поэтому следует принимать во внима­ние возможность возобновления посягательства или прибытия на место происшествия соучастников раненного (последний может вызвать их, скажем, по радиотелефону).

Далее, сотрудник полиции должен обеспечить охрану места приме­нения специальных средств и оружия, повлекшего смерть, ранение граж­дан или значительный материальный ущерб (место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия).

Если применение физической силы, специальных средств или огне­стрельного оружия повлекло смерть, ранение граждан или значительный имущественный вред (например, взрыв автомобиля) и необходимость в дальнейшем применении оружия отпала, сотрудник полиции, как и в лю­бом другом случае, когда он сталкивается с событием, угрожающим лич­ной или общественной безопасности, обязан в соответствии с п.2 ч. 1 ст.

12 Федерального закона «О полиции» принять возможные меры к охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Посторонние к телу убитого не подпускаются, израсходованные специ­альные средства, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чистит­ся, не разряжается, а лишь ставится на предохранитель. Сотрудником прини­маются меры по сохранению места происшествия в неприкосновенном виде.

Оперативный дежурный органа внутренних дел, получив сообщение о применении сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, немедленно докладывает об этом начальнику органа и в большинстве случае направляет на место происшествия наряд по­лиции, вооруженный табельным оружием и специальными средствами.

По прибытии работников прокуратуры и (или) органа внутренних дел для производства следственных или служебно-проверочных действий сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные сред­ства или огнестрельное оружие, информирует их о случившемся и дей­ствует в соответствии с их указаниями. Специальные средства, оружие, вместе с оставшимися боеприпасами сотрудник полиции передает проку­рору (следователю, оперативному дежурному или начальнику органа внутренних дел). Далее сотрудник действует в порядке, определяемом начальником органа внутренних дел.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О полиции»: «о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специ­альных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в те­чение 24 часов».

Уведомление прокурора осуществляется, как правило, дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения физиче­ской силы, специальных средств или огнестрельного оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия. Это необходимо для того, чтобы представитель прокуратуры, которой, как известно, подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками полиции, имел возможность своевременно выехать на ме­сто происшествия для его осмотра.

Необходимо, также уведомить в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов, близких родственников или близких лиц граждан, полу­чивших телесные повреждения в результате применения физической си­лы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудником орга­нов внутренних дел.

Чтобы исключить возможные негативные последствия для самого сотрудника и излишнее психологическое травмирование родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения физи­ческой силы, специальных средств или огнестрельного оружия, их уве­домление осуществляется, как правило, не самим сотрудником полиции, применившим силу или оружие, а руководителем или дежурным ОВД. О происшедшем и точном местонахождении пострадавших уведомляется супруг, кто-либо из родственников или близких людей.

Обязанность сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получив­шем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть.

Уведомление родственников, как уже было отмечено ранее, осуществ­ляется в кратчайшие сроки, но не позднее 24 часов и не ранее чем будет до­стоверно установлена личность пострадавшего и его родственников.

После этого, сотрудник обязан подготовить и представить начальни­ку рапорт о применении специальных средств и огнестрельного оружия.

Ч. 8 ст. 19 Федерального закона обязывает сотрудника полиции в течение 24 часов представить рапорт «о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия» своему непосредственному начальнику либо руководителю бли­жайшего территориального органа или подразделения полиции.

В рапорте указываются: обстоятельства, которые привели к приме­нению специального средства или огнестрельного оружия; вид специаль­ного средства или огнестрельного оружия, время и место его применения; условия, цели и результаты применения специального средства или огне­стрельного оружия; вид предупреждения о применении специального средства или огнестрельного оружия (количество предупредительных вы­стрелов и израсходованных патронов); сведения о лицах, против которых оно применялось и возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; меры по оказанию помощи пострадавшим; время информирования о слу­чившемся дежурного по органу внутренних дел.

Своим рапортом сотрудник органа внутренних дел должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, доказывает, что создавшаяся обста­новка давала ему право прибегнуть к физической силе, специальному средству или огнестрельному оружию.

53.Понятие административного контроля (надзора) полиции и его виды.

Среди основных направлений административной деятельности орга­нов внутренних дел (полиции) важное место занимает контрольно-надзорная деятельность. Она представляет собой внешненаправленную деятельность полиции, суть которой состоит в наблюдении за состоянием определенных объектов, поведением граждан в общественных местах, вы­явлении и пресечении правонарушений, применении мер административ­ного принуждения, в том числе, мер административной ответственности.

Административный надзор является разновидностью контрольно­надзорной деятельности полиции. К основным чертам административного надзора можно отнести следующие:

- осуществление его службами и подразделениями, для которых дан­ная функция является основной, а иногда даже единственной;

- наблюдение за соблюдением общеобязательных правил или специ­альных правовых норм;

- оценка действий поднадзорного объекта только с точки зрения их за­конности, а не целесообразности;

- надведомственный характер, поскольку между субъектом и объектом наблюдения нет организационной подчиненности, т.е. отношений слу­жебного подчинения;

- наделение субъектов осуществления надзора властными полномочиями и правом применения к нарушителям мер административного принуждения.

В зависимости от круга лиц и объектов, за которыми полиция осу­ществляет официальное наблюдение, можно выделить три разновидности административного надзора:

- надзор в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в служебном, организационном или ином подчинении полиции, за соблюдением ими общеобязательных правил (предписаний и запретов). Этот вид надзора распространяется на всех граждан и должностных лиц, на которых возлагаются определенные обя­занности, например, соблюдать правила поведения в общественных ме­стах, правила дорожного движения, регистрационных правил и т. п.). Дан­ный вид надзора в литературе именуют иногда общим надзором полиции;

- надзор в отношении определенного круга субъектов и по конкрет­ным вопросам (например, за лицами, имеющими огнестрельное оружие или индивидуальные транспортные средства, за иностранными граждана­ми, находящимися на территории России, и др.). Указанные категории лиц наряду с выполнением общеобязательных норм должны соблюдать прави­ла* действующие в отношении охотников, владельцев транспортных средств, иностранных граждан во время их пребывания в России, лиц, за­нимающихся частной детективной и охранной деятельностью;

- надзор персональный (индивидуальный), осуществляемый в отно­шении строго определенных законом категорий лиц (например, в отноше­нии лиц, освобожденных из мест лишения свободы или осужденных, ко­торым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, ли­бо наказание назначено условно). Этот вид надзора в литературе нередко называют специальным надзором.

Общие контрольно-надзорные полномочия полиции определены в ФЗ «О полиции». Полномочия по применению принудительных мер воз­действия, в том числе и административных санкций, применяемых к пра­вонарушителям, установлены в Кодексе РФ об административных право­нарушениях и в правовых актах субъектов Российской Федерации (см. ст. 76 Конституции Российской Федерации).

При всем многообразии правил, за соблюдением которых полиция осуществляет контроль (надзор), по характеру регулируемых отношений их можно свести в несколько основных групп:

1) правила, регламентирующие поведение граждан на улицах, в пар­ках и других общественных местах, в том числе при проведении спортив­ных и иных массовых мероприятий;

2) правила по обеспечению общественной безопасности, к примеру, при ведении строительных, дорожных и других работ, осуществлении дорожного движения, при приобретении определенных предметов и веществ, их хране­нии и использовании (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);

3) правила охраны собственности (в том числе, направленные на борьбу с мелкими хищениями чужого имущества), охраны животного ми­ра и рыбных запасов, охраны от потрав насаждений, посевов и др.;

4) правила, регулирующие общественное благоустройство (охрану от уничтожения или повреждения парковых, садовых насаждений, цвет­ников, газонов; складирование на улицах, тротуарах строительных мате­риалов, тары; уборку территории и т.п., а также правила охраны автомо­бильных дорог и дорожных сооружений);

5) правила в сфере порядка управления (паспортно-регистрационная система, пограничный режим, пребывание на территории России ино­странных граждан и лиц без гражданства и др.);

6) правила, регулирующие охрану здоровья граждан (приобретение или хранение наркотических средств, соблюдение санитарно- гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и т.п.),

7) правила, регламентирующие оборот этилового спирта, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции, сферу предпринимательской дея­тельности и потребительского рынка товаров и услуг;

8) установленные законодательством правила осуществления част­ной детективной и охранной деятельности.

Надзор полиции за соблюдением гражданами и должностными ли­цами общеобязательных требований правовых норм является основным организационно-правовым способом охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

В осуществлении контрольно-надзорной деятельности за соблюде­нием общеобязательных правил участвуют все сотрудники полиции, но для некоторых служб и подразделений, таких как, патрульно-постовая, участковых уполномоченных, лицензионно-разрешительной работы, ГИБДД и других, она является повседневной формой их служебной дея­тельности. Систематическое официальное наблюдение имеет определяю­щее значение в деле укрепления общественного порядка. Оно является важным психологическим фактором, предупреждающим многие противо­правные деяния.

В практике полиции сложились различные методы осуществления контрольно-надзорной деятельности:

- непосредственное наблюдение за выполнением гражданами и долж­ностными лицами общеобязательных или индивидуализированных правил;

- периодические проверки выполнения учреждениями, организаци- нми и гражданами правил общественной безопасности;

- проверка и выявление правонарушений по обращениям граждан, сообщениям в средствах массовой информации - печати, радио, телевиде­ния и др.

Полиция, в отличие от других государственных органов, в процессе контроля (надзора) нередко использует информацию о нарушениях, полу­чаемую путем негласного наблюдения и проверки. Однако основным ме­тодом контроля (надзора) полиции является непосредственное наблюде­ние за исполнением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения. Данный метод характерен для патрульных и постовых нарядов, участковых уполномоченных полиции, инспекторов ДПС I ’ИБДД, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних и дру­гих сотрудников, участвующих в охране общественного порядка и обес­печении общественной безопасности.

Для осуществления контроля (надзора) сотрудники полиции наделя­ются государственно-властными полномочиями, которые позволяют им: во- первых, вести наблюдение за точным выполнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил; во-вторых, принимать меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений; в-третьих, обеспе­чивать применение к правонарушителям мер государственного и обще­ственного воздействия. Поэтому контрольно-надзорную деятельность поли­ции нельзя рассматривать лишь в качестве пассивного наблюдения за ис­полнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил, как и сводить ее лишь к использованию мер принуждения. Недооценка силы общественного воздействия, предупредительных и воспитательных мер сужает социальный арсенал средств борьбы с правонарушениями.

Полиция осуществляет контроль (надзор) от имени государства и только по тем вопросам, которые законом возложены на нее. Проведение в жизнь законов и их неукоснительное исполнение обеспечивается широ­кой системой организационных мероприятий, проведением массово­ разъяснительной и другой работы. В то же время сотрудники полиции, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, наделяются пра­вом применения мер административного принуждения.

Исходя из сказанного, можно определить контрольно-надзорную де­ятельность полиции как систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением физическими (гражданами и должностными лицами) и юридическими лицами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность в целях предупреждения и пресечения их наруше­ний, выявления нарушителей и обеспечения применения к ним мер адми­нистративно-правового принуждения.

Таким образом, контрольно-надзорная деятельность полиции явля­ется разновидностью и неотъемлемой частью ее административной дея­тельности. Она выражается в осуществлении контроля (надзора) за пове­дением физических и юридических лиц с целью обеспечения их должного поведения и, таким образом, решения задач охраны общественного поряд­ка и обеспечения общественной безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.011 с.)