Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обязанности сотрудников полиции после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наибольшее количество обязанностей сотрудников органов внутренних дел приходится на завершающий этап применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это те действия, которые сотрудник полиции производит после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, среди них: 1). осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов загораний и повреждений объектов жизнеобеспечения (после применения специальных средств); 2). обеспечение лицам, получившим в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия телесные повреждения, первой помощи; 3). принятие мер к предоставлению пострадавшему медицинской помощи; 4). обеспечение охраны места применения физической силы, специальных средств и оружия, повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб; 5).уведомление прокурора о случаях смерти или ранения граждан, наступивших в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; 6).уведомление родственников или близких лиц гражданина, пострадавшего в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; 7). уведомление руководителя органа внутренних дел и представление сотрудником рапорта о применении специальных средств и огнестрельного оружия, а также физической силы, повлекшем смерть или ранение лиц. Первое, что надлежит сделать после применения специальных средств - это произвести осмотр местности и помещений, в которых они применялись. В процессе осмотра выявляются лица, пострадавшие от применения специальных средств, несработавшие специальные изделия. Такие изделия подлежат обезвреживанию. Так, как применение отдельных видов специальных средств может повлечь за собой возникновение очагов возгораний, то сотруднику надлежит внимательно обследовать место их применения и, по возможности локализовать эти очаги. Производится также устранение иных негативных последствий применения специальных средств, в случае необходимости - дегазация помещения. В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О полиции», сотрудник органов внутренних дел, применивший физическую силу, специильные средства или огнестрельное оружие, обязан оказать лицам, получившим в результате их применения телесные повреждения первую помощь, а также обеспечить предоставление медицинской помощи. Первая помощь состоит, прежде всего, в перенесении пострадавшего в безопасное место (если эго необходимо), остановке кровотечения. Обеспечение предоставления медицинской помощи состоит в самостоятельном пни через дежурного ОВД вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение. Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия - посягавшим, задерживаемым, пассажирам останавливаемого транспортного средства и случайным лицам (например, прохожим), причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись. Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо вначале произвести наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия для оказания сопротивления или нападения. В некоторых случаях сложившаяся ситуация может воспрепятствовать выполнению сотрудниками полиции рассматриваемой обязанности (получивший ранение преступник не бросил оружия, продолжает угрожать сотруднику полиции и т.д.). Поэтому следует принимать во внимание возможность возобновления посягательства или прибытия на место происшествия соучастников раненного (последний может вызвать их, скажем, по радиотелефону). Далее, сотрудник полиции должен обеспечить охрану места применения специальных средств и оружия, повлекшего смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб (место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия). Если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия повлекло смерть, ранение граждан или значительный имущественный вред (например, взрыв автомобиля) и необходимость в дальнейшем применении оружия отпала, сотрудник полиции, как и в любом другом случае, когда он сталкивается с событием, угрожающим личной или общественной безопасности, обязан в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» принять возможные меры к охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение полиции. Посторонние к телу убитого не подпускаются, израсходованные специальные средства, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чистится, не разряжается, а лишь ставится на предохранитель. Сотрудником принимаются меры по сохранению места происшествия в неприкосновенном виде. Оперативный дежурный органа внутренних дел, получив сообщение о применении сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, немедленно докладывает об этом начальнику органа и в большинстве случае направляет на место происшествия наряд полиции, вооруженный табельным оружием и специальными средствами. По прибытии работников прокуратуры и (или) органа внутренних дел для производства следственных или служебно-проверочных действий сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, информирует их о случившемся и действует в соответствии с их указаниями. Специальные средства, оружие, вместе с оставшимися боеприпасами сотрудник полиции передает прокурору (следователю, оперативному дежурному или начальнику органа внутренних дел). Далее сотрудник действует в порядке, определяемом начальником органа внутренних дел. Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О полиции»: «о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов». Уведомление прокурора осуществляется, как правило, дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия. Это необходимо для того, чтобы представитель прокуратуры, которой, как известно, подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками полиции, имел возможность своевременно выехать на место происшествия для его осмотра. Необходимо, также уведомить в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов, близких родственников или близких лиц граждан, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудником органов внутренних дел. Чтобы исключить возможные негативные последствия для самого сотрудника и излишнее психологическое травмирование родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, их уведомление осуществляется, как правило, не самим сотрудником полиции, применившим силу или оружие, а руководителем или дежурным ОВД. О происшедшем и точном местонахождении пострадавших уведомляется супруг, кто-либо из родственников или близких людей. Обязанность сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получившем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть. Уведомление родственников, как уже было отмечено ранее, осуществляется в кратчайшие сроки, но не позднее 24 часов и не ранее чем будет достоверно установлена личность пострадавшего и его родственников. После этого, сотрудник обязан подготовить и представить начальнику рапорт о применении специальных средств и огнестрельного оружия. Ч. 8 ст. 19 Федерального закона обязывает сотрудника полиции в течение 24 часов представить рапорт «о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия» своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции. В рапорте указываются: обстоятельства, которые привели к применению специального средства или огнестрельного оружия; вид специального средства или огнестрельного оружия, время и место его применения; условия, цели и результаты применения специального средства или огнестрельного оружия; вид предупреждения о применении специального средства или огнестрельного оружия (количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов); сведения о лицах, против которых оно применялось и возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; меры по оказанию помощи пострадавшим; время информирования о случившемся дежурного по органу внутренних дел. Своим рапортом сотрудник органа внутренних дел должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, доказывает, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к физической силе, специальному средству или огнестрельному оружию. 53.Понятие административного контроля (надзора) полиции и его виды. Среди основных направлений административной деятельности органов внутренних дел (полиции) важное место занимает контрольно-надзорная деятельность. Она представляет собой внешненаправленную деятельность полиции, суть которой состоит в наблюдении за состоянием определенных объектов, поведением граждан в общественных местах, выявлении и пресечении правонарушений, применении мер административного принуждения, в том числе, мер административной ответственности. Административный надзор является разновидностью контрольнонадзорной деятельности полиции. К основным чертам административного надзора можно отнести следующие: - осуществление его службами и подразделениями, для которых данная функция является основной, а иногда даже единственной; - наблюдение за соблюдением общеобязательных правил или специальных правовых норм; - оценка действий поднадзорного объекта только с точки зрения их законности, а не целесообразности; - надведомственный характер, поскольку между субъектом и объектом наблюдения нет организационной подчиненности, т.е. отношений служебного подчинения; - наделение субъектов осуществления надзора властными полномочиями и правом применения к нарушителям мер административного принуждения. В зависимости от круга лиц и объектов, за которыми полиция осуществляет официальное наблюдение, можно выделить три разновидности административного надзора: - надзор в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в служебном, организационном или ином подчинении полиции, за соблюдением ими общеобязательных правил (предписаний и запретов). Этот вид надзора распространяется на всех граждан и должностных лиц, на которых возлагаются определенные обязанности, например, соблюдать правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, регистрационных правил и т. п.). Данный вид надзора в литературе именуют иногда общим надзором полиции; - надзор в отношении определенного круга субъектов и по конкретным вопросам (например, за лицами, имеющими огнестрельное оружие или индивидуальные транспортные средства, за иностранными гражданами, находящимися на территории России, и др.). Указанные категории лиц наряду с выполнением общеобязательных норм должны соблюдать правила* действующие в отношении охотников, владельцев транспортных средств, иностранных граждан во время их пребывания в России, лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью; - надзор персональный (индивидуальный), осуществляемый в отношении строго определенных законом категорий лиц (например, в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы или осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно). Этот вид надзора в литературе нередко называют специальным надзором. Общие контрольно-надзорные полномочия полиции определены в ФЗ «О полиции». Полномочия по применению принудительных мер воздействия, в том числе и административных санкций, применяемых к правонарушителям, установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в правовых актах субъектов Российской Федерации (см. ст. 76 Конституции Российской Федерации). При всем многообразии правил, за соблюдением которых полиция осуществляет контроль (надзор), по характеру регулируемых отношений их можно свести в несколько основных групп: 1) правила, регламентирующие поведение граждан на улицах, в парках и других общественных местах, в том числе при проведении спортивных и иных массовых мероприятий; 2) правила по обеспечению общественной безопасности, к примеру, при ведении строительных, дорожных и других работ, осуществлении дорожного движения, при приобретении определенных предметов и веществ, их хранении и использовании (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.); 3) правила охраны собственности (в том числе, направленные на борьбу с мелкими хищениями чужого имущества), охраны животного мира и рыбных запасов, охраны от потрав насаждений, посевов и др.; 4) правила, регулирующие общественное благоустройство (охрану от уничтожения или повреждения парковых, садовых насаждений, цветников, газонов; складирование на улицах, тротуарах строительных материалов, тары; уборку территории и т.п., а также правила охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений); 5) правила в сфере порядка управления (паспортно-регистрационная система, пограничный режим, пребывание на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.); 6) правила, регулирующие охрану здоровья граждан (приобретение или хранение наркотических средств, соблюдение санитарно- гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и т.п.), 7) правила, регламентирующие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сферу предпринимательской деятельности и потребительского рынка товаров и услуг; 8) установленные законодательством правила осуществления частной детективной и охранной деятельности. Надзор полиции за соблюдением гражданами и должностными лицами общеобязательных требований правовых норм является основным организационно-правовым способом охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В осуществлении контрольно-надзорной деятельности за соблюдением общеобязательных правил участвуют все сотрудники полиции, но для некоторых служб и подразделений, таких как, патрульно-постовая, участковых уполномоченных, лицензионно-разрешительной работы, ГИБДД и других, она является повседневной формой их служебной деятельности. Систематическое официальное наблюдение имеет определяющее значение в деле укрепления общественного порядка. Оно является важным психологическим фактором, предупреждающим многие противоправные деяния. В практике полиции сложились различные методы осуществления контрольно-надзорной деятельности: - непосредственное наблюдение за выполнением гражданами и должностными лицами общеобязательных или индивидуализированных правил; - периодические проверки выполнения учреждениями, организаци- нми и гражданами правил общественной безопасности; - проверка и выявление правонарушений по обращениям граждан, сообщениям в средствах массовой информации - печати, радио, телевидения и др. Полиция, в отличие от других государственных органов, в процессе контроля (надзора) нередко использует информацию о нарушениях, получаемую путем негласного наблюдения и проверки. Однако основным методом контроля (надзора) полиции является непосредственное наблюдение за исполнением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения. Данный метод характерен для патрульных и постовых нарядов, участковых уполномоченных полиции, инспекторов ДПС I ’ИБДД, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних и других сотрудников, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Для осуществления контроля (надзора) сотрудники полиции наделяются государственно-властными полномочиями, которые позволяют им: во- первых, вести наблюдение за точным выполнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил; во-вторых, принимать меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений; в-третьих, обеспечивать применение к правонарушителям мер государственного и общественного воздействия. Поэтому контрольно-надзорную деятельность полиции нельзя рассматривать лишь в качестве пассивного наблюдения за исполнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил, как и сводить ее лишь к использованию мер принуждения. Недооценка силы общественного воздействия, предупредительных и воспитательных мер сужает социальный арсенал средств борьбы с правонарушениями. Полиция осуществляет контроль (надзор) от имени государства и только по тем вопросам, которые законом возложены на нее. Проведение в жизнь законов и их неукоснительное исполнение обеспечивается широкой системой организационных мероприятий, проведением массово разъяснительной и другой работы. В то же время сотрудники полиции, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, наделяются правом применения мер административного принуждения. Исходя из сказанного, можно определить контрольно-надзорную деятельность полиции как систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением физическими (гражданами и должностными лицами) и юридическими лицами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления нарушителей и обеспечения применения к ним мер административно-правового принуждения. Таким образом, контрольно-надзорная деятельность полиции является разновидностью и неотъемлемой частью ее административной деятельности. Она выражается в осуществлении контроля (надзора) за поведением физических и юридических лиц с целью обеспечения их должного поведения и, таким образом, решения задач охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.011 с.) |